Использование технологий Синквейн и Сторителлинг в работе по развитию речи дошкольников.
консультация по развитию речи (средняя группа)

Твердохлебова Ольга Александровна

Для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии

«СИНКВЕЙН» и «СТОРИТЕЛЛИНГ»

в работе по развитию речи дошкольников.

Подготовила:

Твердохлебова О. А.

2021 г

«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»      

           Р. Эмерсон

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.  Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.  

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

Алгоритм составления синквейна:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – предложение по теме. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

Части речи можно выделять разным цветом.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Пример на тему: «Игрушки»

1. На 1-й строке, пишем слово, обозначающее тему, т. е. название игрушки (я пишу - кукла).

2. На 2-й строке - пишем два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу - красивая, любимая).

3. На 3-й строке – пишем три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (Стоит, сидит, улыбается).

4. 4-я строка – записываем предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Мне мама купила новую куклу)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девочка)

«Кукла. Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Мне мама купила новую куклу! Девочка»

Педагогическая ценность

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Учит краткому пересказу.

- Учит формулировать идею (ключевую фразу).

- Помогает развить речь и мышление.

- Получается у всех.

- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Ещё одним из новых интерактивных методов работы с детьми является метод «сторителлинг».

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Например игра «Кубики историй»

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Игра начинается с вступления: «Однажды.», «Когда-то давным давно», «Жил-был»

Итак, игра начинается! Первый игрок бросает кубик, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий игрок бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, как я отмечала выше, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер-класс техники "Синквейн" и "Сторитейллинг" в работе по развитию речи дошкольников

Воспитатели Китовского МАДОУ Липатова О.С. и Насурлаева Н.А. провели мастер-класс для родителей «Использование технологий синквейн и сторителлинг в работе по развитию речи дошкольников&raq...

«Использование технологий «Синквейн» и "Сторителлинг" в работе по развитию речи дошкольников».

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, переск...

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников...

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...