Тренинг детей дошкольного возраста «Формирование умение образовывать родственные слова».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Гладышева Светлана Ивановна

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова, обогащать у детей словарный запас. Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами. Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование умение образовывать родственные слова»

Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

                  Дети старшего дошкольного возраста с ОНР  имеют недостаточно развитый словарный запас. Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов, часто не могут правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.                                                                            

               Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами.

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова, обогащать у детей словарный запас. Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами. Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

  1. этап.  Подготовительный

       Задачи:

  • учить сравнивать предметы;
  • формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;
  • классифицировать предметы по признакам.

  1. этап.  Формирование умения

Задачи:

  • формировать  понимание того, что многие слова могут иметь «родственников», которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;
  • сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов;

  1. этап.  Применение умения

Задачи

  • упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов, отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг  предназначен для работы с детьми  дошкольного возраста, имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции  дисграфии, дислексии.  Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов: наглядных, словесных, практических, а также опору на различные анализаторы.  

Программа тренинга

№ п\п

Наименование  задачи

Виды упражнений

Наглядные средства

I.

Подготовительный

1.

учить сравнивать предметы

  • рассматривание картинок
  • изображение частей предметов

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

 «Не ошибись».

Цель: упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый,  мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

«Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2.

формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

  • рассматривание карточек с предметами
  • рассматривание предметов и анализ их

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

«Отгадай-ка».

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

«Магазин игрушек».

Цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

 Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.    

Знакомство со способами применения или  использования предметов.

3.

классифицировать предметы по признакам.

  • предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

 Диагностика

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

«Четвертый лишний»

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

«Птицы (звери, рыбы)».

Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

«Кому что нужно?».

Цель: упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет, необходимые людям определенной профессии.

II

Формирование умения

1.

формировать  понимание того, что многие слова могут иметь «родственников», которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу

  • Подбор  к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию, загадкам или  читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика

Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый…  грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово» 

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная  рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха?(рыбный суп)          

 Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев).

Лесок- это … (маленький лес).

Лесной – это … (то, что находится в лесу).

Лесник – это… (человек, который охраняет лес).

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу).

2.

сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов

  • модель подбора родственных слов
  • отличия похожих слов с опорой на картинки

Схема подбора родственных слов.

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример:

Нос                                                                            

Глаз

Рот

Стол

Стул  

Снег

Звезда

Гриб

Образование слов отвечающие на вопрос  КАКОЙ?

Пример:

III

Применение умения

1.

упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов, отвечающих на вопрос КАК?

 

  • за основу любой модели берется главное слова

демонстрационные модели: в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначающие предметы.

Грибной - гриб.        Садовый -                Мясной -        

Степной -                Тенистый -                    Зеленый -        

Звериный -                Лесной -        

Часовой -                Дворовый -                

 

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова-действия однокоренными словами-предметами.

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -        

Защищать Родину -        

Примирять шляпу -        

Проверять тетради -        

Посадить дерево -        

Упражнение №3.

От слов, обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой?        Что делает?

Двор - дворовый             Дым - дымит

Зуб -                                     Гудок -

Зима -                                     Игра -

Мороз -                         Коса -

Лень -                                     Пила -

Дождь -                         Ход -

Грязь -                               Шум –

Упражнение №5.

 Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

а)руль –

   пыль –

   белый –

б) мороз –

    воз –

    смех –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

   громкий –

   тихий –

   быстрый –

б) смелый –

    короткий –

    кривой –

Упражнение №7.

  Употребления уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Мальчик-с-пальчик                       

Иван-богатырь

рубашечка

рубашища

сапожки

сапожища

кармашек

карманище

ремешок

ремнище

топорик

топорище

сабелька

саблища

ножка

ножища

рука

ручища

глазик

глазище

усики

усищи

голос

голосище

F:\ТРЕНИНГИ СЛУШАТЕЛЯМ\_Microsoft_Office_Word_ (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.

Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать ...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

Обучение детей дошкольного возраста певческим умениям

В статье описываются методы и приемы обучения дошкольников вокальным навыкам....

Педагогический блокнот по теме: «Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы.»

Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы...