Консультация для родителей "Игры с песком для детей раннего возраста" (с картотекой игр)
консультация по развитию речи

Соколова Анна Александровна

Материал включает в себя картотеку игр с песком для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_s_peskom.docx406.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3397137/pub_5f17eab1869e261592a105ed_5f17f17e352ffd37ab0409a7/scale_1200   

В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми  с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания. Казалось бы, все просто, но именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия». Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает равновесия во внутреннем пространстве, уменьшается доля тревоги и страха.                                                                                                                                                      

        В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

            Как  должен вести себя  взрослый во время совместных игр с песком?                                                              1. Присоединение к ребенку:

            Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины, ощутив  неповторимый образный строй картины -  все это входит в понятие присоединения.

2. Искренняя заинтересованность:

        Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.

3. Строгое следование общечеловеческой этике:  

        Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка  от психических травм.                                                                                                                                            

Общие условия организации песочной терапии:

                                                                                                                Для организации песочной терапии потребуется: песочница, песок, вода, набор миниатюрных фигурок.                                                                                                                                                            Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубое дно. Таким образом, дно  символизирует воду. Голубой цвет оказывает на ребенка умиротворяющее воздействие, кроме того «голубая песочница» являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Пять шагов организации игрового процесса  

1 Демонстрация песочницы.  

             Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.

2 Демонстрация фигурок.  

             Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.

3 Правила игры на песке:  

        Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.

Пример:                                                                                                                                                               Вредных нет детей в стране                                                                                                                                                 Ведь не место им в песке!                                                                                                                                             Здесь нельзя кусаться, драться                                                                                                                                                       И в глаза песком кидаться!                                                                                                                                         Стран чужих не разорять!                                                                                                                                                                                       Можно строить и чудить,                                                                                                                                                    Можно много сотворить:                                                                                                                                                Горы, реки и моря,                                                                                                                                                              Чтобы жизнь вокруг была.  

                                                                                                                                                                                                                                В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.

4 Формулировка темы:

             Это шаг осуществляет  сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.

5 Завершение занятия. Ритуал выхода.

       Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:

В ладошки наши посмотри-                                                                                                                                    Мудрее стали ведь они!                                                                                                                                                   Спасибо милый наш песок,                                                                                                                                       Ты всем нам подрасти помог!    

                                                                                                                                                                         Примеры игр с песком для детей раннего возраста.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Задачи:

-формировать умения узнавать и называть геометрические фигуры;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать активный словарь;

Материал и оборудование: песок, кисточка (палочка, стейк)

Ход игры:

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой (палочкой, стейком) в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Игра «Ручеек течет»

 Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Задачи:

-учить способам обследования материала (сухой, сырой)

-развивать активный словарь;

Материал и оборудование: песок, кувшинчик (лейка), вода.

Ход игры:

В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика (лейки).

Игра «Дождик моросит»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Задачи:

-формировать у детей навык практического экспериментирования с водой

Материал и оборудование: песок, разбрызгиватель, вода.

Ход игры:

Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Игра «Отпечатки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук;

Материал и оборудование: песок, отпечатки, барельефы, горельефы, разнообразные формочки, лейка, вода.

Ход игры:

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке, комментируя процесс.

Игра «Топчем дорожки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Задачи:

-учить способам обследования материала (следы на песке)

-развивать активный словарь;

Материал и оборудование: песок.

Ход игры:

Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Задачи:

- учить способам обследования материала (выпекаем «пирожки»)

-развитие мелкой моторики рук;

Материал и оборудование: песок, пластмассовые формочки разной формы.

Содержание.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Задачи:

-учить способам обследования материала (оставляем отпечатки на песке);

-развитие фантазии и творческого мышления;

-развитие мелкой моторики рук;

Материал и оборудование: песок, лейка с водой, стейк.

Ход игры:

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Задачи:

-формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;

Материал и оборудование: песок, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «Постройка домика для куклы»

Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Задачи:

-закреплять способы изменения песка (сухой, сырой);

-с помощью СРИ сделать постройки;

Материал и оборудование: песок, веточки, кукла, козочка, собачка.

Ход игры:

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.

Игра «Сеем, сеем»

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Задачи:

-учить способам обследования материала (сеем песок);

-развивать мелкую моторику рук;

Материал и оборудование: песок, решето, небольшие игрушечные фигурки.

Ход игры:

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Задачи:

-учить способам обследования материала (копаем небольшие ямки);

-развивать координацию движений;

Материал и оборудование: песок, совочки, мышка-норушка.

Ход игры:

Ребенок вместе с воспитателем копают небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например: мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Задачи:

-учить способам обследования материала (лепим заборчик по кругу);

-развивать координацию движений;

Материал и оборудование: песок, зайка, серый волк, грузовик.

Ход игры:

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: развитие мышления, моторики.

Задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать умение называть основные цвета;

-учить строить заборчик;

Материал и оборудование: песок, счетные палочки разных цветов.

Ход игры:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с песком (для детей раннего возраста)

Пояснительная записка Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золо...

Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком для детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...

«Игры с песком для детей раннего возраста»

Игра в песок – одна из немногих традиционных детских игр, сохранившихся в наше время. Для малыша песок – это прежде всего материал, который также интересен как и всё вокруг. Окружающее про...

Картотека игр с песком для детей раннего возраста

Картотека игр с песком для детей раннего возраста...

Картотека игр с песком для детей раннего возраста

Картотека игр с песком для детей раннего возраста...

Игры с песком для детей раннего возраста.

Сложно переоценить значение игр с песком. Они развивают фантазию, самоосознание, тонкая моторика и чисто физические качества. Отдельно стоит поговорить о значении на развитие равновесия внутреннего пр...