Картотека "Речевые игры с мячом"
картотека по развитию речи

Ермолина Анна Александровна

Игры на развитие речи с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_s_myachom.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игра: «Спой, как я»

Цель: развивать длительный выдох: учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя.

Описание: взрослый катит (бросает) мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра: вариант игры «Спой, как я»

Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч в нужном направлении или мяч нужного цвета; развивать длительный выдох: учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому из положения: сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя.

Описание: взрослый просит катить мяч ребенка в направлении красных ворот (построить из конструктора) или катить мяч определенного цвета и длительно произносить гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра: «Назови ласково»

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова: учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, предавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.

Игра: «Кто как кричит?»

Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому/ребенку и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.

Игра: «У меня зазвонил телефон, кто говорит?»

Цель: развивать слуховое внимание и различать по звукам животных; учить детей уверенно и точно бросать мяч двумя руками в прямом направлении к взрослому/ребенку и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, то позвонил детям.

Та же игра может быть проведена и с неречевыми звуками:  «У меня зазвонил телефон, что же шумит в нем?»

Игра: «Я знаю пять названий…»

Цель: расширять словарный запас детей; учить ударять мяч о пол и ловить.

Описание: взрослый предлагает ребенку назвать пять названий предметов к обобщающему понятию: «Я знаю пять названий овощей: картошка – один; капуста – два; и т.д.»

Игра: «Слово заблудилось»

Цель: учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение уверенно бросать  и ловить мяч.

Описание: взрослый предлагает найти «пропавшее» слово, ребенок отбрасывает мяч обратно и произносит это слово-рифму.

Игра: «Один-много»

Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение предавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.

Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: «У меня один карандаш, а у тебя много (чего?)…(карандашей)».

Игра: «Загадки»

Цель: формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и силу толчка.

Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает составить слово из двух других: «сам и летать – самолет, снег и падать – снегопад, и т.д.».

Игра: «Жадина»

Цель: закреплять правильное употребление существительных с местоимением женского, мужского и среднего рода; закреплять умение предавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.

Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает употребить местоимение и существительное в правильном роде: «Чья машина? – ребенок отвечает: «Моя машина» и откидывает мяч взрослому.

Игра: «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); продолжать учить бросать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди.

Описание: взрослый бросает мяч одному из детей и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный-горячий, веселый-грустный и т.п.

Игра: «Кто больше знает слов»

Цель: закреплять  навыки звукового анализа; учить при этом детей попадать в цель правой/левой рукой на оптимальном для ребенка расстоянии.

Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше бросит мячей в корзину.

Игра: «Назови одним словом»

Цель: закрепить  обобщающие понятия и умение подбрасывать мяч с хлопком.

Описание: взрослый называет несколько предметов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Ребенок называет слово, подбрасывает мяч, хлопает  и ловит его снова.

Игра: «Что делает?»

Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение бросать мяч собеседнику.

Описание: взрослый называет слово, дети подбирают к ним слова-действия, перебрасывая при этом мяч друг другу. Например: кошка, что делает? – мяукает, ласкается, лакает, царапается.

Игра «Закончи предложение»

Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении. Продолжать развивать навыки владения мячом.

Описание: взрослый проговаривает предложение, дети должны подобрать слово в правильной форме, подходящее по смыслу, перебрасывая при этом мяч. Например: Шапку надеваем на...(голову)

Носки надеваем на...

Рукавицы надеваем на...

Птица сидит на…

Игра «Послушай и ответь»

Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении: образовывать форму существительного, обозначающую принадлежность. Продолжать развивать навыки владения мячом.

Описание: взрослый проговаривает предложение и задает вопрос, на который дети отвечают, подобрав слово в правильной форме. Пример:

У Насти есть платье. Чье это платье?  (Настино платье). У мамы есть шуба.

Чья это шуба?  (мамина шуба). У папы есть галстук. Чей это галстук? И т.п.

Игра «Хвастунишки» 

Цель: развивать умение: образовывать сравнительную степень прилагательного. Продолжать развивать навыки владения мячом.

Описание: взрослый предлагает предложение, дети образуют сравнительную степень прилагательного в правильной форме. Пример:

У меня чистая рубашка — А у меня ещё чище.

У меня широкие штаны — А у меня шире.

У меня длинное платье — А у меня длиннее.

У меня короткая юбка — А у меня короче.

У меня тёплое пальто — А у меня теплее.

Игра "Подбирай, называй, запоминай"

Цель: расширение активного словаря: подбор прилагательных и глаголов. Продолжать развивать навыки владения мячом.

Описание: взрослый предлагает предложение, дети образуют сравнительную степень прилагательного в правильной форме. Пример на подбор определений и глаголов:

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) - ...

Ветер осенью (какой?) - ...

Дождь осенью (какой?) - ...

Листья осенью (какие?) - ...

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) - ...

Осенью солнце (что делает?) - ...

Осенью птицы (что делаю?) - ...

Игра " Найди ошибки "

Цель: развитие слухового внимания. Продолжать развивать навыки владения мячом.

Описание: взрослый предлагает предложение, дети определяют, что бывает и чего не бывает. Например: осенью.

 - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

 - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

 - Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

 - Дикие животные не делают запасы корма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".

Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...

Из истории мяча. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей....

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...