Игры по ознакомлению детей со словом
методическая разработка по развитию речи

Игры по ознакомлению детей со словом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_oznakomleniyu_detey_so_slovom.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по ознакомлению детей со словом

Младший дошкольный возраст

«Магазин»

Цель: Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Ход игры:

 Дети покупают продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую корзину (колбаса, конфеты, шоколад, молоко и другие) и со звуком кь и кладут их в маленькую корзину (кефир, сосиски, сардельки, кекс и другие).

«Какой звук пропущен?»

Цель: Совершенствование умения определять первый звук в слове.

Ход игры:

Педагог произносит несколько предложений (5-7, в каждом из которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого звука не хватает. Например: «На лугу растут …омашки» (ромашки); «В космос полетел …осмонавт (космонавт); «Дети ели вкусное …ороженое (мороженое).

«Светофор»

Цель:  Обучение восприятию на слух слов.

Ход игры:

Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.

Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

«Ладушки»

Цель: Соотнесение действия со словом потешки,

Ход игры:

Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! хлопают в ладошки».

Слова: Движения:

Ладушки, ладушки! Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши

Где были? – У бабушки! В такт словам потешки.

- Что ели? – Кашку!

- Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову.

Попили, поели, На слова «Прочь улетели» разводят руки в

Шу-у – полетели! стороны и опускают на колени.

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей: «У бабушки»; «Что ели?» - «Кашку»; «Что пили?» - «Бражку».

В следующий раз всю потешку дети произносят с воспитателем.

«Назови слова со звуками з и зь»

Цель: Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.

Ход игры:

Дети называют слова (звезда, замок, зима, змея, зуб, заяц и другие, а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладёт фишку к «большому комару (картинка с изображением «большого братца», когда ребята называют слово со звуком з, и к «маленькому комарику» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком зь. Потом фишки складываются в корзинку.

        Средний дошкольный возраст

«Назови вкусные слова»

Цель: Расширение представления о словах.

Ход игры:

 Дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое правильно названное слово.

«Короткие и длинные слова»

Цель: Расширение представления о словах.

Ход игры:

Воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами (термин «слог» не употребляется). Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и т. д. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).

«Звуковые часы»

Цель: Расширение представления о словах.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.

«Слова-друзья»

Цель: Сравнение слов по звучанию.

Ход игры:

Дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзей: сорока - белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, волк - зубами щёлк.

«Назови слова»

Цель: Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Ход игры:

 Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).

Старший дошкольный возраст

«Назови игрушку»

Цель: Развитие представлений о многообразии слов.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.

«Рассели жильцов»

Цель: Определение количества слогов в слове.

Ход игры:

Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

«Подскажи слово»

Цель: Продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание.

Ход игры:

"Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Жил на свете человек -

 Скрюченные ножки,

 И гулял он целый век

 По скрюченной... (дорожке).

 А за скрюченной рекой

 В скрюченном домишке

 Жили летом и зимой

 Скрюченные... (мышки)!

И стояли у ворот

 Скрюченные елки,

 Там гуляли без забот

 Скрюченные... (волки).

 И была у них одна

 Скрюченная кошка,

 И мяукала она,

 Сидя у ... (окошка).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

«Скажи, как я»

Цель:  Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание.

Ход игры:

Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.

«Произносим слова»

Цель: Обучение детей протяжно произносить слово с выделением в нём заданных звуков.

Ход игры:

Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью"

В консультации представлены некоторые аспекты ознакомления детей с социальной действительностью...

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

конспект дидактической игры по ознакомлению детей с окружающим

с помощью дидактической игры знакомить с животными, расширять словарный запас....

консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""

Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....

"Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"

Выступление на тематическом педагогическом совете...