Расширение словарного запаса детей с позиций психолингвистики.
статья по логопедии ( группа) на тему

Муравьева Мария Григорьевна

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для детей с речевой патологией.

Достаточный уровень развития лексической системы необходим для общения ребенка с окружающими, для способности выражать свои мысли и понимать мысли других; для умения употреблять наиболее подходящие слова и понятия в зависимости от ситуации общения; точно формулировать высказывание, выбирать более тонкие оттенки слов; для формирования устной и письменной речи, для успешного восприятия и переработки учебного материала, для предупреждения школьной неуспеваемости в целом.

Психолингвистический подход позволяет уточнить современные логопедические представления о специфике нарушений лексики у детей с нарушениями речи, о характере несформированности языковых операций процесса продуцирования речевого высказывания у этих детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расширение словарного запаса детей с позиций психолингвистики.

Лексическая система языка представляет собой систему единиц одного уровня, связанных друг с другом разнообразными отношениями. Основанием для объединения слов в различные группы служит многообразие критериев (на основе общности семантики, лингвистических особенностей). Организация словаря основывается на семантических, словообразовательных, грамматических связях, на статистических и стилистических свойствах слов.

Слово является основной единицей лексики, место слова в лексиконе, его функции и связи с другими словами определяются семантикой.

К основным функциям слова А.Р. Лурия и другие авторы относят обобщающую и коммуникативную функции. А.Р. Лурия считал обозначение основной функцией слова. Л.С. Выготский, рассматривая функции слова подчеркивал «предметную отнесенность» слова. Функция предметной отнесенности слова позволяет индивиду мысленно оперировать предметами, воспринимаемыми непосредственно, а так же при их отсутствии. Кроме того,  слово обеспечивает возможность передачи опыта из поколения в поколение, возможность усвоения опыта индивидом.

Слово, как знак языка, представляет собой единство плана выражения и плана содержания, связь между которыми опосредуется только в сознании человека.

Слова связаны друг с другом разнообразными смысловыми связями и организованы в лексическую систему. Связи реальной действительности отражаются в языке опосредованно через сознание людей. Сложная система смысловых связей организует семантические поля. Точность употребления слов зависит от уровня сформированности семантических полей.

Семантическое поле – это функциональное объединение слов, семантически близких между собой, четко сгруппированных. Внутри семантического поля есть ядро, куда входят наиболее частотные слова, а так же слова наиболее точно и полно отражающие значение данного семантического поля. В периферии семантического поля располагаются менее употребительные слова. При порождении речевого высказывания в сознании носителя языка сначала происходит выбор необходимого семантического поля, а затем - выбор наиболее точного слова из данного семантического поля.

Сначала звучание слова вызывает наглядно-практические ассоциации, а в дальнейшем – в ответ на словесные стимулы в сознании всплывают слова, а не образы.

При порождении высказывания человек оперирует, прежде всего, семантическими полями, из состава которых выбирает лексические единицы, наиболее полно отвечающие коммуникативным целям.

Поиск слова осуществляется последовательным перебором различных признаков до тех пор, пока не будет найдено нужное слово.

Как отмечает ряд исследователей, процесс поиска слова происходит на основе системных семантических связей слова, выбор слова осуществляется из ряда непроизвольно всплывающих ассоциаций.

Для изучения семантики слов успешно применяются психолингвистические эксперименты. Значительное место в числе экспериментальных методик исследования семантики слова занимает ассоциативный эксперимент.

Рассмотрение ассоциативного поля слова позволяет установить, что стимул связывается с заполняющими поле ассоциатами определенными связями, определенными отношениями, установление типов которых, позволяет уточнить картину ассоциативного поля, а так же картину организации всей лексики в систему. Ассоциативное поле в определенной мере представляет собой модель семантического поля, элементы которого используются для построения высказывания на определенную тему.

Выделяются следующие типы вербальных ассоциаций:

1. Синтагматические ассоциации. Они отражают характерную для каждого слова лексическую сочетаемость с другими единицами. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый – цветок, дерево – растет).

2. Парадигматические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево – береза, кошка – собака, посуда – чашка). Парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения и завися от принадлежности слов к определенной части речи. Среди парадигматических ассоциаций у дошкольников наблюдаются следующие:

- Ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость – храбрость). Эти реакции у дошкольников встречаются редко;

- Ассоциации, выражающие антонимические отношения, то есть отношения противопоставления (высоко – низко, хороший – плохой);

- Ассоциации, выражающие отношения подобия. В этом случае происходит выбор одного из элементов группы. Примером этих отношений могут служить названия цветов (желтый – красный), названия домашних животных (кошка – собака), чисел натурального ряда (два – три);

- Ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда – кастрюля, дерево – береза). Отношения «вид – род» у детей 5-7 лет встречаются значительно реже, чему взрослых. Это, вероятно, связано с несформированностью у детей процессов обобщения;

- Ассоциации, выражающие отношения «целое – часть» (дом – крыша, дерево – ветка).

