Образовательная область «Речевое развитие», тема:"Зима"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: Закрепить знания детей о зиме.
 

Образовательные задачи:

-Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях природы;

- Расширять и активизировать словарный запас по теме зима, зимние явления природы, признаки зимы;

 

Развивающие задачи:

-Закреплять умение строить сложные предложения, со значением противоположности;

      - Развивать умение детей отвечать на вопросы, рассуждать;

- Развивать зрительное и слуховое внимание, связную речь детей, отвечать полным предложением на вопросы воспитателя.

 

Воспитательные задачи:

      -Воспитывать познавательный интерес к зимней природе и явлениям природы, умение видеть красоту окружающего мира;

      - Доставить детям радость и удовольствие  от занятия.

  

Образовательная область:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-физическое развитие.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук,

Демонстрационный материал: Слайды «Зима», «Зимние явления природы», аудио запись музыкальной игры «Снег руками нагребаем…»

 Раздаточный материал: карточки «Зима- это хорошо», «Зима – это плохо»

 

Место проведения: музыкальный зал.

 

Используемые технологии (методы):

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- проблемное обучение;

- ИКТ, ТРИЗ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому  развитию  детей  Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область  «Речевое развитие»

Тема: «Зима»

Группа  дошкольного возраста с 5-ти до 6 лет

                                         Составила:

                                                                           воспитатель  Харитонова М.С.

                                                                           1 квалификационная категория

Санкт - Петербург

2021

Цель: Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи:

-Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях природы;

- Расширять и активизировать словарный запас по теме зима, зимние явления природы, признаки зимы;

Развивающие задачи:

-Закреплять умение строить сложные предложения, со значением противоположности;

      - Развивать умение детей отвечать на вопросы, рассуждать;

- Развивать зрительное и слуховое внимание, связную речь детей, отвечать полным предложением на вопросы воспитателя.

Воспитательные задачи:

      -Воспитывать познавательный интерес к зимней природе и явлениям природы, умение видеть красоту окружающего мира;

      - Доставить детям радость и удовольствие  от занятия.

   

Образовательная область:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-физическое развитие.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук,

Демонстрационный материал: Слайды «Зима», «Зимние явления природы», аудио запись музыкальной игры «Снег руками нагребаем…»

 Раздаточный материал: карточки «Зима- это хорошо», «Зима – это плохо»

Место проведения: музыкальный зал.

Используемые технологии (методы):

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- проблемное обучение;

- ИКТ, ТРИЗ

Ход занятия:

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Сегодня утром мне принесли посылку, а в ней была вот эта шкатулка и письмо. Давайте прочитаем что же написано в письме:

 «Здравствуйте ребята! В этой шкатулке снежинки, но снежинки не простые, а с заданиями. Выполни все задания и узнаешь, кто я! Ваш лучший друг».

Воспитатель достает из шкатулки первую снежинку.

Снежинка №1 «Какое время года?»

Воспитатель:

- Послушайте, что написано на этой снежинке:

Снежок порхает кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня- посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух. (З.Александрова)

-О каком времени года это стихотворение?

Дети:

- о зиме. (на экране фотография зимы)

Воспитатель:

- Какие слова в стихотворении помогли вам определить, что время года – зима?

Дети:

- снежок, на улице бело, превратились лужицы в прозрачное стекло, снегири, лыжи.

Воспитатель:

-А какие еще признаки зимы вы знаете? Давайте назовем их.

Дети:

- ответы детей

Воспитатель:

- Как изменилась природа с приходом зимы?

- Какие изменения в погоде мы наблюдаем?

- Что изменилось в одежде людей?

- Как ведут себя животные в лесу с наступлением зимы?

- Какие животные легли в спячку?

- Что стало с насекомыми?

- Все ли птицы остались с нами на зиму?

-Как называются птицы, которые улетели в теплые страны?

-А птицы которые остались на зиму?

Воспитатель прикрепляет первую снежинку на магнитную доску и  достает из шкатулки вторую.

