Конспект занятия развитие речи через башкирские сказки.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соловьева Наталья Владимировна

Чтение и пересказ сказки "Сарыбай". Дети старшей группы учились пересказывать по серии картин к сказке, отвечать на вопросы, и узнали новые башкирские слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в страну башкирских сказок

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю - логопеду  в совместной деятельности с детьми  необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать их в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.

 На логопедических занятиях можно познакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа. Сформировать образно – выразительные  умения. Учить передавать чувства посредством ласковых слов. Пополнить словарь детей.

При системной целенаправленной работе у детей появится интерес к башкирскому фольклору, возникнет потребность слушать сказки.

 Бесценным культурным наследием являются легенды и придания,

отразившие поэтические воззрения на природу, исторические представления,

житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы и творческую фантазию башкир. В приданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, ее быт, нравы, обычаи.

Персонаж легенд – люди и животные – подвержены всевозможным

превращениям, воздействию волшебных сил: девушка превращается в кукушку, джигит – в медведя и т.д. В легендах природа поэтически одушевляется: реки спорят, разговаривают, сердятся, ревнуют.

 Башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных

средств воспитания. В старшем дошкольном возрасте всю работу по ознакомлению с фольклором можно разделить на четыре этапа. На первом

этапе происходит накопление художественно-речевого опыта. На втором –

организация самостоятельной художественно-речевой деятельности. На третьем – проведение специальных комплексных занятий по развитию связной речи. Основная задача на таких занятиях – развитие образной речи. И, наконец, на четвертом этапе – овладение способами творческого действия

в процессе попыток.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы:

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Куклотерапия (пальчиковые, бумажные куклы,  магнитные, стендовые).

Просмотр иллюстраций к сказкам на занятиях по ИКТ( слайды, мультфильмы).

Используя сказки для расширения словаря детей, на своих занятиях я провожу следующие виды работы:

  • Пополнение словаря: гора – тау, добрая -  яҡшы,  тульке - лиса, батыр – богатырь, шайтан – злой дух (использую  только самые простые  слова).
  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
  • придумывание нового названия сказки;
  • называние пропущенных слов в сказке.

 Пример беседы  с детьми о прочитанной сказке:

А что такое сказка?

- Необыкновенная история, с животными, сказочными персонажами. С

героями случаются необыкновенные события, волшебство. Говорят звери,

вещи, птицы.

- А как сказки заканчиваются?

- Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.

Молодцы, сегодня мы познакомимся с новой башкирской сказкой, которая

называется «Сарыбай»

(Чтение)

- О ком сказка? Кто это «Сарыбай»? Какой он?

- Что с ним произошло? Почему?

- Кто помог Сарыбаю? Почему?

- Как исправили хозяева свою ошибку?

Рефлексия

- Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки.

- Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды,

быть смелыми и т. д.

- Чему научила вас сказка «Сарыбай»?

Примерные ответы детей: (Нельзя предавать друзей, нельзя бросать близкого человека или даже животное в трудную минуту, в  старости или болезни)

 - Кто написал эту сказку? (Башкирский народ)

Наше путешествие закончилось.

Накопленный опыт восприятия башкирского фольклора постоянное

внимание к нему приводят к повышению активности и самостоятельности в

словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества приносит детям

удовлетворение и радость.

Чтение  с последующим пересказом по серии сюжетных картин к сказке «Сарыбай».

C:\Users\ЗЕВС\Desktop\45519513-1a50-463b-aa1c-db6df56c096c.jpg

C:\Users\ЗЕВС\Desktop\dc084cfa-b784-40bf-8291-47a2ba760bd2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром" "В гостях у Ириски"

Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром-создание условий для получения ребенком целостного представления о мире,возможностей для максимального творческого...

Коспект занятия "Развитие речи через продуктивную деятельность в старшей группе"

Конспект занятия по Развитию речи. Старшая группа. Тема: Профессии на стройке....

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «Сказки в жизни детей»

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «Сказки в жизни детей» Подготовила Павлова Т.Ю.Программное содержание:Связная речь: формировать умение с помощью взрослого составлят...

Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки». (средняя группа 4-5 лет)

Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки  Репка».Выполнила: Баньщикова Мария Владимировна.Воспитатель МАДОУ « Детский сад №38» г. Рязань.Конспе...

Конспект по развитию речи через театрализованную деятельность сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»

Театрализованную деятельность сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?...