НОД развитие речи для среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для детей средней группы дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rr_sr_gr.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наш город»

В этом занятии я использовала следующие современные образовательные технологии:

  1.  Личностно - ориентированные технологии (Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка)
  2.  Социоигровая технология (формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия).
  3.  Здоровьесберегающая технология (координация речи с движением, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика).

Цели:        Расширение представлений о родном городе и его

достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» (город, Санкт-Петербург, река, Нева, улица, проспект, площадь, музей, театр, залив; Невский, Финский, Дворцовая, прекрасный, красивый, великолепный; возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, впадать). Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах). Автоматизация произношения звука [р].

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание и любви к родному городу.

Оборудование. Магнитная доска, фотографии и открытки с видами Санкт- Петербурга, контейнер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения, мяч, карточка с ребусом.

Предварительная работа. Экскурсии с родителями по центру юрода. Посещение детских театров, Эрмитажа, Русского музея, Летнего сада. Просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга, уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родном городе. Разучивание упражнений «Летний сад». Пение «Песенки маленьких петербуржцев» на музыкальном занятии.

Ход занятия

  1.  Организационный момент. [Уточнение словаря по теме. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.]

Воспитатель организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед детьми лежат открытки с видами города.

Воспитатель. Посмотрите на открытки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого на открытке Невский проспект.

Ребенок садится.

Воспитатель. Теперь сядет тот, у кого на открытке Дворцов площадь.

Садится второй ребенок.

Воспитатель. Можно сесть тому, у кого на открытке Нева.

Садится третий ребенок.

Воспитатель. Настя, а что у тебя на открытке?

 ребенок, у меня Эрмитаж.

Воспитатель, правильно, и сегодня мы с вами будем говорит о нашем родном городе и его достопримечательностях.

  1.  Составление рассказов о достопримечательностях Санкт-Петербурга по предложенному плану. [Развитие связной речи.]

Воспитатель помещает открытки на магнитную доску.

Воспитатель. Выберите ту открытку, по которой вы хотите рассказать об одном из известных мест нашего города, которое вы хорошо знаете. Скажите, что это за место, чем оно знаменито, почему оно вам нравится.

    ребенок. Я хочу рассказать о Невском проспекте. Это главная улица нашего города. Она начинается от Адмиралтейства. Невский проспект широкий, красивый, на нем много великолепных зданий, есть театры, музеи, памятники, магазины. По нему едет много машин, на нем несколько станций метро.

    ребенок. Я расскажу о Дворцовой площади. Это главная площадь нашего города. Она очень большая и красивая. На площади стоят Александровская колонна и Зимний дворец.

    ребенок. На этой фотографии — Нева около Зимнего дворца. Это главная и самая большая река нашего города. Нева красивая, широкая, глубокая. По Неве ходят большие корабли. На Неве разводят мосты.

    ребенок. Это Зимний дворец, в нем находится самый большой музей нашего города — Эрмитаж. Зимний дворец — одно из самых красивых зданий Петербурга. Его украшают колонны, скульптуры.

Воспитатель. Вы замечательно рассказали о любимых местах родного города. Я могу гордиться вами. Молодцы!

речи с движением.]

  1. Упражнение «Летний сад». [Координация В Летнем саду листопад.

Листья в саду шелестят.

В канавке Лебяжьей купаются листья.

Газоны от листьев дворники чистят.

Грустные статуи в тихих аллеях.

В тихих аллеях осенью веет.

И. Нигцееа Кружатся на месте.

Приседают, водят руками по полу.

Снова кружатся.

Взмахивают воображаемой метлой.

Встают на носочки и замирают.

Снова кружатся.

  1.  Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Воспитатель берет в руки мяч.

Воспитатель. Давайте поиграем с мячом, я буду бросать вам мяч и называть петербургскую реку, а вы будете ловить мяч и делить ее название на слоги. Нева.

  ребенок. Не-ва. Два слога.

Воспитатель. Фонтанка.

        ребенок. Фон-тан-ка. три слога.

Воспитатель. Карповка.

 ребенок. Кар-пов-ка. Три слога.

Воспитатель. Мойка.

 ребенок. Мой-ка. Два слога.

Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо!

  1. Упражнение «Расскажи, какой». [Расширение словаря прилагательными. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

Воспитатель. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» к слову — названию места, нарисованного на картинке.

ребенок. Нева красивая, широкая, полноводная, глубокая.

 ребенок. Дворцовая площадь красивая, нарядная, мощеная, главная.

 ребенок. Невский проспект красивый, широкий, прямой, главный.

 ребенок. Летний сад красивый, тенистый, зеленый, тихий.в оспитатель. Молодцы! Вы и с этим заданием справились отлично. Воспитатель убирает картинки.

  1. Игра «Что изменилось?» [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.]

Воспитатель помещает на магнитную доску несколько открыток или фотографий с видами Санкт-Петербурга.

Воспитатель. Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях? Дети. Петропавловскую крепость, домик Петра I, Эрмитаж, Стрелку Васильевского острова.

Воспитатель. Правильно. Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать, что изменилось.

Воспитатель меняет фотографии Петропавловской крепости и Эрмитажа местами.

Ребенок. Петропавловская крепость и Эрмитаж поменялись местами.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. По окончании игры логопед убирает фотографии.

  1. Игра с мячом «Продолжи предложение». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.]

Воспитатель приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать в круг и берет 6 руки мяч.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение», поучимся подбирать слова-«наоборот». Нева широкая, а Мойка....

 ребенок. ...узкая.

Воспитатель. Нева глубокая, а Карповка...

 ребенок. ...мелкая.

Воспитатель. Исаакиевский собор высокий, а домик Петра I...

ребенок. ...низкий.

Воспитатель. Невский проспект длинный, а улица Зодчего Росси...

 ребенок. ...коротка.

  1. Упражнение «Составь предложение». (Составление простых распространенных предложений. Совершенствование навыка анализа предложений.)

Воспитатель. Составьте предложение о Зимнем дворце.

 ребенок. Зимний дворец очень красивый.

Воспитатель. Давайте составим схему этого предложения.

Дети выкладывают схему. Воспитатель проверяет выполнение задания и предлагает детям прокомментировать схему.

 ребенок. В этом предложении четыре слова.

 ребенок. Первое слово — Зимний.

 ребенок. Второе слово — дворец.

 ребенок. Третье слово — очень.

 ребенок. Четвертое слово — красивый.

ребенок. Первое слово пишется с большой, заглавной буквы.

 ребенок, в конце предложения ставится точка.

Воспитатель. Молодцы.

  1. Рассказывание стихотворения о Неве. [Работа над общими речевыми навыками. Автоматизация произношения звука [р].]

Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворение о Неве, а потом выбрать лучшего рассказчика.

Воспитатель. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.

Дети по очереди рассказывают стихотворение, а потом определяют победителя.

Тихо скользят по Неве корабли.

Шпиль Петропавловки Блещет вдали.

Всю бы я ночь Не ложился в кровать.

Был бы я взрослым — Пошел бы гулять.

А. Кушнер

  1. Рассказ о Петербурге. [Развитие связной речи.]

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и рассказать о родном городе по заранее составленному тану.

Воспитатель. Давайте расскажем о нашем городе по такому плану. Сначала вы скажете, как называется наш город. Потом расскажете о том, где он стоит, кто его основал, сколько ему лет. в конце вы расскажете, какой Санкт-Петербург, почему мы должны гордиться ИМ.

Дети по очереди составляют рассказ, а потом выбирают лучшего рассказчика.

Санкт-Петербург

Мы живем в Санкт-Петербурге. Он стоит на Неве, там, где Нева впадает в Финский залив. Город основан Петром I. Санкт- Петербургу более трехсот лет. Это один из самых красивых городов мира. Мы гордимся родным городом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольно возраста с диагнозом ОНР.Пересказ рассказа «Мышки»

Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР Цель: Обучение пересказу.Задачи:Создание эмоционального фона занятия.Развитие словесно-л...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...

Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"

Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...