Дополительное образование
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Дубашеева Галина Александровна

Программа дополнительного образовния по социально-коммуникативному развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_logoritmika_srednyaya_grppa.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительного образования

в средней группе «Б» «Солнышко»

по направлению

- Социально-педагогическое

Кружок «Логоритмика»

                                                                                                                                       Составил воспитатель:

     Дубашеева Г.А.

Пояснительная записка

Речь – одна из важных сторон развития ребенка.  Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто  это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

        Формы и методы: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

Цель: создание социально ситуации развития через познавательно-речевую деятельность.

Задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать координацию, переключаемость движений;
  • формирование двигательных навыков.

Принципы реализации программы: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

Форма и режим занятий: фронтальная, 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 30 занятий.

Ожидаемые результаты: повышение уровня развития речи, увеличение объема памяти, развитие двигательных навыков, развитие артикуляционного аппарата.

Мониторинг: для подведения итогов реализации программы будет проведена оценка речевого развития детей.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Цель

План

Октябрь

1

У Кошки день рождения

Формирование привычки действовать в соответствии со словами.

Развитие артикуляционного аппарата.

Воспитывать традицию праздновать день рождения.

Пальчиковая игра Улитка

Упражнение «Киска»

Двигательные упражнения «Мы-птички»

РНП «Кукушечка»

Логопедическая гимнастика

Ритмическая игра «Барашек»

Чистоговорка

Стихотворения с движением «Петушок»

Немецкая народная песенка «Хохлатка»

Игра «Кошка и цыплята»

Скороговорка «Щенок»

Игра «Шел Молчан»

2

Лесные звезды

Расширять представление детей об осени. Развитие артикуляционного аппарата, двигательных навыков. Развитие слухового восприятия.

Упражнение «Киска»

Ритмическая игра «Барашек»

Песня о дождике

Фонопедическое упражнение «Осенние листья»

Пальчиковая игра Улитка

РНП «Кукушечка»

Танец-игра «Эх, зайка!»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка

Песня об осени

3

Зайка-огородник

Повторить тему «овощи», развивать двигательные навыки. Развивать артикуляционный аппарат.

Чистоговорка

Ритмическое упражнение «Барашек»

Двигательное упражнение «Козочка»

Пальчиковая игра «Сосна»

Песня «Ежик и мыши»

Логопедическая гимнастика

Фонопедическое упражнение

Танец-игра «Эх, зайка!»

4

Любимое кушаеье

Познакомить детей с любимым угощением зверей. Развивать умение координировать слух и движения; слуховое внимание.

Песня «Зайка»

Пальчиковая игра «Сосна»

Логопедическая гимнастика

Скороговорка «Три сороки»

Песня «Ежик и мыши»

Чистоговорка «Пчелы»

Танец-игра «Эх, зайка!»

Игра на внимание «Погоня»

5

Дорога на мельницу

Развитие артикуляционного аппарата, координации движений познакомить с процессом изготовления муки.

Пальчиковая игра «Листопад»

Песня об осени

Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

Игра на внимание «На коне-скакуне»

Песня «Огородная-хороводная»

Чистоговорка на звук (ш)

Пальчиковая игра «Сосна»

Песня «Зайка»

Логопедическая гимнастика

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Ноябрь

6

Верные друзья

Расширять представления детей о дружбе. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать речевое дыхание. Развивать чувство ритма.

Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

Песня «Зайка»

Пальчиковая игра «Листопад»

Чистоговорка (ц)

Хоровод «Огородная-хороводная»

Песня «Ежик и мыши»

Польская народная игра «На мельнице»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Игра на внимание «На коне-скакуне»

Логопедическая гимнастика

7

Сказка про зайцев

Знакомить детей с повадками зайцев. Формировать речевое дыхание. Развивать двигательные навыки.

Песня «Зайка»

Пальчиковая игра «Листопад»

Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

Двигательное упражнение «Зайки»

Массаж рук «Умывалочка»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (б-б,)

Польская народная игра «На мельнице»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Игра на внимание «На коне-скакуне»

Игра на развитие дыхания

8

Круглый год

Познакомить детей с тем как зимуют звери в лесу. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать крупную моторику. Воспитывать привычку заботиться о животных.

Игра на внимание «На коне-скакуне»

Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

Английская народная песня «Зарядка»

Логопедическое упражнение «Болтушка»

Массаж рук «Умывалочка»

Песня «Зайка»

Двигательное упражнение «Зайка»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (б-б,)

Польская народная игра «На мельнице»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Пальчиковаяигра «Листопад»

Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц

9

Времена года

Познакомить с временем года «зима», зимняя одежда. Развивать артикуляционный аппарат; координацию движений. Развивать

Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц

Чистоговорка (н-н,)

Песня «Зайка»

Фонопедическое упражнение «Весна»

Логопедическая гимнастика

Ритмическая игра «Воробьи и ворона»

Массаж рук «Умывалочка»

Пальчиковая игра «Листопад»

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Английская народнаяпесня «Зарядка»

Песня о зиме

10

Про Мурочку-Мурысоньку

Повторить потешку «Кисонька-Мурысонька». Формировать умение двигаться по кругу. Развивать артикуляционные аппарат; внимание.

Английская народнаяпесня «Зарядка»

Массаж рук «Умывалочка»

Чистоговорка (к-к,)

Логопедическая гимнастика

Песня о зиме

Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц

Польская народная игра «На мельнице»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Песня «Зайка»

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Двигательное упражнение «Зайки»

Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка»

Новогодний хоровод

Декабрь

11

Мурка в город собирается

Познакомить со сказкой, приметами зимы. Формировать чувство ритма. Развивать артикуляционный аппарат; слуховое внимание.

Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Песня о зиме

Чистоговорка (к-к,)

Логопедическая гимнастика

Двигательные упражнения «Дорожка»

Французская народная игра «Ленивый мельник»

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Пальчиковая игра «Елочка»

Новогодний хоровод

Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка»

12

Как Мурочка Деда Мороза будила

Познакомить с наступающим праздником Нового года. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, координацию движения.

Русская народная потешка «Кисонька-Мурысонька»

Двигательные упражнения «Дорожка»

Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабление мышц

Двигательное упражнение «Зайки»

Логопедическая гимнастика

Игра «Догонялки с мишкой»

Чистоговорка (р-р,)

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Пальчиковая игра «Елочка»

Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка»

Новогодний хоровод

13

Дед Мороз

Вызвать у детей радость от встречи нового года. Совершенствовать навык детей ходить по кругу. Развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат.

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Стихотворение «Как на горке снег»

Игра «Догонялки с мишкой»

Логопедическое упражнение «Лошадка»

Чистоговорка ц

Песня о Деде Морозе

Фонопедическое упражнение «Зверюшки»

Двигательное упражнение «Дорожка»

Пальчиковая игра «Елочка»

Стихотворение с движением «Мурочка-Снегурочка»

Новогодний хоровод

14

Снегурочка на новогодней елке в лесу

Развитие координации движений, внимания. Формирование речевого дыхания. Развитие  артикуляционного аппарата.

Упражнение на укрепление мышц губ и формирование навыка равномерного продолжительного выдоха

Чистоговорка (к-к,)

Дыхательное упражнение «Дорожка»

Логопедическая гимнастика

Пальчиковая игра «Елочка»

Елочный хоровод

Стихотворение «Как на горке снег»

Игра «Догонялки с мишкой»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Новогодний хоровод

Январь

15

Волчья песня

Развивать артикуляционый аппарат, внимание. Вызывать желание помогать другим. Расширять представления детей о праздновании Нового года.

