Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).
учебно-методический материал по развитию речи

Бондарева Валентина Васильевна

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Цель:развитие методической компетентности воспитателя ДОО, актуализации его индивидуального опыта.

1) Составить картотеку потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов в группах раннего и младшего дошкольного возраста в форме таблицы:

Режимные моменты

Малые формы фольклора

1. Утренний приём

1.Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходи

Дружба – солнечный привет.

2.Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, носик!

Ты проснулся?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ротик! Ты проснулся?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?        

Доброе утро, животик!

Ты проснулся?

Доброе утро, детки!

Все проснулись?!

3.К солнышку потянули Придет киска не спеша

И погладит малыша.

 «Мяу-мяу» – скажет киска,

Наша детка хороша

2. Утренняя гимнастика

1.Рано утром на зарядку

Выходили по-порядку:

Пес-Барбос, утенок смелый

И котенок белый-белый.

2.Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

3.Мишка лапки подними,

Мишка лапки опусти,

Мишка, Мишка покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри,

Раз, два, три - раз, два, три!

3. Умывание

1.Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

2.Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной

3. Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

4. Приём пищи

1.Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!

2.А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

Вот -тарелка

Вот-еда,

Не останется следа!

3.Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять

5. Одевание на прогулку

1.Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

2.Руки спрячем в рукавички —

Разноцветные сестрички.

Сможем дольше мы опять

На морозе погулять!

3.Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

6. Прогулка

1.Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь

2.Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

3. Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

7. Подготовка ко сну

1.Спи-ка, Маша – солнышко,

Спи-ка, житно зернышко,

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

2.Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать,

Стали в дудку играть,

Начал Миша засыпать.Баю, баю, байки,

3.Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять

8. Пробуждение

1 На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разу мок!

2.Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

3. Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку.

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко

9. Причёсывание

1.Как растаял месяц, золотые рожки,

Как у нашей Вари солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Вареньки косыньки висят.

2.Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

3. Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым

10. Игра

1.Тарара ли, тарара,

Ушли кони со двора.

(Дети идут, высоко поднимая ноги)

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали.

(двигаются прямым галопом)

2.Еду, еду к бабе, деду

(выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу),

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку - бух! (приседают)

3.По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух! –

Провалился петух.

Встанька на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Всем, Надюша, расскажи,

Да проворней покажи,

Как девчата пляшут.

2) Составить картотеку загадок для дошкольников  (3-4 каждого вида) в форме таблицы:

Виды загадок

Средний дошк. возраст

Старший дошк. возраст

Описательные загадки

1.Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

2.Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)

3.Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьет,

Песенки поет. (Кошка)


1.Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) 2.Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)
3.Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Загадки -резюме

1.Что за друг, без которого из дому не выйдешь? (шарф)

2. Руки греет пара печек

из колечек и овечек (варежки)

3.Пять чуланов         

Одна дверь(перчатки)

На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток )

У кого днем один глаз,
А ночью — много?
(У неба)

Это что за потолок?        
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
 — Кружевной и синий-синий.
( Небосвод)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Между двух светил
Посередине один.
(Нос)

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Загадки про игрушки

1. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.
Мяч

2. Что за птица?
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет?
Самолет


3. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешка

1.Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в нее играют?
(Матрешка)

2.Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка)

3.Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через нее,
Она – через меня.
(Скакалка)

Загадки про сказочных героев

1.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)        

2.Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она        

Вкусных кушаний полна.

(Скатерть-самобранка)

3.Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём.

(Жар-птица)

Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

Носик круглый пятачком —
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросёнка)

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка)

Математические загадки

1.У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.  (Светофор)

2.Возле леса на опушке,

Трое их живет     в избушке…

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?  (Три медведя)

3.То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

ВученическойтетрадиЗнаю точно  - все ей рады.  (Четыре)

1.Я беру карандаши.

Ты считай, но не спеши.

Вот смотри, не будь разиней:

Красный, черный,

Желтый, синий.

Отвечай - в руке моей

Сколько всех карандашей?

(4 карандаша)

2.Вот посмотрите,

Скажите, ребята,

Сколько углов

У любого квадрата?

(4 угла)

 3.Коли и Марины.

Четыре мандарина.

Из них у брата - три.

А сколько у сестры?

(1 мандарин)

Метафорические загадки

1.У маленькой зверушки

Ушки на макушке.

Длинный, гибкий, тонкий хвост,

Очень хитрый, серый нос. (Мышь)

2.Он морковку любит

С грядок воровать.

