Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. Старший дошкольный возраст.
картотека по развитию речи (старшая группа)
В данном материале представлена подборка упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам, изучамым в старшей и подготовительной группах коррекционной направленности для детей с ТНР. материал может быть полезен для воспитателей, работающих и в группах общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад | |
Это – кукла, Это – мишка, Это - зайка, Это – книжка,. Это – добрый, добрый слон, Это звонкий телефон. | Большой палец, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец, Кулачок. |
Игрушки | |
У Антона есть игрушки: Вот веселая лягушка, Вот железная машина. Это мяч, он из резины, Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. | Показываем руку, Большой палец, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец. |
Осень | |
Солнышко греет уже еле-еле, Перелетные птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре Поздняя осень стоит на дворе. | Поочередно соединяют пальцы обеих рук, начиная с больших, на каждую примету. Руки сжимают в «замок». Разводят руками пред собой. |
Овощи-огород | |
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Дети делают ладошки «корзинкой» Большой палец, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец Большой палец. |
Фрукты-сад | |
Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. | Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладонями вокруг и на себя. |
Лес. Деревья. | |
Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки Появляются листочки! | Сложить руки в кулачки, затем на слове «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы. |
- Ты, рябинушка, раскудрявая, Ты когда взошла, когда выросла? - Я весной взошла, летом выросла, По зорям цвела, солнцем вызрела. | На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с каждым пальцем, начиная с указательного, сначала на правой, затем на левой руке. |
Грибы | |
Я корзинку в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Подосиновик, масленок, Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь – Не играют в прятки пусть! А мухомор не понесу, Пусть останется в лесу! | Имитируем взятие корзинки. Показывают удивление, разводят руки в стороны. Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца правой руки. Грозят пальцем большому пальцу левой руки. |
Перелетные птицы | |
Мы построили скворечню Для веселого скворца, Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки- Черненькие перышки. | Стучат кулаками друг о друга. Сводят руки над головой домиком. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Ритмично соединяют каждый палец с большим в колечки по 2 раза. |
Одежда | |
Танечка, бери иголку, Сошьём рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. | Показывают указат. палец правой руки – иголку. Вращают указат. пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Затем тоже с другой рукой. |
Бытовые приборы | |
Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос? Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. | Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд) то же, но ладони обращены друг к другу. Соприкосновение кончиков пальцев. |
Семья | |
Кто приехал? Мы, мы, мы! Мама, мама, это ты? Да, да, да! Папа, папа, это ты? Да, да, да! Братец, братец, это ты? Да, да, да! Ах, сестричка, это ты? Да, да, да! Все мы вместе, да, да, да! | Пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают кончики больших пальцев. Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных одновременно хлопают. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики указательных. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики средних пальцев. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики безымянных. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши |
Посуда | |
Посуду моет наш Антошка. Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. | Трут ладони друг о друга - «моют посуду» Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца Имитирующие движения. |
Зима | |
Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | Поочередно соединяют большой палец с остальными. |
Домашние животные | |
Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! | Начиная с мизинца правой руки, разгибают пальцы, пошевеливая ими, приветствуя животных. Затем на левой руке тоже самое. |
Домашние животные | |
Кусается сильно котенок глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш. А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Не тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). Можно пощипывания выполнять пальцами руки. |
Дикие животные | |
Это – зайчонок, Это – бельчонок, Это – лисенок, Это – волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, лохматый, смешной медвежонок. | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Вращают большим пальцем. |
Животные жарких стран | |
За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой – крокодиленок, За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок. За зеброй спешит полосатый зебренок. За кем же тропится каждый ребенок? | Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших. |
Животные холодных стран | |
Тёпы – тяпы, тёпы – тяпы, Это ласты, а нелапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети. | Ладошками с плотно сомкнутыми пальцами похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны. |
Зима | |
Ой, сердит мороз! Ветки снегом занес. Хватает за нос. Щиплет до слез. Ребятишки не испугаются И на лыжах, И на саночках катаются, Над морозом сердитым Потешаются. | Качают головой, взявшись за нее руками. Взмахивают кистями рук. Хватают себя за нос. Щиплют себя за щеки. Грозят пальчиком. «Едут на лыжах». «Едут на санках». Прыгают, одновременно хлопая в ладоши. |
Новый год | |
Праздник приближается, Ёлка наряжается. Мы развесили игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. | Поднимают руки вверх к «макушке ели», и, опуская вниз, разводят в стороны. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Крутят ладошами в воздухе «фонарики» |
Зимние забавы | |
Мы лепили снежный ком, Ушки сделали потом. Вместо глаз – угольки нашлись для нас. Кролик вышел как живой: И с хвостом, и с головой. За усы не тяни – Из соломинки они. Длинные, блестящие, Точно настоящие. | Имитация лепки комочка. Указательным и большим пальцем делаем прищепы. Щепоть из пальчиков – угольки. Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут». Имитация движения: щепотью тянем усики. |
Зимующие птицы | |
Снегирь и сорока, клест и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по-прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же сами. | Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладываем горошины по одной в другую кружку. (Можно двумя руками одновременно, большим и указат., большим и безымянным пальцем и т.д. |