Русская народная скороговорка «Наш Полкан»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Пальчиковая игра «Елочка»

Новогодни хоровод

Стихотворение «Как на горке снег»

Игра «Догонялки с мишкой»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Логопедическая гимнастика

16

Петушок

Расширять представления детей о зиме. Развивать мелкую моторику, координацию движения.

Стихотворение «Как на горке снег»

Песня «Строим дом»

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Упражнение на координацию «Хозяюшка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Упражнение на развитие внимания «Спасатели»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка ч

Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

17

Лисичка со скалочкой

Вспомнить сказку Лисичка со скалочкой. Развивать память, внимание. Формирование речевого дыхания.

Стихотворение «Как на горке снег»

Песня «Строим дом»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

Пальчиковая  игра «Гусь»

Чистоговорка (с-с,)

Упражнение на координацию «Хозяюшка»

Логопедическая гимнастика

Двигательное упражнение «Побежали»

18

Петух да собака

Познакомить с русской народной сказкой «Петух да собака». Воспитывать трудолюбие. Развивать слух, внимание, артикуляционный аппарат.

Упражнение на координацию «Хозяюшка»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Пальчиковая игра «Гусь»

Игра «Мышеловка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Чистоговорка (ж, ш и щ)

Хоровод «Будем маме помогать»

Упражнение на координацию «Лиса»

Песня «Строим дом»

Логопедическая гимнастика

Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

Февраль

19

Бременские музыканты

Развивать координацию движения, артикуляционный аппарат. Воспитывать дружеские чувства.

Упражнение на координацию «Хозяюшка»

Упражнение на развитие дыхания

Пальчиковая игра «Гусь»

Логопедическая гимнастика

Игра «Мышеловка»

Русская народная песня «Курочка-Рябушечка»

Упражнение на развитие дыхания «Кукареша»

Песня «Строим дом»

Упражнение на координацию «Лиса»

Хоровод «Будем маме помогать»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Английская песня-игра «Ку-ка-ре-ку»

20

Возьми меня с собой

Познакомить с праздником «23 февраля». Развивать речь, двигательную координацию. Воспитывать патриотические чувства.

Упражнение на развитие дыхания «Самолет»

Песня «Самолет»

Фонопедическое упражнение «Машина»

Упражнение на внимание «Светофор»

Логопедическая гимнастика

Игра на внимание «Молодой солдат»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Хоровод «Будем маме помогать»

21

А что у вас?

Познакомить детей со стихотворением С.Михалкова «А что у вас?». Развивать двигательную координацию. Воспитывать уважение к старшим. Знакомить с проессиями.

Песня о бабушке

Логопедическая гимнастика

Игра «Мышеловка»

Упражнение на развитие внимания «Воздушный шар»

Фонопедическое упражнение «Самолет»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Фонопедическое упражнение «Машина»

Пальчиковая игра «Иголка»

Песня о маме

22

Вот так мастера!

Расширять представления детей о профессиях. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать мелкую моторику.

Хоровод «Будем маме помогать»

Фонопедическое упражнение «Машина»

Логопедическая гимнастика

Песня «Строим дом»

Пальчиковая игра «Иголка»

Коммуникативная игра «Оладушки»

Ритмическая игра «Сапожник»

Диалог «Сапожник»

Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»

Упражнение на дыхание «Воздушный шар»

Песня о маме

Март

23

Как стать большим

Познакомить детей со сказкой Г.Цыферова. Воспитывать  привычку помогать маме. Вызывать сочувствие. Развивать речь, память.

Стихотворение с движениями «Тик-так»

Песня «Часы»

Пальчиковая игра «Иголка»

Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»

Логопедическая гимнастика

Диалог «Сапожник»

Ритмическая игра «Сапожник»

Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»

Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик»

Чистоговорка (в-в,)

Хоровод «Будем маме помогать»

Песня о маме

24

Даша и Маша

Познакомить с временем года: Весна. Развивать артикуляционный аппарат, внимание. Вызывать радость от весеннего пробуждения природы. Воспитывать привычку помогать взрослым. Расширять представления о дружбе.

