Учимся слушать и слышать.
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Герус Юлия Ивановна

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._dlya_rod._-_uchimsya_slushat_i_slyshat.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

       

«Учимся слушать и слышать»

Данный возрастной этап является сензитивным для понимания речи и совершенствования речевого слуха.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха общение невозможно. Он начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. Хороший слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, стараясь правильно их произносить. К концу второго года он различает все звуки родного языка и можете заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их. Ему становятся доступным фонематическое различие звуков. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать задержку в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Все это необходимо и ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения.

Малыш не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки . Но малыша можно этому научить.

Цель наших занятий - научить ребенка слушать и слышать.

Используя сензитивность данного периода для совершенствования речевого слуха тем самым занимаемся профилактикой речевых нарушений.

Вашему вниманию предлагаются игры для развития слухового внимания, цель этих игр - развитие слухового внимания (концентрации. Устойчивость, переключения).

«Выдели слово»

Цель: привлечь внимание к звукам речи.

Взрослый произносит слова и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук [з] («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.

Взрослый должен произносить слова медленно (если ребенок не подготовленый, то звук в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы он имел возможность подумать.

«Магазин игрушек»

Цель: развить слухового внимания, упражняться в звуковом анализе.

Взрослый раскладывает на столе игрушки (картинки), в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Ребенок «покупает» игрушки, соблюдая при этом следующие правила: купить можно ту игрушку, в названии которой есть названный звук, произнести название игрушки с выделением нужного звука; определить место звука в слове.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие слухового внимания.

В мешочек складывают мелкие игрушки их подбирают с таким расчетом, чтобы в названиях были определенные звуки (например, [ш], [с]): шарик, совок, катушка, свисток, самовар, шишка и др. Ребенок ищет игрушку на заданный звук [ш] или [с].


Консультация для родителей

Тема: «Учимся слушать и слышать» (развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

  • Данный возрастной этап является сензитивным для понимания речи и совершенствования речевого слуха.
  • Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений.
  • Без речевого слуха общение невозможно.
  • Он начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
  • Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. Хороший слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
  • Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
  • Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения.
  • Малыш не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки . Но малыша можно этому научить.
  • Цель наших занятий - научить ребенка слушать и слышать.
  • Используя сензитивность данного периода для совершенствования речевого слуха тем самым занимаемся профилактикой речевых нарушений.
  • Вашему вниманию предлагаются игры для развития слухового внимания, цель этих игр - развитие слухового внимания.

ИГРЫ.

ВЫДЕЛИ СЛОВО

Цель: привлечь внимание к звукам речи.

Взрослый произносит слова и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слова, в которых есть звук [з] («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.

Взрослый должен произносить слова медленно (если ребенок не подготовленный, то звук в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы он имел возможность подумать.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: развить слухового внимания, упражняться в звуковом анализе.

Взрослый раскладывает на столе игрушки (картинки), в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Ребенок «покупает» игрушки, соблюдая при этом следующие правила: купить можно ту игрушку, в названии которой есть названный звук, произнести название игрушки с выделением нужного звука; определить место звука в слове.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: развитие слухового внимания.

В мешочек складывают мелкие игрушки их подбирают с таким расчетом, чтобы в названиях были определенные звуки (например, [ш], [с]): шарик, совок, катушка, свисток, самовар, шишка и др. Ребенок ищет игрушку на заданный звук [ш] или [с].

СПЛЕТИ ВЕНОК ИЗ СЛОВ

Цель: развитие слухового внимания.

Взрослый произносит слово, а ребенок определяет последний звук в нем и вспоминает слово, начинающееся на этот звук, у нового слова определяют последний звук и снова напоминают слово, начинающееся с этого звука, и т.д. Например: 1.Мир- рак- ком- мал.

2. Осень- Нина- Аня.

В игре должен участвовать и взрослый, помогая вспомнить соответствующие слова и предупреждая большие паузы.  


Консультация для воспитателей.

Тема: «Воспитание слухового внимания, восприятия и

памяти в игре».

Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста часто мешает пониженный слух, но иногда слух хороший, а дети не могут в равной мере легко повторить сказанную фразу, слово, отдельный звук. Одному нужно два, три раза прослушать те, что предлагается повторить, другой сразу.

А.Н. Гвоздев указывает, что «формирование звукопроизношения», завершающее усвоение звуковой системы языка происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознание прежде смешиваемых звуков и их устойчивее использование для различения слов в соответствии с имеющееся в языке традицией.

Как указывается в ряде специальных исследований (Егоров Т.Г.) дети, поступающие в школу с нормальной развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. Готовность ребенка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи.

Задача выделять звук из слова и определять место звука в слове впервые ставиться перед ребенком в начале обучения грамоте (дифференциацию любой пары звуков мы проводим по их основным качественным признакам -акустическим и артикуляционным).Мы указываем детям разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата и разницу в их звучании при восприятии этих звуков ,при дифференциации звуков мы опираемся на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.

Все оказанное относится к детям с сформировавшейся речью и с правильным звукопроизношением. Значительно сложнее обучение грамоте ребенка с еще не сформировавшейся произношением звуков и недостаточным их различением.

Естественно, что дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, не и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой.

Самой распространенной и характерной ошибкой для детей с недостатками звукопроизношения и фонематическим недоразвитием является замена одних букв другими.

Звонких -глухими (п-б,т-д),замена свистящих-шипящими ( с-ш),зубы (спы), гудит(кутит),том (дом),чука (щука).

