Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/ Тема: «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голубева Елена Александровна

Расширять понятия о видах транспорта и его назначении, разделение их по видам (воздушный, водный и наземный).

Закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта.

Учить правильно склонять существительное.

Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_transport.docx29.02 КБ
Файл poezd.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Тема: «Транспорт»

Цель: Развитие связной речи, активизация, расширение словаря по теме Транспорт.

Задачи:

Расширять понятия о видах транспорта и его назначении, разделение их по видам (воздушный, водный и наземный).

Закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта.

Учить правильно склонять существительное.

Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы. Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, стулья по количеству детей, фуражка машиниста, свисток, багаж и баночка варенья, картинки с разными видами транспорта, мяч, бумажные самолетики.

Ход занятия

Воспитатель: дети, я очень рада всех вас сегодня видеть.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Приветствие: “Здравствуйте!”

В.: Ребята, сегодня к нам пришла Маша (выходит девочка, одетая в русский народный костюм) Маша: «Ребята, моя любимая бабушка простудилась и ей нужно отвезти баночку малинового варенья. А бабушка живет очень далеко. Помогите мне».

В.: Ребята, поможем Маше? (ответы: да)

В.: На каком транспорте мы можем доехать к бабушке? Бабушка живет далеко. (ответы)

Действительно, на каждом таком транспорте мы можем добраться.

А на том транспорте, на котором поедем мы, будет загадка.

В.: Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

В.: Почему это загадка про поезд? Как вы решили?

Дети: ответы.

В.: Послушайте: Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

Это про что? (про вагончики)

А почему вагоны в этой загадке называют братцами? (ответы)

Потому что братцы всегда вместе, они дружат и всегда рядом.

А кто догадался, почему оставили дымок?

(Потому что раньше это был паровоз, он двигался при помощи пара и воды. Чтобы нагреть воду и получить пар, разжигали огонь в печке и бросали туда уголь. А сейчас у нас электропоезд, работает от электричества.)

Ребята, как вы думаете, какие бывают поезда? (ответы)

1 слайд - Этот поезд перевозит грузы или людей? (грузы)

Значит поезд какой? («грузовой»)

2 слайд - Этот поезд перевозит людей или грузы? (людей)

Как называют людей, которые едут в транспорте? (пассажиры)

Как называется поезд, который перевозит пассажиров? (пассажирский)

3 слайд - А если мне надо быстро доехать до другого города. Я на какой поезд сяду? (скорый, скоростной поезд)

А чем отличается скоростной поезд от пассажирского?

(Посмотрите внимательно на него, у них разное строение, колеса, окна)

2 слайд – Посмотрите, пожалуйста, на наш чудесный поезд

Поезд уже подъезжает.(звук поезда)

А кто управляет поездом? (машинист)

Машинист готов! Занимайте свои места (дети садятся на стульчики)

В.: Маша, не забудь свой багаж, надо поставить его в багажное отделение.

В.: поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?

Д.: да, готовы!

В.: отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь! 

 (показ видео клипа на 20 секунд)

Ту-ту! (машинист свистит в дудочку)

  1. В.: внимание! Наш поезд прибывает на первую станцию, которая называется «Назови транспорт» 

Выходите из вагонов. Возьмите карточки.

Скажите, как называется транспорт, который:

- ездит по земле?

Д.: наземный транспорт

Поднимите карточки, на которых  изображен наземный транспорт. (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, грузовик, автомобиль и др.).

Арина, почему ты подняла свою карточку? (потому что у меня изображен автобус)

Соня…

У кого на карточках наземный транспорт, встаньте к своей картинке (картина наземного транспорта)

В.: Давайте хорошенько рассмотрим этот вид транспорта и скажем, что у них общее. (Ответы детей: у них есть колеса, они едут по дороге)

В.: как называется транспорт, который:

- передвигается по воде?

Д.: водный транспорт.  

 В.: Поднимите карточки, на которых изображен водный транспорт (катер, лодка, корабль, пароход, баржа и др.)

Вова, почему ты поднял свою карточку?

Вова: У меня на билете катер. Катер плывет по воде. Это водный вид транспорта.

Отвечают 3 детей.

У кого на карточках водный транспорт, встаньте к своей картинке.

В.: посмотрите на карточки и скажите, что у них общее. (Ответы детей: они плавают на воде).

В.: как называется транспорт, который

- летает по воздуху?

Д.: воздушный транспорт.

В.: Поднимите карточки, на которых изображен воздушный транспорт (самолет, вертолет, воздушный шар и др.)

Спрашиваю 2 детей.

Что у них общее?

(Ответы детей: они летают по небу, по воздуху).

