Методическая разработка "Создание книжки–малышки по сказке «Сова» В.Бианки" (для детей 6-7 лет)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Мальцева Ольга Васильевна

Данная методическая разработка направлена на решение проектной задачи при ознакомлении с художественным текстом в старшем дошкольном возрасте. Составлен паспорт проектной задачи «Создание книжки-малышка «Сова» по сказке В. Бианки», где четко определены тип, место проектной задачи в образовательном процессе, намечены дидактическая цель и задачи, знания, умения и действия, на которые опирается задача, планируемый результат и критерии оценивания достижения проектной задачи. Продуман замысел проектной задачи, определено количество заданий, их алгоритм последовательного выполнения, результат, который будет получен после выполнения каждого задания. Предполагаемая длительность выполнения проектной задачи – два занятия. В раскрытии содержания проектной задачи дано подробное описание пяти заданий: выполнение графического диктанта, игра «Четвертый лишний», «Цепочка зависимости», речевая игра «Да-нет», создание книжки-малышки. Представлен дидактический материал при описании всех заданий. Задания подобраны таким образом, чтобы каждый ребенок мог принять активное участие в решении проектной задачи, учился использовать свои коммуникативные навыки при работе в команде.

Задания направлены на закрепление материала, смысловое восприятие текста, развитие познавательной активности, творчества и достижение планируемого результата.

Представленная методическая разработка может быть интересна и полезна воспитателям дошкольных групп, логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sova.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

1. Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

Создание книжки–малышки по сказке «Сова» В.Бианки

Тип проектной задачи

Интегративная (речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное и художественно–эстетическое);одновозрастная, подготовительная группа 6-7 лет.

Место проектной задачи в образовательном процессе

После чтения (итоговая, рефлексивная)

Дидактическая цель

Создание книжки–малышки по произведению В.Бианки «Сова»

Дидактические задачи

  1. Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи.
  2.  Формировать у детей умение осмысленно воспринимать произведение художественной литературы.
  3. Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи.
  4. Воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к живой природе.
  5. Развивать воображение, творческие способности.

Знания и умения и действия, на которые опирается задача

  1. Умение действовать согласно инструкции, работать в команде.
  2. Умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять графические рисунки.
  3. Умение выстраивать цепочку зависимости.
  4. Умение восстанавливать последовательно текст по сюжетным картинкам.
  5. Проявление творчества при создании книжки (обложка, иллюстрации, картинки,рисунки).

Планируемый результат

  1. Использование детьми старшего дошкольного возрастакоммуникативных навыков при работе в команде.
  2. Предоставление своей работы в виде книжки–малышки «Сова».

Критерии оценивания достижения проектной задачи

В ходе наблюдений педагогом оценивается: владение необходимым материалом, смысловое понимание текста, правильность выполнения отдельных заданий, умение действовать согласно инструкции, умение действовать в группах и индивидуально. Соответствие реального продукта планируемому результату.

2. Замысел проектной задачи

Для решения поставленной проектной задачи воспитанникам предложено выполнить 5 заданий.

Предлагается следующий алгоритм выполнения заданий:

Задание 1. «Графический диктант».

Детям предлагается выполнить графический диктант в группах

1 группа – сова

2 группа – мышь

3 группа – корова

Педагог спрашивает, что получилось у детей и что связывает этих героев. Дети отвечают: сова, мышь, корова – герои сказки «Сова» В.Бианки.

Задание 2. Игра «Четвёртый лишний».

Дети внимательно рассматривают карточки, находят и отмечают картинку с лишним героем. Вспоминают героев произведения «Сова».

Задание 3. «Цепочка зависимости».

Дети находят пропущенные звенья в цепочке зависимости. Активизируется мыслительная деятельность детей, они понимают смысл произведения, основную его идею.

Задание 4. Речевая игра «Да – Нет».

Педагог задаёт вопросы по произведению, дети внимательно слушают, дают утвердительные или отрицательные ответы, поднимают карточку нужного цвета (зелёный цвет – «да»; красный цвет – «нет»). Каждый участник в группе показывает свое знание и понимание художественного текста.

Задание5. Создание книжки–малышки по произведению «Сова» В.Бианки.

Задание направлено на развитие творчества, активности и инициативности каждого ребёнка. Учатся работать в команде, договариваться, совместными усилиями и действиями добиваться результата в работе по созданию книжки–малышки.

Длительность выполнения проектной задачи: два занятия.

Итоговый продукт: книжка –малышка по произведению «Сова» В.Бианки.

Защита проекта пройдёт на неделе книги, где дети старшего дошкольного возраста продемонстрируют созданные ими книжки-малышки по мотивам любимых произведений. Все детские книжки–малышки будут представлены на выставке детского сада и пополнят книжные уголки групп.


3. Содержание проектной задачи

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня в нашем альбоме для любознаек появилась новая загадка, хотите ее послушать? "Да"

- Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок,

Нет лап, нет рук,

А приходит в дом как друг.

На колени тихо ляжет,

Обо всем тебе расскажет.

Ответ детей: книга.

- Правильно, мы часто говорим, что книги - наши друзья. А почему так говорят?

- Кто много читает, тот много знает. Книги учат любить природу, дружить, помогать другим людям, понимать поступки и т.д.

А где можно взять книгу?

Ответы детей: - Дома, у друга, купить в магазине, в библиотеке.

- А в нашей группе книги живут в книжном уголке.

Далее дети рассматривают разные книги, отмечают, что у них есть обложка, переплет, иллюстрации.

Педагог говорит: Оказывается, ребята, есть книги, которые могут сделать сами дети. Это книжки-малышки. Вы хотели бы сами сделать какую-нибудь книжку-малышку?

Молодцы, ребята! Предлагаю вам сделать книжку-малышку по произведению, которое вам знакомо.

Сегодня мы будем работать в группах, предлагаю каждому из вас взять фишку определённого цвета (красный, жёлтый, зелёный) и занять место в своей группе. Всего будет три группы.

Внимание! Соблюдайте правила:

- В каждой группе должен быть ответственный.

- Работать надо на общий результат.

- Один говорит, другие слушают.

- Если не понял, переспроси.

Итак, начинаем работать.

Каждой группе предлагается инструкция, алгоритм выполнения задания.

Помните, ребята, что от того, как сработает ваша группа, зависит общий результат. А какая наша общая задача?

- Дети: создание книжки-малышки!

Предлагаю вам начать работать в своих группах. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Первое задание на ориентировку на листе бумаги. Называется графический диктант "Узнай сказку".

Каждая группа детей выполняет свой графический диктант.

Предложены следующие задания – сова, мышь, корова.

Педагог: Что у вас получилось? Ребята, что связывает данных героев, представителей живой природы? (Ответы детей)

Педагог: Совершенно верно! Это герои одного произведения «Сова», автором которого является В.Бианки. Посмотрите на выставку книг В.Бианки, писателя, который учит любить, ценить природу, жить по ее законам. Вспомните сказку «Сова», мы ее читали ранее и выполните второе задание.

2. Игра «Четвертый лишний»

Данное задание направлено на уточнение представлений о главных героях произведения, выявление лишнего героя сказки. Каждый ребенок в группе выполняет задание, обговаривают вариант ответа в группе.

Педагог: Правильно, ребята, вы вспомнили героев сказки «Сова».

Педагог: В природе всё между собой связано, одно влияет на другое.

3. Предлагаю выполнить вам следующее задание, называется оно «Цепочка зависимости».

Вспомните, как одно живое существо влияет на другое. Найдите пропущенное звено в цепочке зависимости, какие животные и растения упоминаются в сказке.

Сова->Мышь->?->Клевер->Корова

Закрепляют цепочку зависимости отрывками из сказки.

4.Педагог: Следующее задание - речевая игра "Да-нет".

Педагог задает вопросы, каждый ребёнок в группе поднимает карточку нужного цвета, если утвердительный ответ, то карточка зеленого цвета, если отрицательный - карточка красного цвета.

- Старик знал природу, ее законы, особенности жизни? (нет)

- Сова рассердилась на старика? (да)

- Мыши разоряли гнезда шмелей? (да)

- Шмели опыляли цветы? (нет)

- Коровы перестали давать молоко? (да)

- Старик попросил прощенье у совы? (да)

- Сова простила старика? (да)

- В природе восстановился порядок? (да)

- Сказка учит понимать жизнь природы? (да)

Дети показывают свои знания, понимание смысла произведения.

5. Создание книжки-малышки «Сова»

Педагог предлагает детям в группах распределить обязанности по созданию книжки-малышки. Одна группа делают обложку, другая подбирают картинки, последовательно их раскладывают, дополняют своими рисунками, третья складывают книжку-малышку, подклеивают, проверяют правильность сборки книжки.

Данное задание направлено на развитие творчества, самостоятельности, активности, умения договариваться, слышать товарищей, действовать в группе. Совместными усилиями дети добиваются поставленной цели – создание книжки-малышки.

В конце дети представляют полученный продукт, презентуют педагогу и другим детям. В дальнейшем презентуют на неделе книги, участвуют в выставке книжек-малышек.

Рефлексия

Педагог: Если вы сегодня научились работать в команде, смогли выполнить все задания, вам понравилась работа, выберите красный цветок. Если научились работать в команде, но не все задания получились, но работа понравилась, выберите желтый цветок. Если было трудно работать в команде, не все задания смогли выполнить, но работа понравилась, выберите синий цветок. Посадите все цветки на луг.

Ребята, вы молодцы, справились с предложенной проектной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Книжки-малышки" КАК КРАСИВО ПОДАТЬ ЕДУ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ХОРОШО ЕЛ (Креативные бутерброды и Оформление гарниров и вторых блюд, и пр.); " КАК ГОТОВИТЬ БЫСТРО, ПРОСТО, ВКУСНО";

Мы знаем, что детки далеко не всегда охотно кушают, и даже если они не против, им бывает просто скучно сидеть перед тарелкой каши. Красиво оформленные блюда для детей могут стать настоящей палочкой-вы...

Проект в старшей группе"Изготовление книжки - малышки "Мои любимые сказки"

Мною разработан проект по созданию книжки-малышки в старшей группе. Что навело нас на это, можно узнать, прочитав материал....

Методическое пособие КНИЖКА - МАЛЫШКА "НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ"

Это методическое пособие поможет воспитателям при изучении с детьми о жизни и обычаях народов Поволжья....

Методическая разработка «Книжки-малышки по правилам дорожного движения»

Книжки -малышки по правилам дорожноо движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....

Интегрированное занятие по развитию речи. Чтение сказки «Сова» В. Бианки с использованием игры на ИКТ.

Формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений....

Методическая разработка "Книжка малышка"

Цель методической разработки: развитие познавательной, творческой активности и интеллекта детей в процессе создания книжки - малышки, путем внедрения инновационных педагогических технологий в обр...

Проект Создание книжки - малышки «Мои любимые сказки» в старшей группе.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящ...