Развиваем, играя!
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Речевые игры для занятий с ребенком дома и на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем, играя!

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаю Вам игры и упражнения по развитию речи у детей, которые легко использовать дома и на прогулке. Речевые игры не только совершенствуют речь дошкольника, но и расширяют знания об окружающем мире. Они помогут увеличить словарный запас, тренировать разговорный навык ребенка, и научат ваших детей выражать свои мысли.

  1. Игра «Кто больше знает?»
    Цель: развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных  предметов.
    Вариант 1. Взрослый показывает предмет  обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
    Вариант 2. Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
    Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
    Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и  запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.)
  3. Игра «Найди связь или что общего?»
    Цель: развитие памяти, речи.
    Вариант 1. Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
    Вариант 2. Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили  в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.
  4. Игра «Звук заблудился»
    Цель: развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
    Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).
  5. Игра «Словесное дерево»
    Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
    Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
    «Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
    Ребенок начинает называть слова-родственники  слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
    Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
    Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.
  6. Игра «Угадай, кто ты?»
    Цель: тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
    Ребёнок одевает на голову  взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
    - Я живое существо или нет? - Да
    - Я большое или маленькое? - Маленькое
    - Я живу в лесу или дома? - В лесу
    - У меня перья или мех? - Мех
    - Я зимой сплю? - Нет
    - Я линяю? - Да
    - У меня уши, какие? - Длинные
    - Чем я питаюсь? - Корой, травой
    - Я – Заяц? - Да.
    Затем педагог меняется ролями с ребёнком.
  7. Игра «Признаки предмета (объекта)»
    Цель игры: расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
    Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
    Вариант 1. Придумать как можно больше признаков, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
    Вариант 2. Обдумать перечисленные признаки и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
    Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
    Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).
    Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).
    Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).
    Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).
    Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).
    Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).
    Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).
    Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).
    Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).
  8. Игра «Путаница»
    Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
    В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
    Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
    Я купил 
    батон, предъявил его проводнику и сел в поезд.  (билет)
    На улице была жара, поэтому Маша надела 
    шубу. (сарафан)
    На крыше бабушкиного дома была 
    палка, из которой шел дым, когда топилась печь.  (труба)
    Когда 
    рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну.  (стемнело)
    Я люблю купаться на пляже и валяться на 
    асфальте. (песке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...