- Молодцы ребята, выполнили первое задание.

Снежинка №2 «Зимние природные явления»

Дидактическая игра четвертый лишний «Зимние явления природы».

На экране слайд с карточкой, на которой  изображены природные явления.

Воспитатель:

- Ребята посмотрите на экран. На нем изображены явления природы. Вам нужно показать и  назвать то явление природы, которое не относится к  зимнему.

(Ответы детей)

Обсуждение проводится по 5 карточкам.

-Давайте вспомним и назовем зимние явления природы.

Воспитатель прикрепляет вторую снежинку на магнитную доску.

- Молодцы ребята, выполнили второе задание.

Достает из шкатулки третью.

Снежинка №3 Динамическая пауза

Воспитатель:

- А теперь настало время немного нам размяться.

Снег пушистый нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая

И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе

Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг

 Лепим ручки – ручками лепим пирожок

Лепим ножки – ручками лепим пирожок

Чтобы бегал по дорожке – бег на месте

Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза

Лепим бровки – показываем брови

И длиннющий нос морковкой – выставляем ладошки друг к другу

Воспитатель прикрепляет третью снежинку на магнитную доску и достает из шкатулки четвертую  снежинку.

Снежинка №4 «Закончи предложение» 

- Выполнить следующее задание нам поможет снежок, я начинаю предложение и кидаю снежок, а вы ловите снежок, повторяете предложение и заканчиваете его, подбирая слова по смыслу, бросаете его мне обратно.
Летом жарко, а зимой … (холодно)
Летом  заяц серый, а зимой … (белый)
Летом катаются на велосипеде, а зимой … (на санках, лыжах)
Летом медведь ходит по лесу, а зимой… (спит в берлоге)

Летом делают куличики из песка, а зимой лепят… (снежки, снеговика)

Осенью листопад, а зимой… (снегопад)
Летом на земле растет трава, а зимой на земле растут … (сугробы)

-Молодцы ребята.

Воспитатель прикрепляет четвертую снежинку на магнитную доску.

Воспитатель:

- Вот и закончились снежинки с заданиями, давайте узнаем, кто же написал нам письмо и прислал шкатулку со снежинками.

Воспитатель переворачивает снежинки и собирает изображение снеговика.

- Вы узнали ребята кто это?

Дети:

- Снеговик.

Воспитатель:

- Какая же зима – без снеговика?! Снеговик это один из главных символов зимы. А зимой всегда можно слепить снеговика?

Дети:

- ответы

Воспитатель:

- Из какого снега можно слепить снеговика?

Дети:

- Только из липкого снега.

Воспитатель:

- Снеговик в морозную погоду не лепиться, а лепиться когда на улице оттепель, светит солнышко, тогда снег рыхлый и хорошо скатывается в шары. 

Воспитатель:

- Мы с вами ребята много вспомнили о зиме -  признаки зимы, зимние явления природы, об изменениях вокруг нас с приходом зимы.

- Давайте порассуждаем, зима - это хорошо или зима – это плохо? Подойдите к столу и возьмите одну карточку.

- Теперь возвращайтесь на свои места и внимательно рассмотрите, что изображено на вашей карточке, подумайте.

-Сначала мы будем говорить о том, почему зима – это хорошо. Начинайте свой ответ так «зима- это хорошо, потому что…».

Дети повторяют предложение  и заканчивают его  ответом, изображенным на карточке.

Воспитатель обобщает ответы детей.

- Теперь мы говорим о том, почему зима – это плохо. Начинайте свой ответ так «зима это плохо, потому что…».

Воспитатель:

- Зима для каждого своя, для кого-то зима- это хорошо, а для кого-то зима- это плохо.

Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область Речевое развитие. Тема "Зима"

По данному конспекту проводилось открытое занятие. Но на тот момент были ФГТ, поэтому конспект требует небольшой доработки для ФГОС...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».  Тема: «Зимующие птицы»...