И кору у яблонь        

Любит подгрызать. (Заяц)

3.Косолапый, неуклюжий,        

С медом и малиной дружит. (Медведь)

1.Рыжая, пушистая,

Зимою – серебристая.

Ловко в спешке

Щелкает орешки.

Сушит на зиму грибы,

Закрома её полны. (Белка)

2.Он - строитель превосходный.

Все деревья – по зубам.

Он живет в стихии водной,

Где плотину строит сам. (Бобер)

3.Меховое облако        

Всех нас согревает,

В свитера и шапки

Деток одевает. (Овца)

3) Составить картотеку пословиц и поговорок (3-4 на каждую тему) в форме таблицы:

Тема

Пословицы и поговорки

Объяснение смысла пословицы

Человек

1) Всяк кулик своё болото хвалит

2)Поспешишь, людей насмешишь

3)Как аукнется, так и

 откликнется.

4)Сколько волка не корми, он

 всё в лес смотрит.

1) Любому человеку свой дом роднее, ближе, лучше, чем чужой.

2)  выражает житейскую мудрость и учит нас не совершать необдуманные поступки.

3)Как ты относишься к людям, так и они к тебе.

4)Если человек задался какой-либо целью, то сколько его не переубеждай, не уговаривай, он все равно будет смотреть в сторону своей цели и ее достижения.

.

Показать

Слово, речь

1)Речи что мед, а дела что полынь.
2)Говорит, как по писаному.

3)Как борона бороздит

1.Красиво говорит, а поступает плохо

 2.У человека грамотная речь,говорит, как будто книгу читает

3 У человека  нескладная  речь.

Знание, учение

1)Без наук как без рук.        
2)Книги не говорят, а правду сказывают.
3)Кто грамоте горазд, тому не пропасть.







1.Без знаний и дела не сделать

2.Книгу можно прочитать и многое узнать.

3.Грамотный человек всегда найдёт себя в жизни

Ум-глупость

1)Глупый киснет, а умный все промыслит

2)Жить да быть - ум копить.

3)Дурак только в сказках удачлив

1Человек не стремится ни к чему, безразличный, а умный просчитает все.

2. Человек всю жизнь учится на своих и чужих делах становится мудрым.

3. В обычной жизни таким людям не сопутствует удача.

Труд - безделье

1)Хочешь есть калачи - не сиди на печи

2)Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть

3)Ты меня, работушка, не бойся,

Я тебя не трону        

1.Если хочешь кушать, надо трудиться.

2.Без усилий и стараний человек себя не прокормит.

3.Человек, который не любит работать.

Правда-кривда

1)Правда с кривдой в одной упряжке не ходят. 

2)Правду, что шило в мешке, — не утаишь. 

3)Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

1Человек честный и лживый не смогут друг с другом общаться

2.Как бы человек не скрывал правду  всё  станет известно.

3. Если человек один раз обманул, в другой раз ему не поверят.

Добро-зло

1)Лучше матери друга не сыщешь

2)Для друга и семь верст не околица.
3)Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

1.Все секреты с детства мы доверяем своим мамам, мы знаем, что мама никогда не предаст.

2.Если другу нужна помощь, то для него даже большое расстояние не станет препятствием.

3.Злые люди всегда завидуют чужой радости и чужим успехам. А добрые люди радуются за тех у кого происходят какие-то радостные события.

Дружба-вражда

1)Друга ищи, а найдешь, береги.

2)     Нос задирать – друзей потерять.

3)Безрогая корова хоть шишкою да боднет

1.Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать, поэтому дружбой надо дорожить.

2Если человек зазнаётся, хвастается, высокомерничает, то   может остаться один.

3.Человек может быть физически слаб, но с большим гонором, задиристый, такой может даже словом  обидеть

Много-мало

1)Муравей мал, а гору копает.

2) Одна пчела лучше  пригоршни мух.

1)Небольшой человек может сделать больше, чем сильный , здоровый.

2)От одного человека может быть больше пользы, чем от группы людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Консультация для воспитателей: «Развитие речи дошкольников средствами фольклора»

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, колыбельные, скороговорки) - это совокупность непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практич...

Презентация "Развитие выразительности речи дошкольников средствами театрального искусства"

В презентации даны практические рекомендации педагогам по развитию выразительной речи дошкольников  с помощью театрализованных игр...

«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»

1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....

Развитие выразительности речи дошкольника средствами музыки

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания...