Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звёздочки»

«Путешествие в страну Красивой речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_konspekt.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Звёздочки»

«Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.

Задачи (О.О. Речевое развитие):

  • Формировать умения обобщать, классифицировать слова;
  • Упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
  • Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове и отмечать его на схеме;

О.О. Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
  • Развивать коммуникативные навыки ребенка в общении с взрослым и сверстниками

О.О. Физическое развитие:

  • Развивать крупную моторику и координацию движений рук.

Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Демонстрационный материал: мольберт с магнитами, письмо, конверт, сундук, части ключа, профессор Речевик, схема слова (с гласным, согласным звуком).

Раздаточный материал: карточки с картинками.

Ход НОД

1 часть

-Ребята, к  нам в группу сегодня пришел Профессор Речевик и принёс письмо, давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи»

-Ребята, хотите получить подарки от Профессора?

Что для этого надо сделать?

Куда мы с вами отправимся?

-Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но вот и первая сложность: на чём мы туда отправимся?

2 часть

Упражнение «Назови ласково»

Взрослые ездят на машине, а дети … (на машинке)

Взрослые плавают на корабле, а дети … (на кораблике)

Взрослые летают на вертолёте, а дети … (на вертолётике)

Как одним словом назвать машину, корабль, вертолёт? (транспорт)

-Ребята, мы с Вами прибыли в страну красивой речи, перед нами зАмок , а на двери  – замОк. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Замок, мы открыли, молодцы!

-Вот мы с вами и вошли в страну Красивой Речи.

-Сначала мы с вами отправимся  в город Обобщение. Жители этого города подготовили для вас два задания.

Упражнение «Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;

Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;

Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;

Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;

Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;

Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.

Тарелка, вилка, чашка, кастрюля – посуда.

Ребята, мы справились с первым заданием,  вот и первая часть ключа. (Прикрепляем на мольберт на контур ключа).

-Ребята, совсем непростое у нас путешествие, давайте передохнём и сделаем физ. Минутку

Физкультминутка. Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Следующий город «Лишний»:

Упражнение  «Что лишнее?»

Заяц, комар, медведь, волк.

Серьги, ожерелье, бусы, зеркало.

Самолет, машина, корабль, светофор.

Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города «Лишний» дарят вам ещё одну часть ключа.

-Дальше наш путь пойдёт через реку Наоборот. Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание:

Упражнение «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

Узкая – широкая  

Длинное – короткое  

Сильный – слабый

Весёлая – грустная  

Высокий – низкий

Смеётся – плачет

Лежит – сидит

Закрыть – открыть

Взлетает – садится

-Вот мы и перешли через реку. Теперь у нас есть ещё одна часть ключа. А сейчас мы оказались в городе Букв и Звуков. Жители этого города приготовили для вас задание.

Игра « Доскажи словечко»

Наша речь состоит из… предложений

Предложения состоят из… Слов

Слова состоят из… букв и звуков.

Ребята, а чем отличаются буквы от звуков? На какие две группы делятся все звуки русского языка? ( На гласные и согласные.) Каким цветом отмечаются на схеме? (красный, синий)

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык, щеки).

Игра «Где спрятался звук?»

А сейчас мы узнаем, где спрятался звук. Но какой звук, вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,

Жу-жу-жу да жу-жу-жу,

И летит к цветкам с нектаром,

Всех, пугая на ходу! (Жук)

-Какой звук спрятался в загадке? «Ж» - это гласный или согласный? Каким цветом отмечается в схеме)Итак, где же спрятался звук Ж в слове

Жар, мороженое, еж?(в начале, в конце, в середине слова – выбираем нужную схему на фланелеграфе).

Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)

За то, что вы правильно выполнили задание, жители города Букв и Звуков дарят вам часть ключа. А мы отправляемся дальше.

-Перед нами поляна. Жители приготовили для нас интересное задание.

Игра «Один-много» (с карточками).

Каждому ребёнку выдаётся карточка с изображением предмета, дети по очереди показывают карточку и называют предмет в единственном и множественном числе

Жители поляны дарят вам часть ключа.

-Нам с вами осталось получить последнюю часть ключа. Для этого предлагаю отправиться на остров рассказов

-Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Наступила          . (холодная зима)

Выпал                      . (белый, пушистый снег)

Снег покрыл                   . (землю, деревья, дома)

Все деревья             .(стоят голые)

Только елки, сосны         . (стоят зеленые)

Перелетные птицы                   . (полетели в теплые края)

Остались зимующие птицы                 . (воробьи, синицы, голуби)

Люди                . (беспокоятся о них)

Они мастерят  . (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)

Зима  это                        . (любимое время года)

-Ребята, а вот и последняя часть от ключа!

Теперь ключ надо собрать! Дети собирают ключ.

-Ребята, ключ мы собрали и что нам с ним делать? Речевик нам не сказал где сундук! Давайте внимательно посмотрим, куда его запрятал Речевик. (Дети находят сундук, воспитатель ставит его на стол).

-Теперь ребята нам надо сказать волшебные слова, чтобы ключ превратился в настоящий! (воспитатель накрывает бумажный собранный ключ).  А слова будут такие: Крибле - крабле - бумс! Только их надо сказать громко и хором.

После волшебства ключ открывает сундук.  В сундуке подарки от речевика.

–Речевик подарил Вам волшебные шарики, давайте каждый загадает желание и повесит на елку!

3 часть

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи и получили подарки от профессора Речевика. Вам понравилось путешествие? Что было самым сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров"

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров".Развитие речевой активности дошкольников посредством словесных игр и упражнений....

Конспект интегрированной нод по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированной нод  по речевому развитию в старшей группе«Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну театров"

Тема: "Путешествие в страну театров"Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» в старшей группе «Путешествие в сказочную страну».

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи.Задачи.Обучающая. Углублять, расширять и закрепл...