В.: Вы правы, транспорт, который летает в небе, по воздуху называют: воздушным.

(карточки положили на стол)

В.: Давайте проверим, как это летать по воздуху. Вставайте в кружок.

Воспитатель раздает детям бумажные самолетики

Дыхат.упражнение «Самолеты»

В.: Возьмите самолетики и отправим их в полет. Положите самолетики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

Упражнение проводиться 3 раза, воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

В.: Садимся в вагончики.

Ту-ту! Поезд движется дальше чух-чух-чух» 

  1. В.: внимание! мы прибываем на вторую станцию, которая называется» «Повтори чистоговорку»

Выходите из вагонов

Повторяйте вместе со мной:

ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик

РА – РА – РА – в поле трактора

ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход

СА – СА – СА – у яхты паруса

РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря

ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель

ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор

СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси

ЛЁТЫ – ЛЁТЫ – ЛЁТЫ – взлетают вертолеты

КО – КО – КО – самолеты высоко

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – полицейские машины

ДА – ДА – ДА – едут поезда

В.: верно, молодцы! Справились с заданиями на этой станции.

Наш поезд едет дальше. Сигнал

Ту-ту! чух-чух-чух 

  1. и мы прибываем на третью станцию, которая называется  «Управляй-ка»

Выходите из вагонов. Встаем полукругом.

Игра «Кто чем управляет» (проводится с использованием  мяча (дети стоят полукругом)

В.: Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?

Дети: Любым видом транспорта управляет человек.

В.: Кто управляет автобусом?

Д.: Автобусом управляет водитель.

В.: Кто управляет пароходом?

Д.: Пароходом управляет капитан.

В.: Кто управляет самолетом?

Д.: Самолетом управляет пилот.

В.: Кто управляет машиной?

Д.: Машиной управляет шофер.

В.: Кто управляет ракетой?

Д.: Ракетой управляет космонавт.

В.: Кто управляет поездом?

Д.: Поездом управляет машинист.

В.: Кто управляет вертолетом?

Д.: Вертолетом управляет вертолетчик.

В.: Кто ведет такси?

Д.: Такси ведет таксист.

В.: Кто управляет трактором?

Д.: Трактором управляет тракторист.

В.: Кто управляет мотоциклом?

Д.: Мотоциклом управляет мотоциклист.

В.: Кто управляет велосипедом?

Д.: Велосипедом управляет велосипедист.

В.: Кто управляет трамваем?

Д.: Трамваем управляет вагоновожатый.

В.: Кто управляет краном?

Д.: Краном управляет крановщик.

В.: Кто управляет лодкой?

Д.: Лодкой управляет лодочник.

В.: Как одним словом назвать то, что вы называли?

Д.: профессии.

В.: Молодцы!

Продолжаем свой путь!

Ту-ту! чух-чух-чух

4.   В.: ребята, мы прибыли на станцию, которая называется «Один, три, пять» 

 Показываем карточку, и говорим, один автобус, три автобуса, пять автобусов.

Д.: Один вертолёт, три вертолета, пять вертолетов и т.д.

Замечательно! Вы опять меня порадовали.

В.: наш волшебный поезд продолжает свое движение. Сигнал!

Ту-ту! чух-чух-чух

5.   В.: ребята, вот мы и прибыли на конечную станцию. Берем багаж и выходим. А теперь нам нужно найти бабушку Маши. Вот и бабушка Маши!

(Маша передает варенье)

Маша благодарит и прощается с детьми, остается с бабушкой.

В.: Пора возвращаться обратно в Детский сад.

Ту-ту! Чух-чух-чух

Внимание! Наш волшебный поезд прибывает на конечную станцию, которая называется «Детский сад»

Выходите из поезда

В.: подойдите, пожалуйста, ко мне.

Рефлексия:

В.: Ребята, у нас сегодня было длинное путешествие. Вы побывали на разных станциях.

Кому это занятие показалось интересным и познавательным, возьмите кружок красного цвета.

Кому было трудно, возьмите кружок зеленого цвета.

Красных кружков у нас больше, чем зеленых, значит занятие было интересным и поучительным.

В.: Ребята, вы молодцы. Помогли Маше и доставили варенье ее бабушке. И Маша приготовила для вас Сюрприз – раскраски с видами транспорта.

До свидания, ребята. Счастливого пути!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Конспект комплексного занятия в старшей группе по «Развитию речи» Тема «Путешествие по сказкам»

Программное содержание:  учить придумывать необычный конец знакомой сказки; передавать выразительно диалог сказочных персонажей, их характеры. Формировать художественно-речевые, исполнительские с...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания

Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечение»

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять...