КАРТОТЕКА дидактических игр на развитие связной речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

КАРТОТЕКА

игр на развитие связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_svyaznoy_rechi.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

игр на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

Игровое  упражнение «Распространи предложение»

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Педагог  показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»

-«Если бы я стал невидимым…»

-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

 

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель – развитие воображения, связной речи.

Воспитатель  рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Поиграйте в игру «Доскажи словечко»

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные)

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, …

Нож, как бритва …

Шоссе, как стрела, …

Снег, словно пух, …

Трава, как изумруд …

Дай полные ответы на вопросы

Чем дворник подметает улицу?

Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы?

Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю?

Чем маляр красит стены?

Чем столяр строгает доски?

Вставить в предложения предлоги. ( Сосчитай, по сколько слов в каждом предложении.)

Лампа висит … столом.

Мышка выбежала … шкафа.

Кот спит … шкафом.

Мальчик перелез … забор.

Брат пришёл … школы.

Рябина растёт … дома.

Чашка упала … стола.

Бегун добежал … финиша.

Солнце выглянуло … тучи.

Машина стоит … домом.

Закончить предложения…

Моя мама учит детей, она … .

Мой папа лечит больных, он … .

Мой брат работает на токарном станке, он … .

Моя сестра шьёт одежду, она … .

Мой дедушка чинит обувь, он … .

Мой дядя работает в шахте, он … .

Моя тётя работает на ткацком станке, она … .

Найди в предложениях предлоги (маленькие слова)

Над домом плывут облака.

Из-за угла выскочила собака.

Тополь растёт возле забора.

У меня есть сестра.

Маша играет с Юрой.

Карандаш упал под стол.

Кот выглядывает из-под шкафа.

Закончи предложения, изменив сочетания, данные в скобках

У моей рубашки нет одной пуговицы.

У стола нет (две ножки).

У цветка нет (четыре лепестка).

В корзине нет (три апельсина).

У Саши нет (пять машин).

Закончи предложение, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу... (рыба).

Лося угощу... (трава).

Белку угощу... (шишки).

Кабана угощу... (желуди).

Зайца угощу... (кора).

Завершение предложений

Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным и ждите ответа.

Если в воскресенье будет хорошая погода, то... (мы пойдем гулять и т. п.);

Если на улицах лужи, то... (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);

Ребенок ходит в детский сад, потому что... (он еще маленький, ему там нравится и т. д.);

Мы тепло одеваемся, потому что ...(на улице холодно и т. п.);

Девочка ударилась и заплакала, потому что.. (ей стало больно, очень торопилась и т.п.)

Дети любят мороженое, потому что...(оно вкусное, сладкое и т. д.);

Саша еще не ходит в школу, хотя… (уже собирается, уже подросла и т. п.);

Даша еще маленькая, хотя ...» (уже ходит в садик и т. д.).

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий) .

- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя… ; на ушках… ; хвостик у тебя… ; ты умеешь… и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, зайчик!

-Если зайчик, покажи свои ушки.

-Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, коза.

-Если коза, покажи свои рога.

-Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, ветер.

-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

1. Спросите ребёнка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».

2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук! »-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»- локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер! »- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью - Сапоги осенью-

Небо осенью - Одежда осенью-

Туча осенью - Куртка осенью-

Дождь осенью - День осенью-

Лес осенью - Утро осенью-

Аллея осенью - Роща осенью-

Погода осенью - Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы) .

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм - пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

• Что будет, если Буратино научится летать?

• Что будет, если исчезнут все книги?

• Что будет, если ты попадешь в сказочный город?

• Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.

Подобрать слова – признаки

(Согласование прилагательного с существительным)

 - ЗИМА какая? (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т. д).

 - ЛЕС какой (большой, зеленый, красивый, густой, прекрасный, богатый и т.д.)

 - ЯБЛОКО какое? (вкусное, сладкое, зеленое, гнилое, спелое, аппетитное и т.д.)

 - ЧЕЛОВЕК КАКОЙ? (добрый, злой, больной, голодный, радостный, грустный, ленивый, работящий, аккуратный, вежливый, заботливый, любящий, нежный.)

Подобрать слова - действия

(ПОДБОР ГЛАГОЛОВ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)

 - ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ГРИБАМИ? (искать, собирать, срезать, мыть, чистить).

 - ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ ПТИЦЫ? (летать, пить, щебетать, кричать, кормить.)

 - ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЕТОМ? (отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.)

 - ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК?  (работает, моет, кушает, рисует, думает, дышит, занимается, спит, плачет, грусти, веселится, покупает, гуляет.)

Назови ласково

ЯБЛОКО — ЯБЛОЧКО.

СТУЛ — СТУЛЬЧИК.        

 КУКЛА – КУКОЛКА.

ПЕРО – ПЕРЫШКО.

СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО.  

ПЛАТОК —  ПЛАТОЧЕК.

ВОРОБЕЙ – ВОРОБУШЕК.  

ПОМИДОР — ПОМИДОРЧИК.    

ЛУК — ЛУЧОК.

ДОМ – ДОМИК.      

НОС – НОСИК.  

КОЛБАСА – КОЛБАСАЧКА.

КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК.  

КОНФЕТА – КОНФЕТОЧКА.

ЮБКА — ЮБОЧКА.

ЛИМОН – ЛИМОНЧИК.

Образование относительных прилагательных

Суп из гороха — гороховый.

Сок из яблок — яблочный.

Варенье из слив — сливовое.

Салат из свеклы – свекольный.

Стол из дерева — деревянный.

Ложка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Кораблик из бумаги – бумажный.

Шуба из меха – меховая.

Суп из фасоли – фасолевый.

Сок из апельсина – апельсиновый.

Платье из шелка — шёлковое.