Мебель | |
Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! | Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Поднимают зажатые кулачки вверх. |
Транспорт | |
Автобус, троллейбус, машина, трамвай О них ты на улице не забывай В морях – корабли, ледоколы, суда Они очень редко заходят сюда. | Соединяют поочередно все пальцы с большим, начиная с указательного, на каждый ударный слог. (Со сменой рук) |
Профессии на транспорте | |
Все машины по порядку Подъезжают на заправку: Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз. | Обеими руками «крутят руль» перед собой Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки. |
23 февраля – день защитников Отечества | |
Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой! | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Стройка. Профессии на стройке. | |
Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял, Солнце было, дождик шел, И тюльпан в саду расцвел! | Руки «домиком» над головой. Пальцы обеих рук соединить в кружочек. Ладони рук соединяем вертикально. Одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики. Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой. Сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены, затем опускаем вверх стряхивающими движениями. Соединяем вместе ладони и медленно раскрываем пальчики - «бутон тюльпана». |
8 марта – мамин праздник | |
Мама в дом войдет и ахнет: - Чем у нас в квартире пахнет? - Много чем, - ответим маме.- -Раз – горелыми блинами, Два – разбитыми духами, Три – штанами в рыбьем жире… Мама скажет: - А четыре – Пахнет стиркой и уборкой. А еще хорошей поркой! | Шагают пальцами обеих рук по столу. Пожимают плечами. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счет. |
Весна | |
Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Пальцами «идут» по столу. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца. |
Комнатные растения. | |
Утром рано он закрыт, Но к полудню ближе Раскрывает лепестки, красоту их вижу. К вечеру цветок опять закрывает венчик, И теперь он будет спать До утра, как птенчик. | Кисти рук плотно сомкнуты. Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон. Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок. Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок. Кисти рук возвращаются в исходное положение. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон. |
Пресноводные и аквариумные рыбы. | |
Мы в подводном мире, друг, Рыбы плавают вокруг: Рыба – меч и рыба - пила, Рыба – удильщик и рыба – игла. | «Плывут» руками. Волнообразные движения правой, затем левой ладошкой. Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца. |
Ранняя весна. Весенние работы на селе. | |
Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки Появляются листочки! | Сложить руки в кулачки, затем на слове «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы. |
Космос | |
Вокруг Земли Луна летает, А вот зачем – сама не знает. | Два мячика су-джок (грецких ореха) ребенок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шаров). |
Хлеб | |
Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, Порогов мы напечем, напечём. | Имитирующие движения обеими руками одновременно. |
Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают пальчики «Лепят» ладошками Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Гладят живот. |
Дом моды. Модельер. | |
Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке: -Шей, а колоться ты не смей! | В правой руке воображаемая иголка «шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке. Надевают наперсток. «Шьют». Грозят пальчиком. |
Наша страна. Мой город. | |
Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую! | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. |
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу. На ней быка изобразил, А рядом с ним корову. Направо дом, на лево сад… В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол, Тянусь как можно выше. Уф! Свой рисунок приколол | «Рисуют» карандашом. Сжимают, разжимают кулачки. Показывают рога.
Показывают крышу дома. «Рисуют» кочки и яблочки.
Тянут руки как можно выше. |
Дом и его части | |
Тук-тук-тук, строим дом, Дом высокий, дом с окном, С острой крышей и трубой, В доме я живу с тобой! | Кулачком стучим по кулачку, Руки вверх , показываем «окно» , «крышу», Руку вверх – «трубу» Указываем на себя и обнимаемся. |
Насекомые | |
Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Сжимают-разжим. Пальцы Сжимают пальцы в кулак , начиная с большого. Вращают мизинцем. Прячут руки за спину. |
9 мая – День Победы | |
Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. Два гвардейца – храбреца! Два сметливых молодца! Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки! | Сжимают – разжимают пальцы обеих рук. Одновременно выставляют пальцы вперед большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы). Показывают большие пальцы. |
Лето. Цветы на лугу. | |
До чего хорош денек: Веет легкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи! И не надо ни сапог, Ни рубахи, ни чулок, Ни тужурки, ни калош… До чего денек хорош! | Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Плавные движения ладонями к себе. Поднимают руки вверх, пальцы растопырены. Поочередно загибают пальцы на двух руках одновременно. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. |
Части тела человека | |
Это – правая рука, Это – правая нога, Ухо правое у нас, А вот это – правый глаз. | Показывают соответствующую часть тела. |
Скоро в школу | |
В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем. В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться и стараться. | Шагают по столу пальцами обеих рук. Показывают кулак. Загибают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с большого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...
Картотека детской художественной литературы по лексическим темам старшего дошкольного возраста
Картотека детской художественной литературы по лексическим темам старшего дошкольного возраста поможет воспитателям при планировании совместной деятельности с детьми, при выборе произведений для чтени...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темамдля детей с ТНР (старший дошкольный возраст)....
Пальчиковая гимнастика "Пейзаж". Лексическая тема недели "Профессия. Художник" для детей дошкольного возраста средней группы
За окном метет метельМы займемся творчеством в этот дивный день? (ответ детей: «дааа») На планшет свою бумагу мы закрепим синююпоказываем класс обеими рука, делаем нажимы больши...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста...