Программа "Буквоешка" (дополнительное образование)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

 Сальникова Галина Борисовна

Программа по обучению грамоте для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_bukvoezhka_5-6let.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«АБВГДейка»

Для детей 5-6 лет

(срок реализации 1 год)

Разработчик: Сальникова Г.Б.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа  по обучению грамоте включает два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней, второй – с освоением знаковой системы языка. Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко - буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.

Теоретические основы программы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции  учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подход в развитии детей.

Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.

Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психологии, педагогики, языкознания), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте с учётом психофизиологических особенностей детей, и их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, интересы и происходит становление личности.

Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей, индивидуальными способностями.

Приоритетной формой организации детей на занятиях являются подгрупповые занятия. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

Отдельные задания, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как часть речевого занятия.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала,

Новизна данной программы заключается в следующем:

- наличие комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребёнка на каждом возрастном этапе обучения

- возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома

- возможность использования пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий

- создание условий для индивидуальной и совместной деятельности детей

Содержание программы обеспечивает:

- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребёнка и взрослого

- развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребёнка

- формирование у ребёнка личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его)

Наряду с основными задачами программа включает задачи и по подготовке руки к письму с учётом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики руки графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной речи

Программа включает в себя широкое использование различного словесного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, весёлые рисунки, создающие эмоциональный фон.

Цель программы:

Обучение дошкольников элементам грамоты.

Задачи:

  • Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся
  • Познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью
  • Учить выделять заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком
  • Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги
  • Учить выделять звуки: гласные и согласные; твёрдые и мягкие; глухие и звонкие
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать самоконтроль и самооценку

Планируемые результаты:

К концу обучения ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита;

- понимать и использовать в речи термины «звук», и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, середине и в конце

- пользоваться графическим обозначением звуков (красный квадрат –гласный звук, синий-согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук)

- читать слоги, слова, предложения;

- составлять предложение и анализировать его;

- решать ребусы, кроссворды

- выполнять графические задания

Срок реализации: 1 год

Форма обучения: очная, подгрупповая

Язык обучения: русский

Количество занятий (часов): 1 занятие в неделю,

                                                     4 занятия в месяц,

                                                     41 занятие в год

Продолжительность одного занятия: с детьми 5-6 лет – 25 минут,

Календарный учебный график

Возраст детей

5-6 лет

Начало учебного года

1 сентября 20     г.

Окончание учебного года

31 августа 20    г.

Сроки проведения родительских собраний (организационное, анализирующее)

сентябрь, май

Количество учебных недель

41

Количество учебных занятий

сентябрь-май

35

июнь-август (самоподготовка)

6

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

среда

Время занятий

15.30 – 16.00

Недельная образовательная нагрузка

1

Длительность условного учебного часа (в мин)

не более 25 мин

Форма проведения

очная, групповая

Отчетные мероприятия для родителей

май

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 (5-6лет)

Тема

Количество

занятий (часов)

Сентябрь

1

Звук и буква А

1

2

Звук и буква О

1

3

Звук и буква У

1

4

Звук и буква Ы

1

Октябрь

5

Звук и буква Э

1

6

Закрепление пройденного материала.

Гласные звуки и буквы.

1

7

Звук и буква Л

1

8

Звук и буква М

1

Ноябрь

9

Звук и буква Н

1

10

Звук и буква Р

1

11

Закрепление пройденного материала.

Гласные и согласные звуки.

1

12

Буква Я

1

Декабрь

13

Буква Ю

1

14

Буква Е

1

15

Буква Ё

1

16

Звук и буква И

1

Январь

17

Закрепление пройденного материала.

Гласные звуки и буквы.

1

18

Звуки и буквы Г, К

1

19

Звуки и буквы Д, Т

1

Февраль

20

Звуки и буквы В, Ф

1

21

Звуки и буквы З, С

1

22

Звуки и буквы Б, П

1

23

Закрепление пройденного материала.

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

Март

24

Звук и буква Х

1

25

Звуки и буквы Ж-Ш

1

26

Звуки и буквы Ч-Щ

1

27

Звук и буква Ц

1

Апрель

28

Звук и буква Й

1

29

Буква Ь

1

30

Буква Ъ

1

31

Закрепление пройденного материала

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Май

32

Чтение слов и предложений

1

33

Чтение слов и предложений

1

34

Алфавит

1

35

Итоговое занятие

1

Июнь

36

Викторина «Поле чудес»

1

37

Развлечение «Загадки и отгадки»

1

Июль

38

«Конкурс чтецов»

1

39

«Путешествие в сказку»

1

Август

40

Самоподготовка. Игры с буквами и словами

1

41

Самоподготовка. Игры с буквами и словами

1

Итого: 41

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(5-6 лет)

Тема

Содержание

Количество

занятий (часов)

Сентябрь

1

Звук и буква А

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 13-15

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Найди и обведи»

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Кто внимательный»

Физкультминутка «Аист»

Рисуем матрёшек, пишем букву А

Игра «Определи место буквы в слове»

1

2

Звук и буква О

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 16-17

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Найди и обведи»

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Кто внимательный»

Физкультминутка «Слушай-делай»

Рисуем мячи, пишем букву О

Игра «Схема-слово»

1

3

Звук и буква У

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 18-19

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Схема-слово»

Игра «Кто внимательный»

Рисуем крючки, пишем букву У

Игра «Соедини правильно»

1

4

Звук и буква Ы

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 20-21

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Загадки, предметы, схемы»

Физкультминутка «Мы бегаем кругом»

Пишем букву Ы

Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

1

Октябрь

5

Звук и буква Э

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 22-23

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Закончи предложение»

Пишем букву Э

Физкультминутка по желанию детей

Игра «Напиши правильно»

Игра «Кто больше»

1

6

Закрепление пройденного материала.

Гласные звуки и буквы.

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 24-25

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игровое упражнение «Напиши и прочитай»

Игра «Кто больше»

Игровое упражнение «Кто в каком домике живёт»

Физкультминутка «Зайка»

Игра «Закрась правильно»

Игра «звук и буква»

Игра «Подскажи словечко»

1

7

Звук и буква Л

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 26-27

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Назови первый звук»

Игра «Предмет, слово»

Физкультминутка «Влево-вправо»

Пишем букву Л и читаем слоги

Игра «Раздели правильно»

1

8

Звук и буква М

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 28-29

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Определи место звука в слове»

Физкультминутка «Мишка косолапый»

Игра «Слоговые цепочки»

Игра «Слоговые домики»

1

Ноябрь

9

Звук и буква Н

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 30-31

Рабочая тетрадь

 «От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Определи место звука в слове»

Физкультминутка по желанию детей

Игра «Соедини правильно»

Игра «Слово, схема, предмет»

Игра «Кто больше»

1

10

Звук и буква Р

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 32-33

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Определи место звука и обозначь на схеме

Игра «Закрась правильно»

Физкультминутка «Вороны»

Игра «Слова и слоги»

1

11

Закрепление пройденного материала.

Гласные и согласные звуки.

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр.34-35

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игровое упражнение «Как зовут мальчика»

Игра «Звук потерялся»

Учимся читать слоги

Физкультминутка «Пальчики»

Игровое упражнение «Закрась правильно»

Игровое упражнение «Звук и буква»

Игра «Подскажи словечко»

1

12

Буква Я

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 36-37

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Знакомимся с буквой Я и читаем слоги

Игра «Загадки и отгадки»

Физкультминутка «Слушай-выполняй»

Игровое упражнение «Как зовут девочек»

Учимся записывать схему предложения

1

Декабрь

13

Буква Ю

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 38-39

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Знакомимся с буквой Ю и читаем слоги

Игровое упражнение «Как зовут девочку, мальчика»

Игровое упражнение «Читай и записывай знаками»

1

14

Буква Е

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 40-41

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Знакомимся с буквой Е и читаем слоги

Игра «Подскажи словечко»

Физкультминутка «Карусель»

Игра «Соедини правильно»

Составь и запиши предложение знаками

1

15

Буква Ё

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 42-43

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Пишем букву Ё и читаем слоги

Игра «Слушай, смотри, пиши»

Физкультминутка «паровоз»

Игра «Буквы рассыпались»

Игра «Ну-ка, буква, отзовись»

Игра «Подскажи словечко»

1

16

Звук и буква И

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 44-45

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игровое упражнение «Определи место звука в слове»

Физкультминутка «Влево-вправо»

Пишем букву Ии читаем слоги»

Игра «Предмет, схема, слово»

1

Январь

17

Закрепление пройденного материала.

Гласные звуки и буквы.

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 46-47

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игровое упражнение «Слоговые цепочки»

Игра «Напиши правильно»

Физкультминутка по желанию детей

Игра «Напиши правильно»

Игра «Кто больше»

1

18

Звуки и буквы

Г, К

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 48-49

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Слово-схема»

Физкультминутка «Кузнечики»

Игровое упражнение «Слоговые домики»

Игра «Схема и предложение»

1

19

Звуки и буквы

Д, Т

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 50-51

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Узнай, какой звук»

Игра «слоговые цепочки»

Физкультминутка «Вороны»

Игра «Схема и предложение»

1

Февраль

20

Звуки и буквы

В, Ф

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 52-53

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Слоговые домики»

Физкультминутка «Волчок»

Игра «Подскажи словечко»

1

21

Звуки и буквы

З, С

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 54-55

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Определи место звука в слове»

Игра «Слоговые домики»

Физкультминутка «Зайка серенький сидит»

Игра «Допиши и прочитай»

1

22

Звуки и буквы

Б, П

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 56-57

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Слоговые домики»

Физкультминутка «Буратино»

Игра «Соедини правильно»

Игра «буквы рассыпались»

1

23

Закрепление пройденного материала.

Глухие и звонкие согласные звуки.

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр.

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Узнай, какой звук»

Игра «слоговые цепочки»

Физкультминутка «Вороны»

Игра «Схема и предложение

1

Март

24

Звук и буква Х

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 58-59

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Слоговые домики»

Физкультминутка «Хомяк»

Игра «Закончи предложение»

Чтение рассказа «Утро в деревне»

1

25

Звуки и буквы Ж-Ш

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 60-61

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «слоговые цепочки

Физкультминутка «Жук»

Игра «Предмет, слово, схема»

1

26

Звуки и буквы Ч-Щ

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 62-63

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Соедини правильно»

Игра «Слоговые домики»

Физкультминутка «Часы»

Чтение стихотворения

1

27

Звук и буква Ц

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 64-65

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Загадки и отгадки»

Игра «Слоговые цепочки»

Физкультминутка «Слушай-выполняй»

Чтение стихотворения

Игра «Буквы рассыпались»

1

Апрель

28

Звук и буква Й

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 66-67

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Физкультминутка «Кузнечики»

Игра «Предмет, слово, схема»

Чтение считалки

1

29

Буква Ь

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 68-69

Рабочая тетрадь

«От А до Я»стр.

Игра «Буква потерялась»

Игра «Слово, схема»

Физкультминутка по желанию детей

Игра Допиши и прочитай»

Игра «Допиши слово»

1

30

Буква Ъ

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 70-71

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игровое упражнение «Кто катается на карусели»

Игра «Какой звук потерялся»

Игра «Допиши правильно»

Физкультминутка по желанию детей

Ребус

Загадки

1

31

Закрепление пройденного материала.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр.

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

«Допиши гласные буквы и прочитай слова»

«Допиши согласные буквы и прочитай слова

Физкультминутка по желанию детей

«Составь и запиши предложение»

Игра «Подскажи словечко»

1

Май

32

Чтение слов, слогов, предложений

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 72-73

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игровое упражнение «Кто катается на карусели»

Игра «Какой звук потерялся»

Игра «Допиши правильно»

Физкультминутка по желанию детей

Ребус

Загадки

1

33

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

Е.В. Колесникова

Методическое пособие

стр. 74-75

Рабочая тетрадь

«От А до Я»

Игровое упражнение «Допиши гласные буквы»

Игровое упражнение «Допиши согласные буквы»

Физкультминутка по желанию детей

Игра «Составь и запиши предложение»

Игра «Подскажи словечко»

1

34

Алфавит, чтение

Игра «Этот необычный дом»

Физкультминутка «Пальчики»

Чтение

1

35

Итоговое занятие

Игры с буквами и словами

1

Июнь

36

Поле чудес

Игра «Подскажи словечко»

1

37

Загадки и отгадки

Игра «Отгадай загадку и запиши отгадку»

1

Июль

38

Конкурс чтецов

Чтение скороговорок, стихов

1

39

Путешествие в сказку

Игра «Назови героя сказки по описанию»

1

Август

40

Самоподготовка

Выкладывание букв и слов из мелких предметов

1

41

Самоподготовка

Игры с песком и буквами

1

Итого: 41

Методическое обеспечение:

1. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»,-М: ЮВЕНТА, 2015.

2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.

3. Колесникова Е.В. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь для 5-6 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.

4. Колесникова Е.В. «От А до Я» Рабочая тетрадь для 5-6 лет. -М: ЮВЕНТА, 2015.

5. Крупенчук О.И. 300 игр со словами для детей, которые уже знают буквы, но ещё не умеют читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...