ООД по речевому развитию на тему "Путешествие в лес" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зайнетдинова Раиса Анисламовна

Конспект

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию  

на тему:

«Путешествие в лес»

для воспитанников 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

обобщение и закрепление знаний детей о деревьях, о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение детей видеть сезонные изменения в природе, закрепить в речи дошкольников правила поведения в природе, названия деревьев;

-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

-упражнять в составлении рассказа об осени по схемам и изображении их;

- закрепить правила поведения в лесу;  

-учить образовывать относительные прилагательные из имен существительных;

-активизировать словарный запас детей при помощи новых слов, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений, способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников.

-закреплять умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш"; правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш".

Развивающие:

-развивать умение различать листья деревьев, закрепить названия деревьев;
-развивать звуковую культуру речи; 

 -развивать связную  речь, обогатить активный словарь детей, развивать память, внимание, воображение через игры и игровые упражнения.

 

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к природе.

 

Активизация словаря:

березовый листок, дубовый листок, еловые иголки, рябиновый листок, листопад.

Материалы и оборудование:

-интерактивная доска (фон леса)

-маски деревьев;

-листья деревьев;

-разрезные картинки «Лес»;

- мяч;

- мнемотаблица «Осень»;

-знаки, обозначающие правила поведения в лесу;

-подносы с манной крупой для рисования на каждого ребенка;

-аудиозапись звуки леса, башкирская мелодия для игры.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Я рада всех вас видеть веселыми, в хорошем настроении. Мне    

                         очень хочется, чтобы такое настроение длилось до вечера.

                         Улыбнитесь друг другу. Повернитесь друг за другом по кругу.

                         Похлопайте по спине пальчиками и поздоровайтесь. А теперь

                         повернитесь и поздоровайтесь с другим соседом.

                         – А вы любите путешествовать? (Да)

                         -А куда отправимся в путешествие, вы узнаете, когда

                         выполните задание.

Игра «Сложи из частей целую картинку»

(Дети за столами стоя складывают из частей целую картинку. Сложив картинку,  дети отвечают, куда они отправятся в путешествие).

 

Воспитатель:  Дети, куда мы с вами отправимся в путешествие? (В лес).

                         Да, мы сегодня  пойдём в гости, в лес, к природе: к берёзке и

                         рябине, к пахучим ёлочкам. Но для начала давайте вспомним,

                         как нужно вести себя в лесу, какие правила нужно

                         выполнять. 

(Показ карточек о правилах поведения в лесу, дети комментируют).

- Не шуми в лесу;

- Не ломай, не руби ветки деревьев и кустов;

- Не рви и не топчи в лесу, на лугу цветы;

- Не сбивай грибы;

- Не разжигай костёр;

- Не бросай мусор.

 

Воспитатель: А на чем мы можем отправиться в путешествие?

                         (ответы детей)

 Воспитатель:  Ребята, давайте мы полетим на волшебном транспорте,

                          ковре – самолете! Приглашаю всех занять места, садитесь          

                          удобнее.  

(Дети садятся на ковер в круг)

Воспитатель: Пока летим, поиграем в игру

«Назови ласково»

(Воспитатель передает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например:  лист - листочек,  ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, береза – березка, дуб - дубочек, елка – елочка, орех - орешек, рябина – рябинка, облако – облачко)

Воспитатель: Вот мы и попали в лес. Давайте послушаем тишину леса.                          

                        Глубоко вдохнем свежий воздух, выдохнем.

Дети присаживаются на «пенечки»

                       

Воспитатель: А как вы думаете, какая погода в осеннем лесу? (Холодная,    

                        дождливая, пасмурная)

Воспитатель: Ой, ребята, что-то мне холодно стало, ветерок дует!

                        Покажите, как ветерок дует! Ш-Ш-ш-ш-ш (холодный ветер)

                        Теперь давайте согреем себя: С-с-с-с (теплый ветер)

 Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы  

                         должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку холодного ветерка (ш) – шишка, шапка, бумага, машина.

песенку теплого ветерка (с) – осень, дерево, сосна, дуб.

Воспитатель: Осенний  ветерок принес нам листья с деревьев.  

(Младший воспитатель рассыпает листья)

Воспитатель: Посмотрите, как много листьев упало с деревьев.

                        И теперь наши листья лежат где?  (Под деревьями, на земле).

                        Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Воспитатель: Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек.

                        Назовите, какой это листок?

Ребёнок: Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

Ребёнок: Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Ребёнок: Этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребёнок: Этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.

Воспитатель: Возьмите по одному листочку! (Дети собирают листья.)

Проводится игра «Беги к дереву»

(4 ребенка одевают маски деревьев: дуба, березы, рябины и ели. У других детей на руках листья разных деревьев. Под музыку «листочки» выполняют легкий бег. По окончании музыки подбегают к дереву)

После игры дети садятся на «пенечки»

Воспитатель: Береза, дуб, рябина, ель растут в лесах нашей республики.

Воспитатель: Как красив лес в осеннее время! Давайте мы придумаем        

                        красивые предложения про осень. Я вам предлагаю придумать  

                        предложения об осени, глядя на картинку. Каждое      

                        предложение должно начинаться со слова «Осенью»                                                                      

                       Что же бывает только осенью, давайте расскажем?

Игровое упражнение «Составь предложение».

Воспитатель:  «Осенью желтеют и опадают листья»

                          «Осенью часто идут дожди»

                          «Осенью солнышко светит, но не греет»

                          «Осенью люди собирают урожай»

                          «Осенью животные делают запасы на зиму»

                         «Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края»

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши предложения

                         об осени.

Воспитатель: Ребята, вам нравится в лесу? А как вы думаете, медленно или

                         быстро растут деревья в лесу?

Психогимнастика «Дерево»

Воспитатель: Давайте представим себя деревом. Вот оно совсем  

                        маленькое. (Дети сидят на корточках, согнувшись). На него  

                        падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к

                        солнцу (дети встают на носочки, тянутся вверх). Затем оно

                        подросло, окрепло (дети ставят ноги на ширину плеч, руки в

                        разные стороны). На него дул ветерок, оно наклонялось,

                        клонилось в разные стороны (дети выполняют наклоны из

                       стороны в сторону, вперед и назад). А старые деревья повалило

                       на землю и осталось в лесу очень мало деревьев.

                       -А как мы можем помочь лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда подойдите к столу. Мы посадим новые деревья.  

                        Пальцами схематично нарисуйте дерево.

                        -Что есть у дерева? (ствол, ветки)

 

(Дети пальцами на манной крупе рисуют дерево)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал наш лес большой. 

Воспитатель: Молодцы! Нам пора возвращаться домой. Сядем на наш ковёр-самолёт. А пока летим обратно, давайте вспомним, где побывали?

-Какие деревья вы встретили в лесу?

-А какие добрые дела мы сегодня совершили?

-Что тебе больше всего запомнилось в путешествии? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"

Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...

НОД по познавательно-речевому развитию "Жители фермы" для детей средней группы

Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию "Жители фермы" для детей средней группы...

НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы

НОД по познавательно-речевому развитию "Зимующие птицы" для детей средней группы...

Конспект нод по речевому развитию посредством театрализованной деятельности в средней группе "Под грибком"

Разработка содержит материалы по речевому развитию (потешку, скороговорку), а также сценарий по мотивам сказки Сутеева "Под грибом"....

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...