Скажи наоборот

Густой—Жидкий.

Тяжелая—Легкая.

Большой—Маленький.  

Вверх—Вниз.

Высоко—Низко.

Веселый—Грустный.  

Храбрый – Трусливый.

Полезный – Вредный.

Кислый—Сладкий.

Черный—Белый.

Короткий—Длинный.

Злой—Добрый.

Грязный—Чистый.

Далеко—Близко.

Больной – Здоровый.

Друг – Враг.

Схемы для описания

ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ.

Название—Форма—Цвет—На ощупь—На вкус.

Н-р: Лимон по форма овальный, по цвету желтый, на ощупь твердый, на вкус кислый.

Продуктов питания

(молочные, мясные, мучные, рыбные.)

Название— Форма—Величина—На ощупь—Из чего сделана—На вкус.

Н-р: Сыр — Прямоугольный—Маленький—Мягкий—Из молока—Соленный.

Животных

Название— Как называется дом —Чем питается—Как называют детеныша—Связь с Человеком.

Н-р. Собака — живет в будке, питается мясом, детенышей называют щенятами, живет рядом с человеком и охраняет его дом.

Профессии

Название – Место работы – Что делает – Какой предмет необходим для работы.

Н-р: Учитель – работает в школе, учит детей, ему нужны ручка, указка, мел.

«Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение)

Холодильник,  сковорода, метла, иголка, магнитофон, кресло, кровать, ложка,  светильник, вода, нож, дом, фонари на улице, двери, веник, шкаф, валенки…

«Назови части предметов»

Чайник: донышко, носик, крышка, ручка.

Стул: спинка, ножки, сиденье.

Диван, человек, грузовая машина…

«Договори слово»

- Высокий, тонкий, пятнистый…

- Лохматый, косолапый…

- Голодный, серый, злой…

- Маленькая, быстрая, проворная…

- Хищный, сильный, полосатый…

- Яркое, теплое…

- Серый, колючий…

«Третий лишний»

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, чёрный.

Давать, продавать, брать.

Тяжёлый, длинный, лёгкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать.

Хороший, светлый, плохой.

Закончи предложение…

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка..

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Лев смелый, а заяц…

Молоко жидкое, а сметана…

Река широкая, а ручеек…

Днем светло, а ночью…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползет…

 Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами

Шить – вязать.

Класть – ставить.

Строить – чинить.

Бросить – поймать.

Мыть – стирать.

Чистить подметать.

Нести – везти.

Лежать – спать.

Рисовать – раскрашивать.

«Назови детёнышей животных»

Домашние

Кошка -  (котёнок), Собака – (щенок), Корова – (телёнок), Лошадь – жеребёнок, Коза – (козлёнок), Овца – (ягнёнок), Свинья – (поросёнок), Мышка – (мышонок), гусь – (гусёнок), курица – (цыплёнок), Крыса – (крысёнок), Утка – (утёнок), Индюк  - (индюшонок) и так далее.

Дикие

Белка  - (бельчонок),  Лось – лосёнок,  Олень – (оленёнок), Лягушка – (лягушонок), Медведь – (медведица), Ежиха – (ежата), Волк – (волчонок), Лиса - (лисёнок), Верблюд – (верблюжонок), Лев – (Львёнок), Тигр – (тигрёнок), Заяц – (зайчонок)…

 «Кто  что делает?»

Змея, пловец,  повар,  почтальон, учительница, лягушка, продавец, девочка, лошадь, самолёт, пароход, тигр, воспитательница, врач, кошка, автомобиль, солнце, ластик, холод, собака, воробей, шофёр, мальчик, снег, прачка, козёл, ворона, самолёт…

 «Кто как голос подаёт?»

Поросёнок,  лягушка,  утка,  ворона,  лошадь,  мышка,  гусь,  корова,  волк,  петух, курица, индюк, собака, воробей, мышь, тигр, кукушка, осёл, жук, коза, ёжик…

 «Назови одним словом»

свитер, платье, юбка, сарафан - …………….. (одежда)

сапоги, туфли, тапки, валенки  …….. …………. (обувь)

блюдце, сковорода, ложка, тарелка  ……………………. (посуда)

шкаф, кресло, стул, тумбочка  ……………………… (мебель)

помидор, морковь, репа, капуста …………………… (овощи)

яблоко, персик, груша, лимон ………………….. (фрукты)

голубь, утка, воробей , ворона …………………. (птицы)

автобус, электричка, трамвай, самолёт ………… (транспорт)

линейка, тетрадь, карандаш, ластик ………………(школьные принадлежности)

клубника, смородина, черника, голубика ……………… (ягоды)

сосна, ясень, берёза, рябина ……………………… (деревья)

подосиновик, подберёзовик, опята, волнушки….. …………… (грибы)

корова, лошадь, свинья, кошка ………………….. (домашние животные)

кабан, лось, заяц, медведь ………………………… (дикие звери)

шапка, кепка, панама, шляпа  ……………………… (головные уборы)

весна, лето, осень, зима …………………….. (времена года)……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию связной речи.

В данной картотеке подобраны игры по развитию речи для развития связной речи....

Картотека дидактических игр на развитие связной речи

Подобраны игры на развитие связной речи детей, в которые можно играть в режимные моменты...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи для детей младшего возраста

В картотеке размещены дидактические игры по развитию связной речи...

Картотека дидактических игр для развития связной речи дошкольников

Развитие связной речи1. Составление простых распространенных предложений.2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.3. Обучение детей составлению описательных рассказов...

Картотека " Дидактические игры для развития связной речи"

Научить ребёнка говорить полными предложениями, уметь составлять мини- рассказы, рассказывать с помощью мнемотаблиц и мнемосхем, помогут  дидактические игры....

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе ...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного...