Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Веретенова Олеся Вадимовна

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Материал: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»

Выполнила воспитатель 1 кв.к.:

Веретенова О.В.

г.о.г. Выкса 2021 год

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Материал: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия

Воспитатель: проводит приветствие

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие с загадки

«Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?» (зимой)

Воспитатель: Правильно! В данной загадке говорится о времени года – зима. Ребята, а кто знает и назовёт зимние месяца?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Верно! Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Дети: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег

Воспитатель: Молодцы. Какие стоят деревья?

Дети: Голые, без листьев. Белые от снега и мороза.

Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улице?

Дети: Снег.

Воспитатель: Что надевают люди зимой?

Дети: Зимнюю одежду - шапку, куртку, теплые сапоги, варежки, шарф.

Воспитатель: Как живется зверям и птицам зимой?

Дети: Трудно. Плохо

Воспитатель: Почему?

Дети: Они голодают, замерзают.

Воспитатель: Как можно им помочь?

Дети: Сделать кормушки, давать им корм.

Воспитатель: Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах. Ребята, а какие вы знаете зимние забавы?

Дети: Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас попробуйте отгадать загадки о них. Посмотри, все ли вы забавы знаете.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу – глазам не верю.

Эй! Смотрите, – чудеса!

Опустились небеса!

Было облако над нами –

Оказалось под ногами!         (Снег.)

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.          (Снеговик)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?             (Снежки)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? ... (Коньки)

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.            (санки)

Воспитатель: Всё правильно вы отгадали! И немножечко устали! Мы минутку отдохнём и рассказывать начнём!

Физкультминутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах                         Дети “скользят” шагают (ходят на

                                                                                                                         лыжах)

Снег холодный лыжи лижет                          “Скользят”, делая поочередно

                                                                                                                         ногами  

А потом – на коньках,                                     руки за спиной (“бегут” на

                                                                                                                      коньках)

Но упали мы. Ах!                                            приседают

А потом снежки лепили,                                 Показывают, как лепят снежки

                                                                                   (сверху то одна рука, другая)        

А потом снежки катили,                                  катят воображаемый комок

А потом без сил упали                                     падают

И домой побежали                                           бегут по кругу

Воспитатель: Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос. Итак, начнём. Зима какая?

Дети: Снежная, холодная, суровая, морозная

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий

Воспитатель: Настроение у нас на прогулке какое?

Дети: Весёлое, радостное, прекрасное.

Воспитатель:А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда посмотрите сюда

(педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения»)

Воспитатель: Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

Дети: Изображено время года – зима.

Воспитатель: Почему вы думаете, что зима?

Дети: Потому, что везде лежит снег. Дети одеты тепло.

Воспитатель: Что вы на ней видите, расскажите?

Дети: Дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика.

Воспитатель: Каким был снег в тот день, когда гуляли дети?

Дети: Белым, чистым, липким.

Воспитатель: Почему думаете, что снег липкий?

Дети : Потому, что дети лепят снеговика.

Воспитатель: Какие эмоции выражают лица у детей?

Дети: Веселье, радость, смех, счастье.

Воспитатель: Дети замерзли когда гуляли?

Дети: Нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду.

 Воспитатель: Итак, послушайте мой рассказ.

Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

Воспитатель: А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

 Воспитатель: Здорово! Молодцы! Ребята, я хочу вам предложить ещё одну игру. Хотите в неё поиграть?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Игра называется «закончи предложение».

Задание «Закончи предложение». 

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

– Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.

– Зимой бывает снег, а летом… дождь.

– Зимой снег падает, а весной…тает.

– Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.

– Зимой лес спит, а весной… просыпается.

– Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.

– Зимой бывает холодно, а летом… жарко.

– Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.

– Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.

– Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.

– Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.

Воспитатель: Как замечательно. Вы очень хорошо постарались на нашем сегодняшнем занятии. О чём мы сегодня с вами говорили? Что рассказывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/ Тема: «Транспорт»

Расширять понятия о видах транспорта и его назначении, разделение их по видам (воздушный, водный и наземный).Закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта.Учить правиль...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»

Конспект занятияв старшей группе по развитию речи.  Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...