«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Прыткова Любовь Григорьевна

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Подготовила:

Учитель – логопед ВКК

Л.Г. Прыткова

Сейчас по всем детским садам среди детей старшего возраста всё больше выявляются дети с ОНР, о причинах этого мы с вами говорили в прошлом году. У нас также много таких детей. Отличает их от других детей бедный словарный запас и речь с многочисленными аграмматизмами. При более тщательном обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употреблять слова, т.е. их словарный запас  и количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

И становится задача: расширение и обогащение словарного запаса детей (за счёт орфографии) в результате формирования лексической стороны речи, за счёт обучения их навыкам словообразования, умения устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки.

Эта задача не может быть решена при той бедности словарного запаса и неточности понимания смыслового значения многих слов, которые характерны сейчас более, чем для половины поступающих в массовые школы детей. Эти упущения дошкольного возраста создают в дальнейшем непреодолимое препятствие для овладения учащимся грамотным письмом. Это объясняется тем, что для применения большинства правил нужно уметь быстро и безошибочно подбирать проверочные слова, а детям с бедным словарным запасом просто не из чего их выбирать. Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства» слов, даже старшеклассники нередко к слову гроза в качестве проверочного подбирают град, к слову ночной – начало.

Основная причина этого кроется в том, что ещё в дошкольном возрасте дети не были приучены хоть – сколько – ни будь задумываться над смыслом употребляемых ими слов, т.е. что в них своевременно не было заронено  это «золотое зерно», которое потом имело бы своё дальнейшее развитие. Только поэтому даже многие старшеклассники до сих пор так и не могут понять, что родственными к слову «ночь» являются только слова, имеющие непосредственное отношение именно к ночи (ночка, ноченька, ночной, ночлег, ночевать…), тогда как слово начало несколько «созвучное» ночи, имеет совершенно иное значение, никак с ночью не связанное.

И сегодня мне хочется донести до вас, как важна работа над родственными словами, когда у детей развивается языковое чутьё расширяется словарный запас, развивается речь. Существуют слова – антонимы (близкие по звучанию: кошка-мошка, пушка-кружка). Слова синонимы и родственные слова, связанные по смыслу. Работу по формированию «словообразовательной компетенции» детей следует начинать со средней группы детского сада и продолжать в начальной школе. Но основная работа проводится в подготовительной группе. Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников», которые имеют одну похожую часть.

Но в начале обучения, ребятам старшего дошкольного возраста, по подбору родственных слов сначала нужно помогать наводящими вопросами. Например, попросить их подобрать родственные слова к слову вода.

В случае затруднения могут быть заданы такие вопросы:

- А как можно назвать ласково? (водичка)

- А ещё как? (водица)

- Что бывает на реке, когда тает снег? (наводнение)

- Как называются цветы, которые растут в воде? (водяные)

- Как называются лодки, которые плавают под водой? (подводные)

- А как называются люди, которые работают на этих лодках? (подводники).

- А как называются люди, которые в скафандрах опускаются на дно? (водолазы).

- Как называются птицы, которые плавают в воде? (водоплавающие)

- Когда вода падает с высоты, как это называется в природе? (водопад)

- Что «приводит» воду в дом?  (водопровод)

Здесь специально включены и сложные слова, чтобы дети могли получить первое практическое представление о словообразовании и научились понимать смысловое значение этих слов ( вода падает – водопад; воду проводит – водопровод и т.д.) такая работа чрезвычайно важна, поскольку если она не проведена в дошкольном возрасте, то в школе мы сплошь и рядом встречаемая с полным непониманием самого смысла сложных слов, что приводит к грубым ошибкам на письме.

Если дети придумывают родственные слова к слову дерево (дерево, деревце, деревянный, деревня, деревушка, деревенька), то мы должны рассказать и они должны понять, что дерево отличается от деревца своим размером и «возрастом», что деревушка и деревенька – это уменьшительно-ласкательные названия деревни, а само слово «деревня» означает то, что вся она была построена из дерева. А теперь я проведу с вами занятие и превращаю вас в дошкольников

Эти слова похожие

Как родственники схожие

Они живут одной семьёй

Поиграйте все со мной.

Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь, какие слова – родственники спрятались в этом стихотворении, чем они похожи на слово «яблоко»?

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело.

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось.

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье.

При чтении родственные слова выделяются голосом, читаются с большим ударением. Стихотворение читается  второй раз, а на мольберте, перед детьми выставляются картинки: яблоко – яблочко – яблоня – яблонька – яблочный;

- теперь с помощью картинок вспомните и назовите слова «родственники» к слову «яблоко»;

- для определения родственных слов в тексте можно использовать следующие стихи

За грибами

Наступила грибная пора,

Отправляемся в лес мы с утра…

На опушке – грибы  волнушки,

А вот пеньки, а под ними грибки

Под дубом гриб боровик,

Под берёзой – грибок подберёзовик.

Грибникам про грибы всё известно,

И грибам в их корзинах тесно.

Снежное

Снег, снежинки, снегопад!

Назвать слова я эти рад…

Весёлой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик –

Ведь к снегопадам он привык.

А дед Мороз на Новый год

С собой Снегурочку ведёт.

К каждому стихотворению подбираются сюжетные иллюстрации и предметные картинки. Сюжетные иллюстрации во время чтения стихов воспитателем выставляются на доске, а предметные картинки находятся на столах у детей. После повторного чтения стихотворения дети самостоятельно выделяют слова «родственники» и показывают свою картинку, или выставляют на мольберт.

- Задание усложняется, если картинки детям не раздаются. В этом случае воспитатель показывает предметную картинку после того, как ребёнок назовёт родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ. ( дерево – деревце – деревянная, деревня, деревушка, деревенька).

- Для определения родственных слов в тексте можно использовать загадки. Отгадайте загадки, найдите в тесте слова – «родственники» к слову отгадке

Если песню не поёт,

Если паром он чихает,

Значит, чашки он зовёт

И на чай нас приглашает.

(Чайник)

Вот осиновая роща,

Под осиной я расту,

В ярком, красненьком берете…

Меня заметишь за версту

(Подосиновик).

Длинные и тёплые

Сапожник сшил из кожи,

Зимой обуть их сможем

И в стужу не замёрзнем.

(Сапоги)

Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней даётся поэтическое описание предмета. При этом выясняется, что загадка имеет ещё один секрет – слова «родственники», которые спрятаны в ней и их надо услышать и назвать. После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступить к упражнениям на их группировку и самостоятельный подбор.

- Дети, закончите рифмованные строки нужными словами – «родственниками» и вместе с куклой Катей разложите продукты питания в нужную посуду.

Мама сыплет соль в … солонку.

Масло я кладу в …. маслёнку

Много хлеба в ….хлебнице.

А конфет в …..конфетнице.

Льётся чай из …чайника.

Кофе из … кофейника.

Вот салат в …салатнице.

А сухарь в ….сухарнице.

Всё разложили по своим местам

А теперь закончил сам.

При повторном чтении дети самостоятельно заканчивают каждую строчку словом – «родственником»; а кто-то с куклой раскладывает продукты.

- Также можно вспомнить детёнышей животных, с которыми знакомим детей уже с младшего возраста. Здесь известные вам слова являются родственниками:

Вот идёт усатый кот

И ведёт … (котёнка).

На поляне рыжий лис

А рядом два ….(лисёнка).

Белка спит в дупле с …(бельчонком).

Зайчиха прыгает с … (зайчонком).

Можно без стихов:

У зайчихи – зайчата

У волка – волчата и т.д.

Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними.

- А теперь физминутка. Речь с движением.

Дети вместе с воспитателем произносят стихотворение и сопровождают слова движениями.

Тропка каменистая поднималась в гору

(шагая высоко поднимая колени)

- Камешки и камни лежали без разбору

(Поднимают камешек, показывают камень).

- Каменщики строили каменный наш дом

(Кладут кирпичи каждой рукой).

- В этом доме новеньком мы теперь живём.

(Складывают руки домиком над головой).

В этом стихотворении встретились слова родственники, очень похожие  друг на друга. Они выросли из слова камень. Покажите, как «растёт слово «камень», а Леночка покажет камешки, каменистая (тропа), каменный дом. .

В нашей литературе, журналах описано очень много упражнений для самостоятельного подбора родственных слов и с помощью картинок и без них Я называю слово, а вы мне показываете соответствующую картинку – «родственника»

1)Балет – балерина

Скрипка – скрипач

Точить – точильщик

Стекло – стекольщик

Двор – дворник

Продавать – продавец

Сапог – сапожник

Учить – учитель

Воспитывает – воспитатель

2) По данному объяснению назвать слово «родственник»: ото кто очень добрый (добряк), тот кто очень сильный (силач)

Храбрый (храбрец)

Мудрый  (мудрец)

Помогает (помощник) и т.д.

3) Назовите крупу из которой сварили кашу:

Гречневая – гречка

Рисовая – рис

Геркулесовая – геркулес

Пшённая – пшено

Манная – манка

4) Придумайте слова – действия к родственному слову «летел» - прилетел – улетел-облетел… ; ходил ; ехал

 Дети, особенно на начальном этапе неправильно подбирают родственные слова, которые совсем не родственные. Например к слову лес – лиса, к слову газ – газета. Но это тоже тренируется, развивается. Поэтому следует предложить детям послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит

- гриб, грибок, грибочек, груша, грибники

- рыба, рак, рыбка, рыбачка, рыбак, рыболов

Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова. Упражнять детей в умении выделять из рода родственных слов лишнее слово можно и с закрытыми глазами.

- Закройте глаза и послушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:

Пастух – пастушок, послушный, пастуший пасёт;

Булка-булочка, булочник, хлеб, булочная.

Котик – котище – комок, котёночек.

А вот у нас какое замечательное дерево, и на нём тоже живут слова – «родственники», но я назову главное слово – лист, а назовите родственников, у всех должна быть общая часть слова – лист.

Лист – листик, листочек, листопад, лиственное дерево.

Работа по развитию у детей умения подбирать родственные слова очень трудная и кропотливая. В младших, средних группах мы учим детей подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением (стол-столик, дом – домик и т.д.) учим образовывать относительные прилагательные ( стол из дерева – деревянный, сок из апельсина – апельсиновый и т.д.)

И если эта работа проводится систематически и правильно,, с богатым набором наглядного материала, так как у дошкольников мышление наглядно-образное, то дети учатся этому очень быстро.

И это умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними.

Вот так дорогие коллеги, интересно, увлекательно, наглядно, должна проводиться работа с «родственными» словами, так закладывается основа для орфографически  - грамотного письма  в школе.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть

Но если поставить их в ряд,

Немного послушать

И вдуматься в суть,

Они об одном говорят!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»

Конспект занятия  "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей"  для детей 2-ой младшей группы....

Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем

Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....

Расширение словарного запаса детей с позиций психолингвистики.

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для детей с речевой...

НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»

Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"«Особенности развития словаря детей  старшего ...

Тренинг детей дошкольного возраста «Формирование умение образовывать родственные слова».

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова, обогащать у детей словарный запас. Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами. Использование родственн...