Второй группой ошибок -пропуск букв, особенно гласных в положении после согласных (в конце слова).

И не удивительно, что попытки обучать таких детей обычными приемами приводят к длительным неудачам. Ученик упорно не слышит гласную, входящую в состав прямого слога, даже при ее протяженном произнесении, и на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.

Это отражается в письме -ошибки -Мш(Маша),псы (бусы),кша (каша),куск (кусок),встречаются ошибки в падежных окончаниях, опускают или неправильно употребляют предлоги, неправильно строят предложения. Пример:

Девочка вытирает посуды. Девочка гонит корова. Зайчик покрыт шерстем ,а птица перами.

Чаще употребляют распрастранненые окончания существительных мужского рода -ов,-ев, образуя множественное число от существительного женского и среднего рода (ягодов, лампов, окнов, дверев).Множествнн. числе именительный падеж (много окны, лампы, книжках).

Наблюдаются ошибки в произношении сложных слов - лисипед , деверо , таитита (строительство).

Чтобы такого не случалось, нужно воспитывать у детей умение слушать, воспринимать .Развитие слухового внимания и восприятия чистой речи, и в будущем правильного письма и чтения.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия должны сочетаться с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические и слуховые ощущение ,в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, что имеет громадное значение для подготовки к обучению грамоте.

Таким образом проводя анализ и синтез звукового состава слева, мы одновременно решаем две задачи -ускоряем процесс фонемообразования и готовим детей к усвоению грамоты. Наряду с тренировочными упражнениями, направленными на закрепление произношения, учим детей различать звуки и находить их в составе слова.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методам, кроме всего перечисленного, необходимо научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные так и согласные, выделять звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять звуки в слоги и слова, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова.

Для того, чтобы всему этому научиться ребенка должно быть хорошо воспитано слуховое восприятие и внимание. Необходимо проводить с детьми специальные игры. Во все периоды формирования речи родители и воспитатели могут помочь детям ,проводя индивидуальные и групповые игры, способствующие развитию слухового внимания и восприятия, развитию движений языка и губ, вызыванию правильных звуков, закреплению звуков в речи, и умение их различать. Игры на развитие слухового внимания и восприятия:

-«Узнай, чей это голос?»; -«Найди где спрятан зайчик?»

-«Угадай, кто зовет?»; -«Что ты слышишь?»

ИГРЫ.

АВТОБУС

Цель: развивать фонематический слух.

Дети сидят на стульях. Воспитатель раздает им игрушки. Едет игрушечный автобус или большая машина с кузовом. Дети должны положить в автобус такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук (например, [ц]: цыпленок, цапля, овца, цветы, рукавица). Воспитатель проверяет, правильно ли дети отобрали. Если игрушка отобрана неправильно, автобус не трогается с места, если правильно — автобус едет дальше.

ПОЙМАЙ ПЕСЕНКУ-ЗВУК [И], |А]/[О], [У]…

Цель: развивать фонематический слух.

Дети делятся на две команды. Первая команда «ловит» один звук. Например, [а]; вторая — другой звук, например, [о]. Воспитатель произносит слова с той и другой гласной. Каждая группа хлопком в ладоши «ловит» свой звук.

ВЫДЕЛИ СЛОВО

Цель: привлечь внимание к звукам речи.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Надо следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие.

Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: развить фонематический слух, упражняться в звуковом анализе.

Воспитатель раскладывает на столе игрушки (картинки), в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Дети «покупают» игрушки, соблюдая при этом следующие правила: купить можно ту игрушку, в названии которой есть названный звук, произнести название игрушки с выделением нужного звука; определить место звука в слове.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: развитие фонематический слуха.

В мешочек складывают мелкие игрушки их подбирают с таким расчетом, чтобы в названиях были определенные звуки (например, [ш], [с]): шарик, совок, катушка, свисток, самовар, шишка и др. Ребенок ищет игрушку на заданный звук [ш] или [с].

                СПЛЕТИ ВЕНОК ИЗ СЛОВ

Цель: развитие фонематический слуха.

Воспитатель произносит слово, а ребенок определяет последний звук в нем и вспоминает слово, начинающееся на этот звук, у нового слова определяют последний звук и снова напоминают слово, начинающееся с этого звука, и т.д. Например: 1.Мир- рак- ком- мал.

2. Осень- Нина- Аня.

В игре должен участвовать и воспитатель, помогая вспомнить соответствующие слова и предупреждая большие паузы.

ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ ЗА ТОБОЙ

Цель: развивать фонематический слух.

Воспитатель произносит слово, не договаривая последний звук.

Вызванный воспитателем ребенок договаривает слово, например» ма…- (мак), ма…- (мал), запа…(х), у…(ум), жира…(жираф).

Выигрывает тот, кто заканчивает слова.

Герус Ю.И. МБДОУ ДС № 93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи по теме: "Как слушать и слышать музыку", "Учимся владеть свои голосом"

Консультация для родителей "Ещё раз о том, как слушать и слышать музыку" . В ней я хочу рассказать родителям как важно для ребенка слушание музыки. И как правильнро научить полюбить  музыку малыш...

Учимся слушать и слышать

Система игр для развития слухового восприятия  детей....

Учимся слушать и слышать звуки.

Картотека игр для развития слухового внимания...

Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – Консультация для родителей

Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – Консультация для родителей...

Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – буклет

Учим слушать и слышать. Развиваем активную речь малыша в игре – буклет...

учим слушать и слышать (профилактика истерик)

учим слушать и слышать (профилактика истерик)...