3. Тематические ассоциации. Это ассоциации, так же как и парадигматические, относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношения одного семантического поля. Тематические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку.

Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5-7 лет. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова, то тематические реакции отражают  прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.

У детей 5-7 лет наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

- отношения объекта и места его нахождения (собака – конура, посуда – дом, дерево – ворона);

- отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда – мыть);

- причинно-следственные отношения (смелость – победа). Эти ассоциации являются единичными у детей;

- ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка – сачок);

- отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый – солнышко, хороший – люди);

- отношения образа действия и предмета (весело – праздник, быстро – заяц);

- ассоциации по одному общему признаку (бабочка – птица).

4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакций приводятся слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций:

  1. Слова-стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи (заяц – зайчишка, быстро – быстрее);
  2. Слова-стимулы и слова-реакции относятся к различным частям речи (весело – веселый, лисий – лиса).

Чаще всего ассоциацией на наречие является прилагательное, а на прилагательное – существительное, то есть в качестве реакций даются слова, от которых образовано слово в истории языка.

5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стол – столы).

 Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречаются в связи с тем, что взрослые не воспринимают формы слова как отдельные слова.

6. Фонетические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка – бабушка). Эти ассоциации встречаются у детей редко.

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словом-стимулом и словом-реакцией отсутствуют как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство (быстро – группа, смелость – тетрадь). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей 5-6 лет. У взрослых такой тип ассоциаций не встречается.

В процессе порождения речевого высказывания  на механизм выбора лексемы влияют различные связи, среди которых наиболее частотными являются антонимичные и синонимичные. Влияние синонимических связей на процесс выбора конкретного слова из всего синонимического ряда обусловлено различиями между синонимами и особенностями восприятия конкретной ситуации субъектом речи.

Отношения антонимии и синонимии отражают семантические отношения внутри семантического поля. Антонимы характеризуют преимущественно особенности организации ядра семантического поля, синонимы – периферию семантического поля. Для овладения синонимией и антонимией необходима сформированность семантического поля, умение выделять дифференциальные признаки слова, осуществлять анализ и сравнение слов на основе их семантических признаков, устанавливать семантические связи между словами на основе смысловых признаков денотатов.

У дошкольников с речевой патологией системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

  1. Трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
  2. Недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
  3. Недостаточная активность процесса поиска слова;
  4. Несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;
  5. Неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;
  6. Ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

В процессе поиска слова дети часто теряют цель задания, противопоставляя слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого они часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову – антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова.

Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение другой грамматической категории. В ряде случаев на слово – стимул существительное дети называют прилагательное, а на слово – стимул прилагательное – наречие, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов.

Расширение словарного запаса языка включает в себя следующие направления:

  • Прием  подбора  антонимов: для выявления понимания ребенком значения слов, имеющих абстрактное значение, а также для пополнения в лексиконе детей наличия антонимов.  Ребенку  дается  инструкция  подобрать  к  каждому  слову – слово «неприятель»  или  слово  «наоборот».  
  • Прием  подбора  синонимов: для выявления понимания ребенком значения слов, имеющих абстрактное значение, а так же для пополнения в лексиконе детей наличия синонимов. Ребенку дается инструкция  подобрать  к  заданному  слову – слово  «приятель», то есть  схожее  по  смыслу,  которым  можно  было  бы  данное  слово  заменить.  
  • Методика свободных ассоциаций, позволяющая выявить каким образом у ребенка происходит процесс актуализации слов, структуру семантического поля. Методика позволяет расширить семантические поля, состав лексикона детей.

Ребенку  предлагается  назвать  любые  слова.  Внимание  ребенка  на  предметы  окружающей  обстановки  не  фиксируются,  вопросы  типа: «Что  это?»,  не  задавать.  Допускается  одобрение  ребенка  и  стимуляция  к  продолжению  деятельности: «Молодец,  еще  какие  слова?»

  • Метод направленных ассоциаций. Этот  метод  накладывает  на  выбор  слова  грамматические ограничения. Ребенок  должен активизировать  не любое слово, а  только  относящееся  к  определенному  грамматическому  классу (глагол  или  имя  прилагательное). Этот метод позволяет расширить степень употребляемости в речи детей глаголов и имен прилагательных.

А)  Детям  дается  инструкция:  «Что  может  делать  человек? (животное, насекомое, и т.д.)» Дети  должны  подобрать  глаголы.  

Б)  Детям  дается  инструкция: «Представь любой  предмет, и скажи  какой  он  (или  вариант - скажи  какой  человек)».  Дети  должны  подбирать  имена  прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»

Конспект занятия  "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей"  для детей 2-ой младшей группы....

Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем

Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....

Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»

Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...

Игры для расширения словарного запаса детей

Словесные игры для развития речи детей....

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"«Особенности развития словаря детей  старшего ...