Методическое пособие "Волшебство на пальчиках"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Васильченко Ольга Владимировна

Пособие «Волшебство на пальчиках» могут использовать воспитатели для развития родного языка у детей раннего возраста, оно помогает в реализации образовательной программы с детьми  на русском языке,  воспитывая любовь к родному языку и к традициям нашего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_na_palchikah_.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

     

«ВОЛШЕБСТВО НА ПАЛЬЧИКАХ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Автор: Васильченко Ольга Владимировна

 

Воспитатель

Первая квалификационная категория

г. Качканар

2020 год

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах

красив, певуч,  выразителен, гибок,

послушен, ловок и вместителен»

А.Куприн

Пособие «Волшебство на пальчиках» могут использовать воспитатели для развития родного языка у детей раннего возраста.

В человеческой культуре самое древнее искусство – искусство общения.

Государственный язык нашей страны - русский язык, язык русской нации, язык русского народа. Для полноценного развития каждого народа в России важно сохранить свой родной язык. Ведь в первую очередь именно язык определяет национальную принадлежность человека. У каждого народа с давних времен появились воспитательные традиции, свои особенности культуры, которые необходимо передавать из поколения в поколение. Поэтому приобщение дошкольников к национальной культуре, знанию своего родного языка становится актуальной педагогической задачей современности.

В раннем и дошкольном детстве каждый ребенок учится говорить, овладевает родным языком. И это является важной ступенькой для дальнейшего успешного развития детей. Правильная речь, умение четко выражать свои мысли, знание родного языка и умение понимать его имеет большое значение для развития интеллекта, личности и духовности ребенка.

Умение общаться это не только информационный процесс, это и сопереживание, и совместная деятельность людей, и творчество, и многое другое. Чем больше удовольствия и радости приносит малышу общение с другими людьми, тем увереннее он чувствует себя в разных ситуациях. Ребенок становится активным, творческим, успешным! И эта уверенность помогает ему открыто смотреть на трудности и воспринимать их как ступени своего развития.

При разработке пособия «Волшебство на пальчиках»  была поставлена  основная цель – это научить детей родному языку, понимать его и любить.

Для достижения этой цели и лучшим воспитательным средством для детей раннего возраста является любимый всеми детьми национальный фольклор. Русский язык звучен и мелодичен. Потешки, песенки, колыбельные, сказки, игры, хороводы  и танцы всегда находят восторженный отклик в душе маленького ребенка.

Сказка–игра с простым и понятным сюжетом – лучший метод воспитания ребенка. Ведь сказка присутствует в жизни малыша с самого рождения: с первых месяцев жизни мама знакомит своего малыша с родным языком через напевы  колыбельных песенок,  народные потешки и прибаутки  и  волшебство сказок. Из  русских народных сказок дети учатся понимать добро и зло, радость и печаль,  время и пространство, связь человека с природой, узнают о храбрости и трусости, силе и слабости.  Правильно представленные разные модели поведения сказочных героев ребенок воспринимает легко и естественно и закрепляется в памяти малыша. Рассказывая и показывая сказку, заложенная в ней идея усваивается ребенком быстрее и прочнее. Будучи героем сказки, ребенок проговаривает свои переживания, свои чувства, формирует свое отношение к важным для него событиям.

Озвучивая сказочных героев, развивается речь ребенка, она становится богаче, выразительнее, грамотнее, интонационно разнообразнее. Ребенок с удовольствием и интересом учится управлять своим голосом и интонацией, стремится говорить четко, чтобы его все понимали.

Малышам до трех лет вообще сложно самим в кого-нибудь перевоплотиться, но каждый готов взять в руки игрушки и оживить ее своим голосом. Волшебный мир сказки на пальчиках в виде маленьких куколок – это удивительная возможность показать сказку на ладошке ребенка. Дети очень любят надевать куколку на свои пальчики и действовать с ней. Пальчиковый театр – это отличный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, подходит даже для детей с одного года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук и помогают освоить родную речь во всем ее богатстве и многообразии.

Пособие включает в себя «Волшебную коробочку». Характерное малышам любопытство, желание узнать, что же интересное находится в этой коробочке, и радость при встрече с новыми и полюбившимися героями сказок, обеспечивают их  внимание и интерес в познании нового, способствуют успешному выполнению заданий. В «Волшебной коробочке»  находятся пальчиковые куклы – персонажи для русских народных сказок и потешек:

  • «Курочка – ряба»
  • «Репка»
  • «Теремок»
  • «Колобок»
  • «Волк и козлятки»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Три медведя»
  • «Три поросенка»
  • «Маша и медведь»
  • «Кот, петух и лиса»
  • «Рукавичка»
  • «Сорока - белобока»
  • «Семья»
  • «Ладушки»
  • «Сидит белка на тележке»
  • «Из-за леса, из-за гор»

А также там хранятся отдельные пальчиковые куколки животных для инсценировки сказки.

В пособие входят сюжетные картинки к сказкам и потешкам и предметные картинки (Приложение), на которых изображены:

  • Ферма
  • Лес
  • Зоопарк
  • Дом

Задачи пособия по развитию речи:

  • формировать умение понимать короткие, простые по содержанию тексты,
  • внимательно следить за развитием действия каждого персонажа,
  •  улавливать и понимать простейшие причинно-следственные отношения,
  •  употреблять в речи новые слова и словосочетания,
  •  использовать подходящие для образа интонации, жесты, мимику,
  •  вызвать интерес не только к содержанию, но и к форме исполнения сказки,
  •  развивать мелкую моторику пальцев рук.

Способы использования пособия.

  1. Демонстрация сказки воспитателем и беседа по окончании спектакля с детьми. Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.
  2. Инсценировка сказки на пальчиках одного ребенка. Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.
  3. Игра «Найди героев к сказке» (используем сюжетные картинки к сказкам). Формирует умение разыгрывать простейшие сценки под руководством воспитателя, развивать память.
  4. Совместная инсценировка сказки с участием нескольких детей, у каждого свой герой. Развивать умение выполнять действия своего персонажа вместе с действиями других детей.
  5. Игра «Кто живет на ферме?  (в лесу, в зоопарке, в семье). Закреплять знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного, классифицировать диких и домашних животных;  активизировать речь детей. В этой игре дети своего героя располагают на соответствующей сюжетной картинке: на ферме -  домашних животных, в лесу - диких животных, в доме - людей, а некоторые животных мы можем увидеть и в зоопарке.
  6. Игра «Прятки с героями» (назвать, какой герой спрятался из сказки). Закреплять знания детей о героях сказок, развивать внимание и память.
  7. Игра «Где наш герой?» (на закрепление предлогов под, на, в, за, возле и наречий рядом, вверху, внизу). Упражнять детей в использовании предлогов и наречий, согласовывать их с существительными, развивать пространственное  мышление, активную речь. Ребенок находит спрятавшегося героя и обязательно проговаривает: « Зайчик спрятался за домиком».
  8. Игра «Помоги герою спрятаться» (на закрепление предлогов под, на, в, за, возле и наречий рядом, вверху, внизу). Закреплять знания детей о положении предметов в пространстве, называть предлоги и наречия, развивать активную речь. В этой игре ребенок прячет героев сказки по предложению воспитателя: «Помоги лисичке спрятаться под деревом» и говорит, где спрятал героя.
  9. Игра «Много и один». Упражнять детей в использовании существительных  в единственном и множественном числе, развивать мышление, речь и внимание. Дети вместе с воспитателем рассматривают героев сказок и называют, каких героев много, а кто один, например, Маша одна, медведей много (три).
  10. Игра «Мама и малыши». Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас ребёнка.
  11. Придумываем  новую сказку вместе с детьми. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, создать условия для развития творческих способностей детей посредством сказок, развивать речь и фантазию у детей.

Используя данное пособие, у детей развивается  правильная речь, они в игровой и творческой деятельности осваивают родной русский язык.

Пособие «Волшебство на пальчиках» можно использовать для достижения целевых ориентиров  в раннем возрасте. В три года дети не только интересуются окружающими предметами и активно, эмоционально  действует с ними, но и стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Наблюдается активная речь в общение: ребенок понимает речь взрослых,  может обращаться с вопросами и просьбами, а также может поделиться своими  мыслями, рассказать о каком-то событии. Дети стремятся  активно подражать  в движениях, речи и действиях взрослым и другим детям, даже появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого или сказочного героя. Благодаря пособию малыши проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривают картинки, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства.

Таким образом, пособие «Волшебство на пальчиках» помогает в реализации образовательной программы с детьми  на русском языке,  воспитывая любовь к родному языку и к традициям нашего народа.