Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима-красавица"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи "Зима-красавица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima-krasavitsa.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи в средней группе

«Зима-красавица»

Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить представление о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме; учить согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания.

Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь,  память, мышление, связную речь, речевое дыхание, силу голоса,  общую моторику; упражнять в четком и громком  проговаривании.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость.

Ход:

 Ребята присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Воспитатель:

Доброе утро Девочки!
Доброе утро Мальчики!

Доброе утро гости!

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

(Звучит фоновая спокойная музыка)

Представьте себе красавицу, волшебницу, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом, укутывая снегом деревья, кусты, дома. А как подула ветром,  как замела закружила метелью. Реки, ручьи, озера сковала льдом. Люди на лыжах и коньках катаются и даже звери готовятся к ее встрече. Интересно, кто же эта красавица, волшебница ? (Зима) .

- А точно это зима? А может, это лето? (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом).

Но прежде чем продолжить разговор, нужно проверить, проснулись ли ваши язычки? Сейчас проверим вместе со мной. Я начну, а вы повторяйте за мной. 

Чистоговорка «Зима»

Ма-ма- ма – пришла снежная зима

Оз-оз-оз – на улице мороз

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Да вижу что проснулись язычки, молодцы.

- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

А знаете,  почему именно сегодня мне этот сон приснился, потому что сегодня

1 декабря, первый день зимы на календаре.

Воспитатель: Ребята вы слышите? Кто это охает?

Ох: Наступила зима

Снегом замела дома

Мерзнут руки, не пойму-

Кто придумал Зимушку?

Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?

Ох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ох. Я очень расстроен, что наступила зима. Это самое холодное, скучное и некрасивое время года. О-хо-хонюшки. И чем она только всем нравится?

Воспитатель: ребята давай те  расскажем  Оху о том, что зима чудесное время года. Попробуем, может нам удастся поднять Оху настроение.

Давайте опишем её разными словами, какая бывает зима?

Зимой холодно, значит зима, какая? – Холодная!

Зимой много снега, значит зима, какая?- Снежная!

Если зимой стоит мороз? Зима какая? – Морозная!

Если зимой часто дуют ветры, значит зима какая? - Ветреная!

А теперь придумайте сами,  красивые слова про зиму. (Хрустальная, белоснежная, пушистая, веселая, волшебная и др.)

(Открываю зимний коллаж).

Давайте расскажем Оху , что вам нравится зимой.

Воспитатель: Ну что Ох, посмотри какая красота, она всегда настроение поднимает.

Ох: Умницы! Вижу, что вы любите зиму! Все слова назвали правильно! Но что то, дома сидеть грустно, не интересно.

Воспитатель:  Очень интересно, когда много знаешь, а  вы знаете, ребята, что у зимы есть друзья помощники.  И первый это ветер!(Отрываю картинку)

- А если сильно дует ветер, снег летит, кружится? Что это за явление (метель, вьюга)

Давайте проведем опыт : «Вьюга в банке» (банка со снегом, трубочки)

Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?

Дети: нужен ветер

Воспитатель: а где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?

Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.

(1-2 ребенка проводят опыт.)

Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.

А теперь давайте, мы изобразим вьюгу голосом!

Игровое упражнение «Вьюга» (на развитие силы голоса)

По моему сигналу «Вьюга начинается!- вы тихонько произносите «у-у-у». «Вьюга усиливается» - сила голоса нарастает. По сигналу «Сильная Вьюга»- говорите громко «У-У-У». По сигналу «Вьюга кончается» - произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».

А поможет нам не замерзнуть волшебная свеча.

Давайте попробуем! (Игра начинается).

–ОХ : Как здорово, у вас получилось показать вьюгу!

Воспитатель: И ты Ох, можешь дома такой опыт провести.
Ребята, угадайте кто второй помощник Зимы?

1.Тихо, тихо, как во сне

 Падает на землю…. (снег)

Правильно это снег и у этого слова много родственных слов, давайте узнаем какие.

2.С неба все скользят пушинки

серебристые…..(снежинки)

3. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

4. Все бегут вперегонки

 Все хотят играть в ….. (снежки)

 5. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

6. Рядом снежная фигурка

 Это девочка…. (снегурка)

7. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют).

(Выставляю картинки на доске)

Ох: У меня родня это Ах, а у снега то какая родня большая.

Воспитатель:  Что- то много всего снежного появилось, давайте погреемся и Оха научим играть.

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (имитируют игру в снежки)

Ох: Как мне понравилась игра в снежки!!!

Воспитатель: А еще приятно зимой вспомнить о лете,  давайте поиграем в игру:

«Что бывает летом, что бывает зимой».

Я по очереди буду бросать вам снежок  и говорить, что бывает летом, а вы мне в ответ, что бывает зимой!

В: Летом – жарко, а зимой?

Д: Холодно.

В: Летом на деревьях листья, а зимой?

Д: Листьев нет (или лежит снег, иней).

В: Летом день длинный, а зимой?

Д: Короткий.

В: Летом солнце поднимается высоко, а зимой?

Д: Низко.

В: Летом можно гулять на улице много, а зимой?

Д: Мало.

В.: Летом можно бегать по лужам, а зимой?

Д.: Прыгать по сугробам.

В: Летом у людей одежда летняя, а зимой?

Д: Зимняя.

В: Летом земля покрыта травой и цветами, а зимой?

Д: Снегом.

В: Летом птицам сытно, а зимой?

Д: Голодно.

В.: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а у Зимы есть еще один помощник – это мороз(открываю картику).

ОХ(плачет):  Но нам то,  с вами не холодно, мы в тепле, а как же звери в лесу? Они  ведь бедные замерзнут.

Воспитатель: Ребята, давайте успокоим Оха, что все звери подготовились к зиме и спокойно зимуют.

Интерактивная технология «Рафт»

(маски животных: заяц, лиса, медведь)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы лисичка, заяц или медведь. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?

А поможет вам мнемодорожка.  (Ребенок выбирает себе роль, одевает маску).

Примерный рассказ ребенка.

«Я медведь. Я зимой впадаю в спячку и сплю всю зиму. Перед тем как лечь в спячку, я сооружаю себе берлогу, строю ее из веток, хожу по лесу, ем ягоды – накапливаю себе жирок. Потом улягусь в берлогу поудобнее, а ее сверху снегом засыпает. Тепло у меня в берлоге».

«Я заяц. К зиме я поменял свою серую шубку, на зимнюю белую. Белая шубка на снегу неприметна, так хищным зверям будет трудно меня найти. Питаюсь я корой деревьев и веточками. Белая шубку более густая, теплая в ней мне в зимнем лесу не холодно».

«Я лисичка. К зиме моя шерсть становится густой, теплой, поэтому мне в зимнем лесу не холодно. Сплю я на снегу, прикрываю носик своим пушистым хвостом. Каждый день я хожу на охоту, ловлю зайцев, мышей и птичек».

Воспитатель: Молодцы ребята, рассказали Оху, как звери переносят зиму. 

Ох: Спасибо ребята, теперь я знаю, что моим друзьям  в лесу не холодно зимой.

Воспитатель: Ну что Ох, убедили мы тебя что зима – какой бы она не была – замечательное время года.

Ох: (весело). Да! Спасибо ребята, что вы так много интересного мне рассказали о зиме. Теперь я понял, что зима вовсе не скучное время года, а очень даже интересное и красивое. Побегу скорей на улицу гулять и в снежки играть. До свидания ребята.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать четвертыми помощника зимы ? Тогда вы должны всем своим близким и  друзьям, рассказать про Зимущку только самое лучшее и интересное. (На доске переворачиваю четвертую картинку, там фотография детей).

А теперь давайте вспомним, кто приходил к нам в гости? А что же случилось у Оха? А что мы с вами сделали, чтобы Оха развеселить? Какие задания выполняли? У нас получилось его развеселить? И др.

(За каждый ответ дети получают снежинку).

Звучит музыка «Кабы не было зимы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...