Песня о весне

Двигательные упражнения «В лес»

Хоровод «Цветы»

Пальчиковая игра «Иголка»

Логопедическая гимнастика

Русская народная закличка «Солнышко»

Ритмическая игра «Сапожник»

Диалог «Сапожник»

Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»

Упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар»

Чистоговорка(н-н,) (д-д,)

Стихотворение с движениями «Тик-так»

Песня «Часы»

25

Горшочек каши

Познакомить детей со сказкой братьев Гримм, с приметами весны. Развивать слух, внимание. Воспитывать желание помогать братьям нашим меньшим.

Русская народная закличка «Солнышко»

Пальчиковая игра «Иголка»

Песня о весне

Стихотворение с движениями «Фиалка»

Хоровод «Цветы»

Песня «Варись, каша!»

Ритмическая игра «Сапожник»

Диалог «Сапожник»

Двигательное упражнение «Сапожок»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (ш)

Белорусская народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка»

Песня «Часы»

26

Как Мышонок стал трудолюбивым

Приучать детей к трудолюбию. Развивать память, мышление, внимание. Развивать координацию движений.

Весенний хоровод

Чистоговорка на шипящие звуки

Русская народная закличка «Солнышко»

Двигательное упражнение» Побежали»

Общая пляска

Словенская народная песня «Белка пела и плясала»

Двигательное упражнение «Сапожок»

Ритмическая игра «Молотки»

Песня «Варись, каша»

Стихотворение с движением «Фиалка»

Хороводная игра «на лесной полянке»

Хоровод «Цветы»

Апрель

27

Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку

Познакомить детей с русской народно сказкой. Воспитывать привычку помогать маленьким, приходить на выручку товарищу. Развивать память, внимание; координацию движений.

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Логопедическое упражнение

Чистоговорка (ж)

Хоровод «Цветы»

Стихотворение с движением «Фиалка»

Словенская народная песня «Белка пела и плясала»

Логопедическая гимнастика

Песня «Варись, каша»

Хороводная игра «на лесной полянке»

28

Чьи это ушки?

Уточнить знания детей о полевых цветах. Развивать память, речь. Воспитывать чувство сопереживания и желание помогать.

Чистоговорка (н-н,)

Песня о весне

Стихотворение с движениями «Фиалка»

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Ритмическая игра «Молотки»

Словенская народная песня «Белка пела и плясала»

Логопедическая гимнастика

Подвижная игра «Филин и мыши»

Песня «Варись, каша»

Хороводная игра «на лесной полянке»

29

История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти

Расширять знания детей о домиках лесных жителей.. Развивать память, внимание; артикуляционный аппарат.

Пальчиковая игра «Десять мышат»

Двигательное упражнение «Мышиная зарядка»

Массаж рук «Умывалочка»

Логопедическая гимнастика

Хороводная игра «На лесной полянке»

Чистоговорка (ч-ш)

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Подвижная игра «Филин и мыши»

Стихотворение с движением «Семейка»

Песня «Варись, каша!»

30

Красный фонарик

Познакомить со сказкой С. Прокофьевой. Приучать к уважению к желанию других. Развивать координацию движений; артикуляционный аппарат.

Пальчиковая игра «Десять мышат»

Стихотворение с движением «Семейка»

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

Хороводная игра «На лесной полянке»

Подвижная игра «Филин и мыши»

Логопедическая гимнастика

Чистоговорка (д-д,)

Массаж рук «Умывалочка»

Песня «Варись, каша!»

Танец «Веселая полька»

Список литературы

  1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  5. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Программа дополительной образоватьелной деятельности «Удивительный мир» для детей среднего дошкольного возраста

Программа направлена на расширение сенсорных возможностей у детей среднего дошкольного возраста, используя полисенсорную основу (использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств)....

Дополительное образование

Программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию...