Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
консультация по развитию речи

Гизатуллина Елена Владимировна

В консультации описаны разработанные методические пособия, помогающие в работа е с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Рябинка»

г. Южноуральска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Выполнила воспитатель

средней группы:

Гизатуллина Е. В.

2020 г.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей через дидактические игры».

Тема развития речи детей через дидактические игры очень актуальна для дошкольного образования, ведь владение правильной речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, коммуникативных качеств.

Развитие речи у детей считается одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Связная речь дошкольника является показателем того, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.

Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр для развития речи детей невозможно преувеличить! С их помощью:

  • пополняется и активизируется словарь;
  • формируется правильное звукопроизношение;
  • развивается связная речь;
  • развивается умение правильно выражать свои мысли.

Существуют такие виды дидактических игр как:

  • Настольно-печатные игры – используются, как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания;
  • Игры с предметами и игрушками – направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения;
  • Словесные игры – направленные на развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Представляю вашему вниманию дидактическое пособие «Хочу всё знать». Его можно использовать для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Целями данной игры являются:

  1. научить детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами.
  2. Развивать речь, активизировать и расширять словарь.
  3. Развивать внимание, мышление, память, логику.

Игра представляет собой круг с разбитыми на 6 секторов частями и находящейся в центре стрелки. Каждый сектор представляет собой определённую классификацию предметов, а также маленькие карточки с изображением предметов.

А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Это один из вариантов данной игры.

1 вариант. Я предлагаю вам раскрутить стрелку, и где она остановится, там нужно правильно разложить карточки и назвать группу предметов обобщающим словом.

Например, стрелка остановилась на полукруге, где изображён лес и домик. Вам нужно разложить карточки с домашними животными, где изображён домик, а с дикими животными, где изображён лес.

Также существует ещё 2 варианта использования этой же игры, где игру можно усложнить.

2 вариант. Я предлагаю вам раскрутить стрелку, и где она остановится, там нужно разложить карточки, объяснив при этом, что из 4 карточек одна лишняя. Попрошу вас определить эту карточку и сказать, почему она лишняя. И как можно назвать оставшиеся 3 карточки одним обобщающим словом.

Например, стрелка остановилась на полукруге, где изображены овощи. Вам нужно выбрать из предложенных 4 карточек овощи и разложить их, а лишнюю карточку убрать и объяснить, почему она лишняя. И назвать оставшиеся 3 карточки обобщающим словом.

3 вариант. Я предлагаю вам раскрутить стрелку, и где она остановится, на эту тему. Я  загадываю загадку, а дети должны из карточек выбрать отгадку и положить на этот полукруг, где остановилась стрелка.

Например, стрелка остановилась на полукруге, где изображены времена года. Я  загадываю загадку, а вы выбираете отгадку.

Также мною были изготовлены такие пособия, как дидактический альбом «Части суток», игры на развитие речевого дыхания: «Весёлые зверюшки», «Забей гол в ворота».

Разработаны картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик, используемые в индивидуальной работе с детьми ОВЗ, а также альбомы по временам года «Осень», «Зима», используемые в НОД с детьми.

Работа с родителями по развитию речи также проводится. Информация выставляется еженедельно, согласно тематическому плану, в уголке для родителей «Речевичок» и проводятся индивидуальные консультации по вопросам родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактической игры в педагогическом процессе детского сада повышают эффективность воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры экологической направленности» (из опыта работы)

Аннотация: Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. О том, как формировать связную реч...

Формирование речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках кот...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...