«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Конспект занятия  "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей"  для детей 2-ой младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект занятия

На тему:

«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»

(2-ая младшая группа)

Подготовила воспитатель:

Сюбаева Р.А.

с. Лямбирь

Цель: показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.

Программное содержание:

- активизировать пассивный и активный словарь детей (существительных, определений);

- закрепить в словаре детей названия диких животных, их детенышей и их жилищ;

- развивать умение правильно подбирать слова к фразе;

- учить детей ассоциированному восприятию слов;

- учить детей навыкам словообразования;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе;

-воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе; прививать интерес к художественному слову.

Материал и оборудование: диск с музыкальными записями, макеты деревьев,  изображения жилищ животных, медведь - медвежонок, лиса – лисенок, белка, два фланелеграфа, «пеньки» по количеству детей, магнитофон, маски диких животных, карточки с изображением животных, ширма.

Организационный момент.

Психогимнастика (изображение диких животных: бодливый олененок, зубастый голодный волк, свернувшийся ежик)

Воспитатель: А вы знаете,что ежик зимой спит?

 Ответы детей

Чтение стихотворения «Белый снег»

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение? Какое сейчас время года? Как вы догадались?

Сегодня мы отправимся в зимний лес с помощью волшебной палочки. «Палочка кружись, кружись, как скажу остановись, раз, два, три – палочка замри.» - музыкальное сопровождение.

Дети оказываются в зимнем лесу. ( В лесу стоят голые деревья, елка, дуб, изображение макета берлоги оттуда выглядывает медведь с медвежонком.)  

Воспитатель:

- Ребята, а кто здесь спит? (медведь)

- Кто так сладко спит с медведицей? (медвежонок)  

-Как называется домик у медведей? (берлога)

- Берлога какая? ( уютная, теплая, мягкая)

Все медведи зимой спят. Мы не будем их тревожить, пусть они спят спокойно до весны, а мы отправимся дальше.

Дети останавливаются около дерева где изображено дупло, на ветке белка.

«С ветки на ветку

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лет он шишку сорвал

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.»

- Кто это? (белка)

- А какая она Белка? (рыжая , быстрая, пушистая, теплая, прыгучая…)

(Выставляются карточки с изображениями предметов для сравнения)

- Белка рыжая, как леса; белка ловкая как кошка; быстрая, как машина; пушистая, как шуба; мягкая, как вата.

«Из сугроба на опушке

 Чьи – то выглянули ушки

 И помчался скок да скок,

Белый маленький клубок.» (заяц)

Ребята, зайцы такие трусливые, несмелые все попрятались под кустики, разбежались.

Игра «Назови ласкового зайца»

(Зайчик, заюшка, зайчишка, заинька)

Физпауза «Зайцы и волк»

Цель: понимать и соотносить с движениями глагольные формы (спрячься, спрячемся, попрячемся).

«Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

А зовут ее….» (лиса)

- А кто здесь прячется? (лиса)

- А кто здесь рядом с лисой? (лисенок)

- Какой он лисенок? (рыженький, маленький, хитренький…)

- Как называется жилище у лисы? (нора)

Игра «Закончи фразу»

- Хитрая плутовка в деревне кур… (крадет)

- Хвост пушистый, а мех… (золотистый)

- Рыжая лиса, всему миру…(краса)

В зимнем лесу морозно, холодно, зябко, студенно и мы погреемся и отправимся в детский сад.

Психогимнастика:

«Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

По коленкам постучим

Носик, щеки разотрем

И бегом, бегом, бегом.»

(С помощью волшебной палочки и волшебных слов дети возвращаются в детский сад по музыкальное сопровождение)

Игра  «Кто, где живет»? Дети называю животных и размещают их в соответствующие жилища.

- В каком лесу мы с вами побывали? (в зимнем лесу)

- Кого мы в лесу видели? (медведя – медвежонка, лису – лисенка, белку, зайчишку)

- Где спал медведь? (в теплой берлоге)

- Где греется, холодной зимой, белка? (в уютном дупле).

В память о нашем путешествии в зимний лес я вам хочу подарить большую книгу о животных, чтобы вы больше знали о них и заботились о братьях меньших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития памяти и внимания, расширение словарного запаса

Предлагамые игры развивают память, внимание и расширяют словарный запас....

Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем

Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....

Расширение словарного запаса детей с позиций психолингвистики.

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для детей с речевой...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»

Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"

Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"«Особенности развития словаря детей  старшего ...

Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...