"Космическое путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Елена Евгеньевна

Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Космическое путешествие

Занятие по развитию речи в старшей группе

Цель. Развивать диалогическую речь. Продолжать работу по активизации и обогащению словаря по  теме «Космос». Учить составлять творческие рассказы по собственным рисункам.

Материал. Мягкие модули для постройки космического корабля. Два гимнастических обруча зеленого и розового цвета. Космический шлем из бумаги, маленький пакет сока ( с трубочкой) – на каждого ребенка. Колокольчик.

Предварительная работа. Занятия по ознакомлению с окружающим «Покорение космоса». Конструирование из бросового материала «Космическая ракета». Лепка «Встречи в космосе». Аппликация «Покорение космоса». Рисование с элементами аппликации «Инопланетяне».

Ход занятия

Воспитатель (В). Дети, вы уже немного знаете о космосе, мы беседовали на эту тему, рисовали, изготавливали поделки. А сегодня отправимся в космическое путешествие! На чем же мы полетим?

Дети (Д). Надо построить ракету. Нет, лучше космический корабль! Можно полететь  на летающей тарелке.

В. Так  много летательных аппаратов нам не сделать. Давайте построим один большой космический корабль, где мы все сможем уместиться. Вместе и лететь веселее. Превращаемся в конструкторов и техников. За работу!

Дети с воспитателем строят космический корабль из мягких модулей.

В. Корабль готов! А готовы ли вы к трудному путешествию? Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Д. космонавт должен быть сильным, выносливым – ведь его ожидают перегрузки. Космонавт должен быть умным, потому что управлять космическим кораблем очень трудно.

В. Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, т. е. умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть ее в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали! Считаем: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (дети выполняют задание.) С первым заданием вы справились.

Теперь проверим ваши знания. Каждый из вас должен назвать одно или несколько слов, относящихся к теме «Космос».

Д. Планета, астроном, солнце, астероид, метеорит, спутник, орбитальная станция, созвездие, невесомость, скафандр, луноход, инопланетянин, ракета.

В. Молодцы! И со вторым заданием вы справились. Входим в корабль. (Дети занимают места в космическом корабле.) Вы выдержали все испытания, и наш космический корабль готов к старту. Начинаем обратный отсчет.

Д. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – старт!

Звучит аудиозапись «космической» музыки.

В. Как называется спутник Земли, который мы можем каждый день наблюдать на небе?

Д. Луна.

В. Если очень постараться,

Если очень захотеть.

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку,

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой! (С. Баруздин.)

Хотите высадиться на Луну?

Д.  Хотим!

В. Тогда надевайте скафандры и вперед!

Дети надевают космические шлемы и выходят из корабля.

В. Как надо передвигаться по поверхности Луны?

Д. Очень осторожно. Нельзя делать резких движений, иначе можно далеко улететь. Если прыгать, то поднимется много пыли, можно не заметить лунные кратеры и свалиться туда.

В. Теперь вы можете прогуляться по Луне. Не пропустите сигнал к отлету – звон колокольчика!

Разминка. Звучит аудиозапись музыки в замедленном темпе. Дети двигаются плавно, с замедленными движениями рук и ног. Раздается звон колокольчика. Все занимают свои места в космическом корабле.

В. Летим к той зеленой планете. Посмотрите, нас кто-то встречает! (В гимнастическом обруче зеленого цвета, лежащем на полу, находятся детские рисунки с изображением инопланетян.) Давайте познакомимся с жителями этой планеты.

Д. Здравствуйте! Вы кто? Как называется ваша планета?

Отвечают инопланетяне (дети, чьи рисунки разложены внутри обруча).

Рома. Наша планета называется Зелепуха. Я живу здесь очень давно. Я все про всех  знаю, потому что мои уши очень хорошо слышат, даже если я не хочу подслушивать.

Дарио. Я очень люблю размышлять, поэтому я умный, ко мне все ходят за советами.

Даша. Я люблю что-нибудь изобретать или чинить. У меня  руки и ноги устроены так, что я быстро-быстро закручиваю или откручиваю гайки.

Денис. Мне нравится всех смешить, поэтому я работаю в цирке клоуном.

В. Очень приятно было с вами познакомиться, но нам пора лететь.

Дети занимают места в корабле.

В. Мы уже давно путешествуем. Пора и подкрепиться. Вы знаете, как питаются космонавты?

Д. В космическом корабле невесомость, поэтому нельзя  есть из тарелки и пить из чашки – все улетит. Космонавты выдавливают себе в рот еду из тюбика, как зубную пасту. А пить что-нибудь можно только через трубочку.

В. Я предлагаю вам  тоже попить сок через трубочку. (Дети пьют  сок.) Собираем космический мусор в мешок и летим дальше. Что вы видите в иллюминатор?

Д. Справа от нас еще одна планета. Она розового цвета. На ней тоже кто-то живет. (В гимнастическом обруче розового цвета, лежащем на полу, находятся детские рисунки с изображением инопланетян.)

В. Высадимся на нее?

Д. Да, высадимся.

В. Нас встречают обитатели этой планеты. Познакомимся с ними.

Д. Здравствуйте! Кто вы? Как называется ваша планета?

Отвечают  инопланетяне (дети, чьи рисунки расположены внутри обруча).

Настя. Мы живем на планете Поиграйка. Ее так назвали потому, что мы очень любим играть. Мне нравится кувыркаться. Мне удобно это делать: у меня туловище, как яйцо, а ножки и ручки я поджимаю.

Алена. Меня зовут Двухголов. Мне нравится играть в прятки. Мне кого-нибудь найти очень просто, потому что у меня одна голова в одну сторону смотрит, а другая – в другую. От меня никто не скроется!

Дима. У меня на животе четыре кнопки. Если нажать на первую, то я играю в спокойные игры, если на вторую – в шумные, где надо бегать и прыгать. Третья кнопка – чтобы играть в разные конструкторы, а четвертая – чтобы игрушки убирать.

Вера. А я очень люблю есть. Поэтому я играю в игру «Угадай, какой вкус». Зовут меня Зубастик.

В. Очень было приятно с вами познакомиться. Но  время нашего космического путешествия пролетело быстро, нам пора возвращаться.

Дети занимают места в корабле.

В. На какой планете мы живем?

Д. Мы живем на планете Земля.

В. Нравится вам наша планета?

Д. Да, нравится.

В. А чем она вам нравится?

Д. Здесь прекрасные леса, реки, горы. На нашей планете водятся разные интересные животные. На Земле много красивых городов, и больших, и маленьких. Мы здесь родились.

В. Молодцы! Вы все сказали правильно! А вот что написал о нашей родной  планете детский поэт Яков Аким.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в  траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги  свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Вот мы и вернулись домой, на Землю. Будем же любить и беречь нашу  планету!

Забытые игрушки

Игровое занятие в средней группе

Программное содержание. Развивать артикуляционный аппарат детей;  интонационную выразительность речи, диалогическую речь; мелкую моторику рук, мимику; фантазию и воображение.

Расширять словарный  запас, закреплять умение сочетать слово и движение. Воспитывать бережное отношение к игрушкам; закреплять навыки вежливого поведения; учить понимать эмоциональное состояние персонажа игры (игрушки), проявлять сочувствие и желание оказать помощь.

Материал и оборудование. Раздвижной пластмассовый модуль на колесиках с секциями (лесенка). Плюшевые игрушки (зайка, бычок, лягушка). Фонограмма песни «Ква-ква» (муз. Р. Майорова, сл. М. Рябинина). Коробка с разными игрушками.

План занятия

  • Рассматривание модуля «Это что же тут стоит?»
  • Нахождение первой игрушки (беседа о зайчике).
  • Пальчиковая игра «Игрушечный зайчик в лесу».
  • Нахождение второй игрушки (беседа о бычке).
  • Речевая игра «Бык-бычок».
  • Нахождение третьей игрушки (беседа о лягушке).
  • Танцевальная импровизация «Ква-ква».
  • «Игрушки уже не грустят» (итоговая беседа о найденных игрушках).
  • «Игрушки находят друзей» (знакомство с новыми игрушками).

Ход занятия

В центре зала стоит раздвижной модуль, в разных  местах зала находятся игрушки. Под спокойную музыку входят дети и воспитатель.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече   вежливые люди говорят…

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель. Если гости добрые, улыбчивые, приветливые, то как нам хочется сказать им «здравствуйте»? (Ответы детей). Верно, с улыбкой, радостно. Попробуем?

Дети и воспитатель (вместе). Здравствуйте!

Воспитатель. А если гостей собралось  много-много, как сегодня, то мы скажем «здравствуйте» с радостным удивлением. Как?

Дети и воспитатель (вместе). Здравствуйте!

Воспитатель. Теперь осмотрите, пожалуйста, зал. Что удивительное и необычное вы заметили? (Дети указывают на яркий модуль).

Это что же тут стоит,

Очень странное на вид?

(Варианты ответов детей: тумбочка, бочка и т.п.)

Есть здесь ручка… Может быть,

Ее можно покрутить?

Давайте я попробую это сделать.

(Воспитатель и дети подходят к модулю. Взрослый крутит ручку модуля – выдвигаются ящички.)

Ой, здесь ящички такие

Яркие и  выдвижные!

А внутри здесь что? (Смотрит.)

Здесь пусто.

Даже стало как-то  грустно.

А что бы каждый из вас в эти ящички положил?

(Варианты ответов детей: конфеты, фрукты, игрушки и т.п.)

Игрушки? Хорошо бы.

Только где же нам их взять?

Может, стоит поискать?

(Таинственно.)

Может быть, игрушки ждут:

«Ну когда же нас найдут?»

Воспитатель и дети ходят по залу и обнаруживают в углу зайку. Воспитатель предлагает всем сесть на стулья и рассмотреть найденную игрушку.

Воспитатель. Такой милый и грустный зайка! Как вы думаете, что могло с ним случиться, отчего он грустит? (Варианты ответов детей: соскучился по теплому солнышку, по лету  и т.п.) А может быть, дело совсем в другом? Может быть, он грустит от того, что о нем забыли? Поиграли с ним дети, повеселились и убежали в группу.  А маленький зайка остался один в этом  большом зале. И настроение у него стало каким? (Варианты ответов детей: грустным, печальным, тоскливым, унылым, кислым.) Этого зайку забыли в большом светлом зале. А я знаю историю о зайке, которого однажды забыли в лесу. Представляете, как страшно ему там было? Не просто страшно, а даже жутко.

Далее дети отвечают на вопросы с помощью мимики и жестов.

Воспитатель. Зайку испугала пролетавшая над ним стрекоза. Как ее можно показать? У нее большие глаза. Как их можно показать? Над его ухом жужжала пчела! Как? У пчелы есть жало. Вы знаете, зачем оно пчеле? Как можно руками показать жало? В траве ползали жуки рогатые. Покажите, какие. Зайка вздрагивал в испуге, каждый раз говорил «Ах!» и делал лапами… как? (Дети показывают разные варианты жестов.)

Давайте еще раз расскажем  эту историю, чтобы почувствовать, каково оказаться одному в незнакомом месте.

Проводится пальчиковая игра Игрушечный зайчик в лесу».

Ах, как жутко на лесной лужайке

Бедному игрушечному зайке.

Кружится над зайкой стрекоза

И глядит, глядит во все глаза.

И  пчела все  уши прожужжала –

У нее ужаснейшее жало.

И жуки рогатые ползут,

Ахнуть  не успеешь – загрызут.

Бегают по зайчику мурашки…

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. (В. Берестов.)

Воспитатель. Бедный зайчик, конечно, одному в лесу страшно. А когда рядом с тобой друзья,  страшно? (Нет.) Тогда уже ничего не боишься. Зайка, смотри, сколько у тебя теперь друзей! Давай с ними знакомиться! Ребята, а вы знаете, что делают  люди, когда знакомятся? (Ответы  детей.) Верно, называют свои имена. Итак, начинаем знакомство.

Воспитатель обходит всех детей, каждого от имени зайки спрашивает: «Как тебя зовут?» Дети называют свои имена.

Воспитатель. У тебя теперь много друзей, зайчик. Больше никого и ничего не бойся, здесь тебя все любят и никогда не обидят. А чтобы зайка забыл свои страхи, давайте сделаем ему что-нибудь приятное. (Предложения детей.) молодцы, успокоили развеселили  зайку. Он решил остаться с нами. Посадим  его на лесенку. А мы еще раз внимательно осмотрим зал – может быть, найдутся игрушки, которым тоже надо помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...