Обучение чтению и элементарному письму
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Беляк Наталья Борисовна

            Воспитатель обучает детей приему слияния. Для этого в бейджики детям и воспитателю вставлены карточки с буквами (у воспитателя – согласная, у ребенка – гласная). Воспитатель подходит к ребенку (каждому по очереди), подает руку и произносит звук, который даст его буква в слоге с конкретным гласным. Ребенок ему ответно протягивает руку и без паузы произносит свой звук. Так получился открытый слог, который остальные дети должны повторить. После этого воспитатель задает вопрос: «Что интересного вы заметили в том, как я произносила свой согласный звук?». Дети отмечают, что изредка звук был произнесен мягко. Выясняется, в каких случаях это происходит и выводится правило чтения открытых слогов с гласными И, а также Е, Ё, Ю, Я. Таких особенностей нет при чтении закрытых слогов, поэтому вместо воспитателя, который называет согласный, может быть любой ребенок.    

           Йотированные буквы мы изучаем много позже, когда уже изучены остальные 6 гласных и распространенные согласные и ребенок уверенно начинает читать; а также Й. Как я работаю с этими буквами, изложено ниже.

           Прежде, чем читать целые слова, ребенок должен отработать чтение этих элементарных слогов. Я использую с этой целью слоговые таблицы. На первых порах дети читают слоги за воспитателем, затем одновременно с ним и уже позже сами. Специальные пометки (деление слов на слоги, отмечание дугой слияний согласного с гласным и точкой звука вне этого слияния) помогают в чтении. Чтение и запись слогов и слов само по себе интереса у детей не вызывает, поэтому я и здесь использую игры и игровые упражнения. Примером последнего может быть чтение слогов, а далее слов и предложений и соотнесение их с соответствующими картинками. А также чтение слогов детьми, их запоминание, а далее запись их по памяти (сами себе диктуют) с последующей проверкой.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей  с диагнозом: ТНР....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)

В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...

Консультация для педагогов на тему: "Советы логопеда по обучению чтению и письму".

В статье описаны советы, которые помогут педагогам и родителям избежать ошибок при обучении чтении и письму....

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

Обучение чтению, счету и письму по методике Н.А. Зайцева

Сегодня трудно найти родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их ребенок научился читать до школы. Однако, применяя традиционные методы обучения чтению, педагоги и родители сталкиваются с определ...