Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) "Звуки «Л» - «Р»" для детей старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лукьянова Кристина Вячеславовна

В данном документе представлена технологическая карта и  задание-карточка к нему. Представленное занятие проводилось с 1 ребенком страршего дошкольного возраста в дистанционном режиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звуки «Л» - «Р»»

Образовательная  область: познавательное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: развитие звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи занятия:        

Образовательные:

- учить слышать звук в слове;

- совершенствовать умение различать звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;

- упражнять детей в произношении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

Развивающие: 

- развивать фонематический слух и связную речь;

- развивать умение различать на слух и называть слова на заданный звук.

Воспитательные:

- обогащать и активировать словарь;

- воспитывать познавательный интерес у дошкольников.

Словарная работа: пароход, таракан,  рыба,  лопата, пила, гора, рак, рука.

Планируемые результаты занятия: У детей развиты органы артикуляции, закрепили правильное произношение звуков «Л» и «Р».

Подготовительная работа: подготовка технологической карты, подбор  заданий по теме, подготовка интерактивного сопровождения (презентация PowerPoint)

.Материалы и оборудование: презентация, распечатка с заданием, карандаши, рассказ Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву».

.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Формируемые целевые ориентиры

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Сегодня перед самой нашей встречей, нам  пришло письмо. Написал его нам мальчик по имени Женя. Один раз с ним случилось интересный случай. Давай узнаем, что с ним произошло?

Словесные.

Наглядный.

Заинтересованность, внимательно слушают педагога.

Активизация внимания.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву»

- Мальчик Женя не умел говорить букву "р".

Ему говорят:

- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".

А он говорит: "палоход".

- Скажи: "таракан".        

А Женя говорит: "талакан".

- Скажи: "рыба".

А он говорит: "лыба".

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И

ребята стали его дразнить.

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

- Крррааа.

Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и

давай выговаривать на разные лады:

- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

- Крррррррраааа!

Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные

стороны раскатывается: "ррррр".

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:

- Я "рры" научился говорить!

- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.

Женя думал, думал и сказал:

- Паверрррррр.

Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.

Вот как обрадовался!

Словесные

Наглядный. Практический.

Решение проблемной ситуации.

Внимательно слушает письмо от мальчика Жени, отвечает на вопросы педагога.

Дети нацелены на закреплении старого материала.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о дифференциации

звуков [Р] – [Л]

Беседа по вопросам.

- А теперь ответьте мне на вопросы:

-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?

 -А какой звук он говорил вместо звука «Р»?

- «Из всех звуков звук «р» – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих  детишек. Может ты даже это замечал у своих друзей. Поэтому наша общая задача – помочь друзьям  „покорить“ этот звук, ну а после наше занятия ты сможешь поделиться со своими друзьями новыми знаниями.

– Чаще всего вместо «р» выговаривается похожий на него звук «л».

- Давайте поможем мальчику Жене правильно произносить звуки?

- Что нам помогает правильно произносить звуки?

-  Да, все верно, нам помогают в этом язык, губы и зубы. Для того, чтобы приступить к выполнению задания, нам нужно с тобой размять наши губы, и в этом нам с тобой поможет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.       

"Маленькая качель" - Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка - вверх, кончиком языка задеть бугорки за верхними зубами, вниз - кончиком языка задеть бугорки за нижними зубами. И снова вверх - вниз - .. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна

На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Высоко я поднимаюсь, Опускаюсь снова вниз.

Повторить 3—5 раз.

«Лошадка» -  улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Повторить 6-7 р.

"Грибок" Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт от 3 до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

Повтор 3 – 5 р.

"Дятел" - Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «ДД-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Язык прыгает по бугоркам.

Повторить 3—5 р.
- Отлично, как у тебя хорошо получается.

Беседа.

Словесный.

Наглядный.

Игровые.

Практический.

Выполнение разминки, перед началом выполнения заданий

Выполняет задание педагога.

Предполагаемые ответы детей 

(«Р».)

 («Л»)

(Да).

(язык, губы, зубы)

Повторение старого материала.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

- Теперь давайте приступим к выполнению заданий, которые так же могут помочь мальчику Жене снова выговаривать звуки «Р» и «Л».

Повторение чистоговорок:

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

Гимнастика для глаз

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали) 
Наши глазки так устали 
Мы дадим им отдохнуть, 
Их закроем на чуть - чуть. 
А теперь их открываем 
И немного поморгаем.

Выполняются действия, о которых идет речь

Игра «Поменяй звуки»

Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?

Лак — рак, ложки —рожки , лама —рама, Лука —рука, бал-бар , дал —дар ,жал —жар , мил — мир ,игла — игра , блошка — брошка , ложь —рожь , жил —жир , свалка —сварка. лов — ров

Физкультминутка «Для начала мы с тобой»
Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

Игра «Придумай предложения со словами»  (по слайду 10)

Белка, арбуз, пила, сыр, роза

Определи какой звук (Р или Л) есть в слове. Соедини картинки с нужной буквой.  (бутылочка, корова, ракета, морковка, лампа, лук, пенал, рогатка, стол, мухомор)

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали) 
Наши глазки так устали 
Мы дадим им отдохнуть, 
Их закроем на чуть - чуть. 
А теперь их открываем 
И немного поморгаем.

Выполняются действия, о которых идет речь

Словесный. Игровой.

Практический.

Наглядный.

Повторение чистоговорки,

Выполнение заданий педагога.

 Успешно

закрепляют пройденный материал для закрепления знаний.

Расслабляются, поднимется настроение.

Предполагаемые ответы:

(в начале слова,

в начале слова,

в середине слова,

в конце слова,

в начале слова,

в середине слова)

Совершенствование дифференциации

Звуков [Р] – [Л]

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, самооценки

Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

- Скажи, а какое занятие было для тебя самым легким, а каким самым сложным?

Словесный.

Беседа.

Отвечает на вопросы воспитателя, усвоение полученного материала. Подведение  итогов

Подведение итогов. Анализ полученных знаний у ребенка.

и в детском саду» (старшая группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"

Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.-       познакомить с произношением зву...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....

Конспект занятия По Развитию речи «Звуковая культура речи: звук С» (вторая младшая группа)

Программное содержание:отрабатывать четкое произношение звука [с];упражнять в умении вести диалог;закреплять представление о знакомых предметах;понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитате...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [С]» в младшей группе

Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: знакомство со звуком С Задачи: Обучающие: • Познакомить с произношением звука «с»; • Учить правильному произношению ...