«В путешествие за солнечными лучами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pervoe_sentyabrya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи

в старшей  группе. Тема: «В путешествие за солнечными лучами»

 Цель:

Закрепление представлений о весне и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными;

 образование существительных   в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

Совершенствование навыка составления описательного рассказа по

схематическим изображениям;

Совершенствование навыка чтения слов;

Совершенствование навыка математических представлений;

развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,мышления, координации речи с движением;             

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.

                Письмо, фонарик;

                Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,

                скворечника, скворца, медведя;

                Схемы описательного рассказа, карточки с пиктограммами,

                 карточки в виде проталин с разным количеством цветов;

                 Нарисованные изображения солнца, дерева, лучи с буквой и

                 цифрой, зеленые листики;

                 Голубая ткань для ручейка, камень;

                 Музыкальное сопровождение;    

 

  Ход занятия

Орг. момент:

В: - Ребята, посмотрите какое чудесное весенние утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте  поприветствуем друг друга и гостей словами:

                   Доброе утро

                   Скорей проснись

                   Солнцу шире улыбнись. (2р)

В: - Ребята, а сейчас поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

                   Смотрит солнышко в окошко

                   Светит в нашу комнатку

                   Мы захлопаем в ладоши

                   Очень рады солнышку.

В: - Ой ребята

                   Кто-то бросил мне в оконце

                   Посмотрите письмецо

                   Может это лучик солнца

                   Что щекочет мне лицо.

       (В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)

                   Письмо:

      Дорогие ребята, я весенние солнце.

      Послала  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они от меня спрятались.

       Помогите мне пожалуйста их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

В:- ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

        (Предположения детей)

В: - Ребята, вы хотите помочь солнцу?   

Д:- Да.

В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.      

1 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

       (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки.Дети подходят к этому месту.)

В: - Ребята, угадайте,  что согрел солнечный луч.

        Висит за окошком кулек ледяной

        Он полон капели и пахнет весной.

Д: - Сосульку.

В: - Ребята, а как называется весенние явление, когда с крыш капают сосульки?

Д: - Весенняя капель.

В: - послушайте внимательно, как капает капель и повторите:

      Перестук, перезвон: кап-кап, дон-дон.

        (В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики.Девочки выполняют ритм с  хлопками, мальчики с притопыванием.)

       Перестук, перезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.

       (В предлагает детям разделиться по парам.Одна пара хлопает, другая топает, третья с хлопками по коленям, четвертая с хлопками над головой.)

       (Д. повторяют ритм)

 В: - Молодцы ребята, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли,  идем дальше.

 2 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

      (В. светит на картинку с изображением проталины.)

В: - Ребята, а что сейчас согрел солнечный луч?

Д: - Весеннюю проталину.

В:- А что это такое?

Д: - Место, где стаял снег и открылась земля.

В:-  Ребята, угадайте, какие цветы выросли первыми на проталине:

      Первым вылез из землицы

       На проталинке.

       Он мороза не боится,

       Хоть и маленький.

Д:- Подснежники.

В: - Ребята, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и посчитайте, сколько голубых подснежников выросло на ней.

   (Д. считают свое количество и называют) (согласование числительных с существительным)

Д:- на моей проталине выросло два голубых подснежника, три и т.д.

 В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой по счету мы луч нашли?

Д: - второй.

 3 часть

В: -  Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

     (В. светит на волнистую дорожку, на полу)

В:- Ребята, угадайте, что согрел следующий луч.

      В голубой рубашке

      Бежит по дну овражка.

Д:- ручей.

В:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- ручеек, ручеёк.

В:- Ребята, давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

       К ручейку мы все спустились

       Наклонились и умылись

       Раз, два, три, четыре –

       Вот как славно освежились.

В:- Ребята, смотрите камушек. Поиграем?

       Камушек друг другу передай

       Что делает весенний ручеек называй!

Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.

В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

4 часть

      Волшебный огонек, помоги

      Нам дорогу укажи.

     (В.- светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

В:- Ребята, кого согрел луч?

Д: - насекомых.

В:- Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, а девочки, которые летают и  назовите их со словом «много» (образование сущ. в родит.падеже)

Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?

Д:- четвертый.

      

Игра

В:- Ребята, а хотите поиграть с огоньком?

      Огонек, поиграй с ребятами дружок.

  (В. светит фонариком в разные стороны групповой комнаты и на предметы, дети водят  глазами и говорят где находиться свет)

В: - Где огонек?

Д:- На потолке, под столом, на стуле, на полу, в шкафу и т.д.

В:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.

 5часть

     Волшебный огонек, помоги

     Нам дорогу укажи.

     (В. светит на картинку с изображением скворечника)

В:- Ребята, кого согрел луч в этом домике?

Д:- скворца.

В:- А как вы догадались?

Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

В:- А что вы знаете про эту птицу? Расскажите, а помогут вам схемы.

     (Дети описывают птицу)

В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.

      А каких перелетных птиц вы еще знаете?

Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

В:- Молодцы, еще один луч нашли.

      Какой он по счету?

Д: - Пятый.

6 часть

В:-  Волшебный огонек, помоги

       Нам дорогу укажи.

В:- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

        Ходит летом косолапо,

        А зимой сосет он лапу.

Д:- Медведь

В:- Ребята, назовите медведю медвежьи слова, а помогут вам пиктограммы.

      (на столе разложены пиктограммы изображением вниз, дети по очереди называют родственные слова)

Д:- Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья и т.д.

В:- Молодцы, вот и еще луч.

  7 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

      (В. светит на плакат с изображением дерева)

В:- Что согрел этот луч?

Д:- дерево.

В:- Ребята покажите и  назовите, из каких частей состоит дерево?

     (Д. показывают и называют)

Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Д:- Не хватает листьев.

В:- Ребята, подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом.

      (Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Д:- Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый, и т.д.

В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвой, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?

Д:- Седьмой.

В:- Ой ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие наше закончились. Солнце  благодарит вас за помощь и говорит вам что-то. Хотите узнать? Давайте разложим лучи вокруг солнца.

       (В. и д. раскладывают лучи вокруг солнца)

В:- Прочитайте буквы на солнечных лучах, а цифры вам помогут.

      (Д. читают слово «спасибо»)

В:- Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?

Д:- согревают землю, дают жизнь нашей планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Тема: «Солнечные лучи настроения»

Цель занятия: знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой, развитие внимания к эмоциональным состояниям других, умения принимать настроения других людей....

«Влияние солнечных лучей на детский организм»

laquo;Влияние солнечных лучей на детский организм»           С наступлением лета все спешат больше времени проводит на свежем воздухе. Солнце б...

" О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья".

О пользе солнца и ультрафиолетовых лучей в умеренной их дозе знают все, мы с вами привыкли к свету солнца с самого детства, это естественная среда обитания для детей и их родителей, особенно в летнее ...

" О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья". ( Консультация для родителей).

О пользе солнца и ультрафиолетовых лучей в умеренной их дозе знают все, мы с вами привыкли к свету солнца с самого детства, это естественная среда обитания для детей и их родителей, особенно в летнее ...

Сценарий интегрированного занятия в форме квест игры "В поиске солнечных лучей"

Цель: уточнить и систематизировать представления и знания детей о космосе, солнечной системе через создание эмоциональной заинтересованности и организацию совместной взросло-детской игровой деятельнос...

Конспект по развитию речи "Путешествие за солнечными лучами"

НОД по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 лет. Подготовила: Зейналова С.Н. Тема «В путешествие за солнечными лучами»...

Квест - игра "Путешествие за солнечными лучами"

Квест - игра "Путешествие за солнечными лучами". Игровая ситуация по играм Воскобовича. Игровая интегрированная деятельность с воспитанниками подготовительной школе группы. ...