Значение театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)

Лескова Анна Николаевна

Детский сад - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Детский сад - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).

    Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность, ведь есть много других форм работы в арсенале воспитателя и даже может более действенных и результативных?

    Но я считаю, что театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно  и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли», - до сих пор не потеряла, своей актуальности.

     Изучая и анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (мимику, темп, интонацию), формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь. 

     Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении со сверстниками и окружающими людьми. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. Исполняя роль, особенно когда необходимо вступать в диалог с другими персонажами ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика и пальчиковая, упражнения на дыхание, потешки, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству. Когда детям интересна та деятельность, которую они выполняют, они прилагают максимум усилий чтобы сделать это  хорошо.

    В работе для повышения уровня речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность. Начала работу с составления плана работы. Определила цель работы: ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности. А также задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков; работа над речью и интонацией; коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать.

    Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини концерты в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде.        

    В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок. Можно сделать вывод: все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

  Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"             Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде...

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.

Выступление на Совете ПедагоговТеатр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С.Станиславский...

Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка....

Значение театрализованной деятельности для развития речи дошкольника

Детский дошкольный возраст является самым благоприятным для развития умении и навыков у ребенка. В старшем дошкольном возрасте сохраняется высокая познавательно активность, дети уже имеют представлени...

Косультация для родиелей"Значение театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на ...