Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи

в средней группе: «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

в средней группе: «Зимующие птицы»

Задачи: 

расширять и активизировать словарный запас детей;

совершенствовать грамматический строй речи;

развивать фонематический слух, звуковую культуру речи;

продолжать развивать интонационную выразительность речи;

развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

       формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, объектам природы,  проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;

развивать координацию речи с движениями, общую моторику.

Предварительная работа:

1. Беседа о птицах;

2. Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются;

3. Рассматривание альбомов о птицах;

4. Разучивание ритмической гимнастики;

5. Разучивание психогимнастики.

Материал: 

Конверт с загадками,

картинки с зимующими птицами (синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока и т. д.),

два дерева, синие и оранжевые листочки по количеству детей,

снежинка,

мяч,

магнитная доска.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель.

-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг и читают стихотворение).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Воспитатель:

- Сейчас мы узнаем, ребята, ваше настроение. Посмотрите, здесь два дерева: дерево радости и дерево печали. Синий листочек обозначает дерево печали, оранжевый – дерево радости. Возьмите листочек, который больше подходят вашему настроению и повесьте на дерево. Какое настроение у вас?

- Сколько листочков на дереве радости?

- А сколько на дереве печали?

- На каком дереве больше листочков?

- Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, животных совсем не видно, птиц совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла в лес беда? Как вы думаете, что могло произойти в лесу?

- Ребята, поможем сороке понять, в чем же дело?

Воспитатель:

Вот опять пришла зима,

Снег укутал все дома.

Есть у нас надежный друг,

Он протянет сотни рук.

Там шумят дубы и клены,

Бывает летом он зеленый,

Всегда полон он чудес,

Как зовется друг наш? (Лес)

Воспитатель:

-Ребята, чтобы ответить на вопрос сороки нам надо отправиться в зимний лес…

Ритмическая разминка

По тропинке мы пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем  (ходьба с высоким подниманием коленей).

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

Дети подходят к коврику, садятся.

Воспитатель:

-Послушайте стихотворение.

Все снег да снег,

     Все снег да сугробы

                     Весь лес и все поля в снегу....

                                  Сквозь снег проступает лесная дорога,

                  Вот и лисьи следы на снегу.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? {звук с} Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука {С} (снег, снегопад, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)

- Ребята, я еще раз прочитаю стихотворение. О чем это стихотворение? Какое сейчас время года? (зима)

-Что вы представляете, услышав слово зима? Назовите признаки зимы.

 ( снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)

Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".

- Сейчас вы по очереди будете называть признаки зимы и передавать снежинку соседу.

3има какая,

  • если снег - снежная
  • если мороз - морозная
  • если ветер - ветреная
  • если вьюга - вьюжная
  • если лёд - ледяная
  • если как сказка – сказочная
  • если холод – холодная
  •  если стужа - студёная

- Мы с вами сегодня узнали новое слово – стужа. Давайте его вместе произнесем. Молодцы! Идем дальше по лесу.

Воспитатель:

- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается? (ответы детей)

Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?

Воспитатель читает письмо: «Ребята, отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите мне, какие птицы зимуют в лесу»

Дети садятся за столы, воспитатель читает загадки, дети берут  картинки с отгаданными птицами, и вывешивают картинки на доску.

Воспитатель:   Сорока предлагает вам поиграть в игру «Угадай-ка»

1) Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой ( дятел)

2) Красногрудый, чернокрылый

                                                               Любит зёрнышки клевать.

                                                                  С первым снегом на рябине

                                                                   Он появится опять (снегирь)

3) Она маленькая птичка,

И зовут ее...( синичка)

                                                      4)   Носит серенький жилет,

                                                                Но у крыльев - черный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар

                                                             И кричат: кар-кар (ворона)

5)Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её…(сорока)                                            

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу. Скажите, как называются  птицы, которые живут у нас зимой? (зимующие птицы).

Игра с мячом "Один - много" (приглашаю детей на ковер).

- Давайте поиграем в игру с мячом "Один - много". Я буду бросать  мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь один, а много кого?  - снегирей

- голубь - голубей

- синица - синиц

-сорока - сорок

-ворона - ворон

-воробей - воробьёв

-галка - галок

-дятел – дятлов.

Затем дети садятся на места.

Дидактическая игра на внимание «Птица – не птица):

 (задача детей внимательно слушать и если прозвучит слово, не обозначающее птицу, подать сигнал - потопать или похлопать)

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чайки и моржи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, бабочки, чижи.

Воспитатель: (включает треск сороки)

-Ой, ребята, сорока говорит вам « Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм». Как человек зимой помогает птицам?

-Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в садик.

По тропинке мы пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием коленей).

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

Итог:

-Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

-О каких птицах мы с вами разговаривали (о зимующих)?

-А каких зимующих птиц вы запомнили?

- Какое новое слово мы сегодня узнали (Стужа- студеная)?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима?

 Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

Воспитатель.

- У нас тоже есть кормушка. И мы пойдем на прогулку и подкормим птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе«Домашние птицы»Цели:Образовательные:Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц. Расширение представлений детей о домашн...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»

Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Образовательные.-Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, з...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе "Зимующие птицы"

Цель данного занятия закрепить понятие «зимующие» птицы;  дать детям представление о том, чем можно кормить  птиц; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодн...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.ТЕМА:«Перелетные птицы».

Конспект   открытого  занятия  по развитию речи в средней группеТЕМА:  «Перелетные птицы».ЦЕЛЬ: Расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы&ra...