Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: Звук "Ф" (младшая группа) для детей с нарушениями зрения
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Афанасьева Наталья Валерьевна

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе детского сада для детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_f.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе: «Звуковая культура речи: звук [ф]»

Цель:

- обучить детей правильно произносить звук [ф].

Образовательные задачи:

- Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный  звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком;

Развивающие задачи:

- Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики;

- Развивать интонационную выразительность речи;

Воспитательные задачи:

      -Воспитывать навыки сотрудничества, исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать заботливое отношение к животным.

Методы и приемы:

-Сюрпризный момент;

-рассказывание сказки с использованием наглядности на фланелеграфе;

-художественное слово (короткие стихотворения, знакомые детям и новые, загадки);

-артикуляционная гимнастика, показ воспитателем правильного произнесения нового звука;

-подвижные игры;

-игры подражательного характера;

-дидактические игры:

Д/и «Кто как кричит»Цель: закреплять у детей низкого уровня правильное произнесение гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Д/и «Заводные ежики»Цель: упражнять детей средне в правильном произнесении изолированного звука «Ф», развивать речевое дыхание, умение произносить звук «Ф» долго и непрерывно или отрывисто, в зависимости от замысла ребенка.

Д/и «Ежик, хочешь молока?»Цель: упражнять детей  в правильном произнесении изолированного звука Ф». Развивать умение действовать в игре в соответствии с ролью, развивать игровые навыки ребенка. Развивать внимание, выдержку.

Д/и «Кошка, хочешь молока?»Цель: упражнять детей в правильной артикуляции звука Ф» в звукоподражаниях, развивать умение инсценировать короткое стихотворение диалогического характера, передавать настроение персонажа.

Оборудование:  фланелеграф и набор фигур  для показа сказки (изображения крупные, матовые, с четким контуром)  маска кошки.

Предварительная работа:

Занятия по теме НОД «Дикие животные»«Домашние животные», рассматривание, обследование, игра с игрушкой  «Еж», рассматривание  картины «Ежи» (Картина – плакат, рисунок с четким контуром), рассказывание по картине «Ежи», чтение стихотворений о ежах, заучивание чистоговорок, д/и «Узнай животное по картинкам», «Узнай животное по тени».

Ход занятия:

Восп. Ребята, за окном прекрасная погода, тепло. Светит солнце. Скоро лето, и вы поедете к бабушке, дедушке в гости. А хотите сейчас поехать в гости к бабушке и дедушке?

Ответы детей: Да!

Восп. :Поехали!

Дети выстраиваются «паровозиком», идут и ритмично повторяют за воспитателем слова игры:

Паровоз гудит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!

А колеса стучат, А колеса говорят:

«Тук-тук, так-так,

Чуф-чуф, чуф-чуф,

Ш-ш-ш, у-у-у!». Слова дети должны проговаривать на выдохе, дыхание переводить после каждой строчки.

Дети останавливаются перед фланелеграфом, на котором изображения деревенского домика, елочки, дедушки и бабушки, рассаживаются на стульчики (согласно офтальмологическому статусу)

Восп. Приехали!А вот и домик дедушки и бабушки, да вот и они сами нас встречают. Садитесь и послушайте, какая с ними история случилась.

Рассказывание сказки с пом. фланелеграфа.

Д\и «Кто как кричит».

- На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед да баба. И были у них…Кто у них были? Собачка (поставить изображение собаки). Как она кричит?

Дети отвечают: Тяф-тяф-тяф!

-Курочка (поставить изображение). Как она кричит?

Дети отвечают: Ко-ко-ко!

Восп. Обрацает внимание на произнесение открытого слога со звуком (О, дать указание«Ротик открыт, как окошечко».

-У курочки были цыплята. Как они кричат? Голосок у цыплят тонкий, слабый. Какой?

Дети отвечают«ПИ-пи-пи!»

Восп. :Кошка. Как она кричала?

Дети отвечают: «Мяу, мур-мур.

Восп. Сложим губки дудочкой, как у меня (показ для четкой артикуляции звука (У). Молодцы!

Артикуляционная гимнастика

1. Как ваши губки хорошо поработали. Теперь они улыбнутся (упражнение «Улыбка»)

2. А теперь зубки тихонько покусают нижнюю губку.

3. Теперь сделаем «заборчик» на нижней губе (упражнение «Заборчик»)

Восп. : Молодцы. А недалеко от избушки, в лесочке, под кусточком жил вот кто:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

- Кто это?

Дети отвечают: Ежик!

Восп. Помещает изображение семейства ежей на фланелеграф.

-Правильно. В лесочке, недалеко от дома дедушки и бабушки жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (Дети повторяют). Ежики гуляли по лесным тропинкам и пели песенки.

Показ произношения нового звука «Ф». Восп. Показывает демонстрирует правильное произношение звука «Ф» и имитирует, будто изо рта вытягивает воображаемую длинную ниточку.

-Мой язычок знает песенку ежа. Вот слушайте. Мои зубки сделали «заборчик» на нижней губе и я произношу на выдохе «Ф-ф-ф». Я произношу долго, «вытягиваю ниточку» : «Ф-ф-ф». Вот такая длинная ниточка! А ваши язычки могут петь такую песенку ежа? Вместе с вами споем длинную песенку ежа и вытянем такую длинную ниточку.

Упражнение в произношении протяжного звука «Ф» - «вытягиваем длинную ниточку».

-Молодцы. Мы научились петь длинную песенку ежа. А у ежиков есть еще и такая песенка.

Воспитатель произносит звук «Ф» на одном дыхании толчками.

-Теперь вместе споем такую песенку.

-А сейчас я достану ключик и мы поиграем в игру «Заводные ежики».

Восп. Вызывает 4 детей, «заводит их ключиком», и дети имитируют пыхтение ежика, прерывисто произнося на выдохе звук «Ф».

Физкультминутка

-А теперь мы все будем ежиками, и пойдем гулять по лесу.

Подвижная игра «Ежики»

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топочут ножки

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик,

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Дети имитируют движения ежика: согнувшись, свесив расслабленные руки, наклоняются, ищут ягодки, яблочки. Восп. задает игровые ситуации:

*Ежик идет далеко, его еле слышно.

*Ежик подошел близко, он громко топает и фырчит.

*Ежик нашел яблоко, обрадовался, зафырчал громко и быстро.

*Ежик напугался шума, свернулся в клубок.

-Погуляли наши ежики и вернулись к себе домой, на стульчики.

Восп. Дед и баба ежиков любили, молочком поили. И мы ежиков молочком угостим.

Д/и «Ежик, хочешь молочка?». Если Ежик «хочет молочка», он радостно фыркает, если нет – отворачивается.

- Ежик, хочешь молочка?

Д/и «Кошка, хочешь молока?»

-Ребята, а какое животное еще любит молоко? (Кошка).

-Давайте мы кошечку угостим.

Восп. С несколькими детьми проводит игру по тексту детского стихотворения:

-Киска, хочешь молока?

-Мяу!

-А в приятели щенка?

-Ф-рр!

Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кискино горе». Выходит ребенок, исполняющий роль кошечки.

-Ребята, посмотрите, кошечка наша такая печальная. Что же случилось? Давайте спросим.

Упражнение в формулировании вопроса и произнесении его с вопросительной интонацией.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Перед ребенком ставится задача прочесть стихотворение выразительно, передать чувства кошечки, ее настроение.

Восп. : Надо киску пожалеть. Что мы ей скажем в утешение?

Дети «утешают кошечку».

Работа на фланелеграфе.

Восп. : Кошечка обиделась на дедушку и бабушку и ушла. А им без кошечки плохо. Пробрались в дом мыши. Они разгуливали по дому и грызли все подряд. Решили дед и баба позвать ежей. Пусть прогонят мышей.

-Кого решили позвать дед и баба?

-Зачем ежи нужны?

-И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук, за ним Фок, позади Фэк.

–Кто идет впереди?

-Кто за ним?

-Кто сзади?

-Идут ежи друг за другом, песенку поют:

По тропинке мы идем

Фук, Фок, Фэк.

К деду с бабушкой идем

Фук, Фок, Фэк.

К деду с бабушкой идем

Фук,Фок, Фэк,

И тихонечко поем -

Фук, Фок, Фэк.

Дети подпевают песенку ежей, проговаривая слова со звуком «Ф».

Восп. : Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, только пели они уже радостно, громко. Дети маршируют под песенку героев, громко проговаривая слова.

По тропинке мы идем

Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем

Фук, Фок, Фэк!.

К деду с бабушкой идем

Фук,Фок, Фэк!

Громко песенку поем -

Фук, Фок, Фэк!

Заключительная часть занятия. Рефлексия.

Вот такая история произошла у дедушки и бабушки. Понравилась вам сказка? О ком она была? Как ежи пели песенку? Какие вы молодцы!

А теперь нам домой пора. На чем мы поедем? Занятие завершается игрой по выбору детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) "Звуки «Л» - «Р»" для детей старшей группе

В данном документе представлена технологическая карта и  задание-карточка к нему. Представленное занятие проводилось с 1 ребенком страршего дошкольного возраста в дистанционном режиме....

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...

Конспект занятия По Развитию речи «Звуковая культура речи: звук С» (вторая младшая группа)

Программное содержание:отрабатывать четкое произношение звука [с];упражнять в умении вести диалог;закреплять представление о знакомых предметах;понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитате...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [С]» в младшей группе

Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: знакомство со звуком С Задачи: Обучающие: • Познакомить с произношением звука «с»; • Учить правильному произношению ...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы...