Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дементьева Лариса Юрьевна

Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

Образовательные.-Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах, учить отвечать на вопросы полным предложением.

Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать качественные прилагательные.

Развивающие.-Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птицразвивать память, внимание, речь.

Воспитательные.-Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа.Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Беседы о зимующих птицах.

Чтение книг, загадывание загадок.

Оборудование: загадки о зимующих птицах, картинки зимующих птиц, телефон, картина «Как живут зимой наши пернатые друзья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»

Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

Образовательные.-Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах, учить отвечать на вопросы полным предложением.

Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать качественные прилагательные.

Развивающие.-Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птицразвивать память, внимание, речь.

Воспитательные.-Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа.Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Беседы о зимующих птицах.

Чтение книг, загадывание загадок.

Оборудование: загадки о зимующих птицах, картинки зимующих птиц, телефон, картина «Как живут зимой наши пернатые друзья».

Ход:

Восп. : - Ребята, здравствуйте! Мы сегодня с вами отправимся на лесную опушку. Раз, два, три, повернись, (дети закрывают глаза) 
На лесной опушке окажись! (звучит музыка) 
Восп. : - Ой, как здесь холодно! А почему, ребята, как вы думаете? 
Дети: - Потому что зима холодная пришла. 
Восп. : - А какая ещё зима бывает? 
Дети: - Снежная, морозная, лютая, суровая, вьюжная. 
Восп. : - А что бы нам было не холодно, нам нужно одеться. 
Дети делают вид, как будто одеваются в тёплую одежду. 
Восп. : - Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! (Звучит музыка «голоса леса»). Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает? 
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети называют. 
Восп. : - Молодцы, как можно назвать одним словом зайца, белку, волка? 
Дети: - Дикие животные. 
Восп. : - Как можно назвать одним словом воробья, синицу, снегиря ворону? 
Дети: - Зимующие птицы. 
Восп. : - Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?  Дети: - Да, любим. 
Тогда отгадайте загадки и расскажите про того, кого 
отгадали: где живёт, какая она, чем питается. (дети отгадывают загадки воспитатель достает картинку с отгаданной птицей, а дети описывают птицу).

Озорной мальчишка В сером армячишке

По двору шныряет Крохи собирает. (воробей)

Воробей –маленький. серенький,прыгает. питается семенами.

Непоседа, невеличка, Жёлтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеницу. Кто узнал её? (синица)

Синица –маленькая,  брюшко жёлтое, головка и крылья чёрные, любит сало.

Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая, Известная персона. Кто она? (ворона)

Ворона –большая, серая с чёрной головой, крыльями и хвостом, она всеядна: Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине. Он появится опять. (снегирь)

Снегирь – грудка красная, верх головы, крылья и хвост чёрные, питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников

Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая,

Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока)

Сорока –голова, шея, грудь чёрные, живот белый, длинный хвост, ест насекомых, ягоды

Воспитатель:- Вот мы разгадали с вами все загадки, но теперь нам нужно

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Восп. : - Посмотрите, а чем покрыто тело птиц? Дети: - Перьями. 
Восп. : - Зачем птичкам перья? Дети: - Тепло сохраняют, крылья у птицы из перьев, перья помогают летать. 
Восп. : - Где у птички расположены длинные перья, а где короткие? 
Дети: - Длинные - на крыльях, короткие – на голове, животе. 
Восп. : - А что помогает птицам видеть? Дети: - Глазки. 
Восп. : - А где ушки?  Дети: - Они спрятаны под пёрышками. 
Восп. : - Что ещё находится на голове у всех птиц, но нет этого у зверей? 
Дети: - У птичек есть на голове клюв
Восп. : - Зачем птицам клюв?  Дети: - Птичка им клюёт корм, чистит перья, пьёт воду. С помощью клюва она поёт песенки. 
Восп. : - А ещё, ребята, на клюве есть носовые отверстия, поэтому часто клюв называют носом. Как может передвигаться птичка? Что ей в этом помогает?  Дети: - Птицы летают, прыгают, ходят. Для полёта у птиц есть крылья, хвост, а для ходьбы-ноги. 
Восп. : - У кого количество ног больше у животных или у птички?
Дети: - У кошки 4 ноги, а у птички 2. У кошки на 2 ноги больше,

Предлагаю выбрать карточку с органами передвижения птичек: 2ноги и 2 крыла. Дети прикрепляют правильную карточку

Восп. : - У всех птичек есть две ноги и два крыла. Давайте посчитаем, сколько пальцев на ноге у птички. Дети считают. Их четыре. 
Восп. : - А сколько пальцев у вас на ноге?  Дети: - Пять пальцев. 
Восп. : - А хвост зачем птице? Он ей мешает или помогает? 
Дети: - Хвост помогает летать. У самолёта тоже есть хвост. 
Восп. : - Найдите карточку с изображением хвоста птицы

карточки с гнёздами птиц: в одном – яички, в другом – птенчики. 
Восп. : - Что находится в первом гнезде, во втором? 
Дети: - В первом гнезде – яйца, во втором – птенчики. 
Восп. : - Ребята а теперь опишите птиц что у всех 
птиц общее
Дети: - Тело птиц покрыто перьями, есть клюв, передвигаются с помощью двух крыльев и двух ног, им помогает хвост, сначала птицы откладывают яйца, а потом из них появляются птенцы. 

- Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие птицы).

- Почему их так называют? (потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются зимовать). 

Сделать Пальчиковая гимнастика:

Прилетели птички«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны Ешьте макароны(Тереть ладонь о ладонь) 

На доске висит картина,

Воспитатель:-Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (люди).

-Как вы думаете, что эти люди делают? (разнообразные ответы детей).

Воспитатель:-Для чего они это сделали? (чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело, поэтому люди подкармливают птиц).

Восп. : - Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. 
Один, два, три, повернись, 
В детском саде окажись! 

- Вспомните, о чём мы говорили сегодня? (мы говорили о птицах)

- О каких птицах мы говорили(о зимующих птицах)

- Как нужно помогать птицам в зимнее время(птиц надо подкармливать)

Воспитатель:-А сейчас мы с вами пойдём на прогулку повешаем наши кормушки, выберете тот корм, который мы вынесем для птиц (дети выбирают корм: зерно, пшено, хлебные крошки, семечки и идут на улицу).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

область "коммуникация". конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима"

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим в средней группе«Зима»            Провела воспитатель: Цыпышева Людмила Неповна...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимующие и перелётные птицы»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе детского сада....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Зимующие птицы»

Конспект открытого занятия по развитию речив средней группе: «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима пришла"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима пришла"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима-красавица"

Конспект занятия по развитию речи "Зима-красавица"...