Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod-aya_razrabotka_syuzhetno_rolevoy_igry_ashan.doc778.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь человека, проживающего в мегаполисе, связана с усвоением  знаний функционального назначения современных объектов инфраструктуры: аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, гипермаркеты, достижения техники. В жизнь детей вошла компьютерная техника, увлекла, дети ее успешно осваивают.

Меняется подход человека к достижениям прогресса. Если раньше  человек интересовался устройством и ремонтом приборов, то сейчас это могут сделать специальные службы, а покупателя больше интересуют потребительские свойства приборов и какие результаты в работе он может получить с помощью этих приборов.

В памяти человека освобождается пространство для получения новых знаний, в результате использования тех или иных приборов.

Знакомство дошкольников с объектами мегаполиса несомненно осуществляется в семье под руководством родителей, но детям хочется принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском садике.

Из детских рассказов  на тему: «Как я провел выходные дни» чаще всего  я узнаю о ярких впечатлениях от посещения торговых центров,  где родители могут купить все необходимое для жизни  и организовать досуг ребенка.

Современный  гипермаркет  можно рассматривать как одно из мест, где находят свое отражение идущие полным ходом социальные преобразования и находят применение достижения техники.

Программное содержание

  • уточнять, расширять знания детей об окружающем, знакомить  с миром взрослых;
  • учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры;
  • считаться с мнением детей,  учитывать  их возможности и  желания при распределении ролей;
  • помочь  советом и напоминанием  в применении  имеющихся у детей  знаний в игре,
  • формировать ролевые отношения,  побуждать к сотрудничеству и взаимопониманию;
  • поощрять самостоятельность, творчество в выборе действий, умение согласовывать свой замысел с замыслами сверстников;
  • формировать умение адекватно оценивать поступки воображаемых ролей;
  • развивать познавательные и коммуникативные способности детей, готовить детей для жизни в мегаполисах;
  • формировать положительное отношение к труду взрослых;
  • создать комфортные условия для возникновения игры;
  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения;
  • воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища,  умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре, справедливо разбираться в конфликтных ситуациях.

Оборудование для игры

Деревянная витрина - прилавок с ячейками, весы, кассовый аппарат, пластиковые карточки, корзинки, пакеты с символикой гипермаркета  «Ашан», сумочки и корзинки для покупателей, детали большого конструктора, разнообразные бутылочки, коробочки, посуда, одежда и другое для оформления гипермаркета, плакат с названием гипермаркета.

Предварительная работа

  • рассматривание иллюстраций с различными ситуациями в магазинах;
  • обыгрывание  действий продавца, кассира, покупателя в дидактической игре «Магазин игрушек»;
  • беседы о труде работников магазинов, о его значимости для людей;
  • дидактические игры по классификации продуктов питания, одежды,  овощей, фруктов и т. д.;
  • чтение стихотворения Олеси Емельяновой «Магазин игрушек» и других произведений по теме;
  • домашнее задание для родителей: «Побывать с детьми в гипермаркете»;
  • изготовление атрибутов:  кошельки, деньги, чеки, налепить из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты;
  • конструирование автобуса, пошив чехлов на стульчики, оформление проезжей  части  дороги, а перед входом в магазин – пешеходного перехода;
  • приготовление  отличительных  элементов  для сотрудников «Ашана» - шарфики – косынки,  бейджики;
  • подготовка   игрового  пространства,  оформление   игровых зон.

Ход игры

  1. Эмоциональный настрой детей на игру

- Дети, вы играть любите?

«Играть  мы любим очень

Поверьте нам,  друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя».

  1. Работа по организации игры

  1. Сообщение темы.
  2. Планирование сюжета, совместное обсуждение игровых этапов.
  3. Распределение ролей:
  • мама, папа, дети;
  • продавцы -  консультанты;
  • промоутеры;
  • охранники;
  • водитель автобуса.

  1. Уточнение ролевых прав и обязанностей, ролевого поведения в игре, правил поведения, цепочек развития сюжета.  

  Каким должен быть папа?

  Какой должна быть мама?

  Как должны  дети относиться к родителям?

  Какими должны быть продавцы? И почему?

  Каким должен быть водитель? И почему?

  Чем могут порадовать себя и окружающих пассажиры?

  От чего зависит успех игры?

Такой небольшой беседой я настраиваю детей на игру, дети усваивают, что успех игры зависит от них самих, от бережного,  уважительного и ответственного отношения к  партнерам по игре.

  1. Возможный сюжет игры.

В один из выходных дней  семья решила на автобусе съездить в  гипермаркет. Сборы, путь к магазину, путешествие по магазину, приобретение необходимых товаров, возможные рекламные акции, случаи потери детей в магазине и действия играющих в этот момент, возможные телефонные звонки и т.д. Возвращение домой с покупками, игры, приготовление обеда, сервировка стола к  обеду (эстетическое оформление столика – скатерть, цветы, салфетки),  чаепитие, игры.

   

  1. Цепочки хода игры:

             

     Первое звено цепочки  – отъезд.

«Что же,  веселые друзья!

Отвезу в Ашан вас я.        

Проездные покажите

И в автобус проходите».

«Стариков и детей

Посадите поскорей».

«Я еду на парковку

Стоянка №5,

Приходите –

Отвезу домой опять».


В этот момент я оцениваю  усвоение  детьми правил и норм поведения во взрослом сообществе, выполнение правил дорожного движения и другие важные моменты.

  Второе звено цепочки - сотрудники магазина перед началом рабочего дня.

«Перед началом рабочего дня

Смена к работе готова моя!»

Считаю находкой использование в игре  элементов спецодежды сотрудников «Ашана» (белые кофточки, красные косынки – шарфики  в горошек, бейджики).

Детям спецодежда доставила особое удовольствие, помогла войти в роли, играть с увлечением, проявляя творчество, фантазию, свою индивидуальность.

Третье звено цепочки - путешествие по магазину, выбор товара, участие в рекламных акциях, различные способы  оплаты  покупок.

Возможные ситуации в магазине:

  • потерялся ребенок;
  • звонок друга, бабушки;
  • участие в рекламной акции: пейте соки «Моя семья».

«Нельзя усидеть, хочу играть с Вами…

Видно, придется расстаться с деньгами».

«Товар выбираем, на цены глядим,

Купить  что,  решаем, в очереди стоим».

«Уверенно взвесит товар Фатима,

Покупателей всех обслужит она».

«Ответственна очень работа кассира,

Видно,  справляется с нею Кристина».

«Соком нужно так угостить,

Чтобы захотелось его купить».

«Пейте соки «Моя семья»,

Красивыми будете как я!».

Для себя отмечаю, насколько дети внимательны друг к другу в ролевом поведении, вежливы, доброжелательны, терпеливы.

 Считаю, что совмещение в игре воображаемых и реальных вещей (дегустация сока) оживляет игру,  способствует эффективному  усвоению морально – этических норм поведения.  

Четвертое звено цепочки - возвращение домой.

 

«За круглым столом и горячим чаем

После поездки в «Ашан» отдыхаем».

Принимаю участие в игре (в качестве гостя), наблюдаю  за отношениями  между «членами семьи», за умениями и навыками в приготовлении обеда, в использовании современной бытовой техники (мясорубка, соковыжималка, микроволновка, посудомоечная машина), в  сервировке стола к обеду,  в  обслуживании за столом, в заваривании  чая к чаепитию, за общением детей.

Заключение

В сюжетно – ролевой игре развивается личность ребенка:  принимая в игре на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, накапливается практический опыт, закрепляются, расширяются знания  – все это готовит ребенка к взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"

Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Методическая разработка:«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста»

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Картотека сюжетно-ролевых игр....

«На лучшую методическую разработку (сценарий) сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями» Дата: 07.12.2022г.

laquo;На лучшую методическую разработку (сценарий) сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с профессиями» Дата: 07.12.2022г.Диплом 2 место...