Опыт работы «Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
проект по развитию речи (младшая группа)

Жукова Юлия Юрьевна

Опыт работы

«Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_cherez_palch_igry.docx357.69 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Этап работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2019 г.

Месяц окончания работы: май 2020 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, сенсорного развития.

Актуальность

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Из опыта работы в группе младшего возраста, где речь некоторых детей только формируется, а у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Раздел плана. Сроки и Форма работы. Практические выходы.

1. этап - теоретический

Сентябрь-октябрь

1.Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

2. Изучение методической литературы.

3. Интернет – ресурсы.

Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru

2. этап – практический

Ноябрь-апрель

1. Консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома».

2. Консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

3. Создание картотеки дидактических игр, игры по сенсорному развитию.

4. Наглядно –иллюстративный материал: Дидактическая игра «Золушка»«Найди игрушку»«Пуговки - застежки», Игры с бельевыми прищепками и т. д.

6. Выставка работ по дидактическим играм, способствующих развитию мелкой моторики.

3. этап – заключительный

Май

Анализ работы по самообразованию.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы 2019- 2020 уч. г.

Сроки Форма работы Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)

Работа с детьми

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Чтение рассказов, стихотворений,

потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр). Игры на сенсорное развитие.

Разучивание новых пальчиковых игр.

Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых.

Полезные советы«Для чего нужна пальчиковая гимнастика». Самомассаж.

Консультация для родителей«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

«Сенсорное развитие».

Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Текстовой материал.

Подборка игр и дидактических пособий

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа.

Текстовый материал.

Картотека.

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа.

Текстовый материал.

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Текстовый материал. Картотека.

Совместная деятельность.

Выставка рисунков

.

Совместная творческая деятельность

Работа с родителями.

В течении года

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Чему мы научились

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования

Мастер – класс для родителей

«Волшебные рисунки»

Презентация на родительском собрании

Выставка детских рисунков

Список использованных источников:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К.Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры»«Рипол-классик» Москва 2008

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-372890-1601362868.jpgРазвитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражненийhttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-372890-1601362891.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Развитие речи детей 2-ой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Из опыта работы в группе младшего возраста, где речь  некоторых детей только формируется, а у других уже акт...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...