Методические разработки
методическая разработка по развитию речи

Петрова - Золина Елена

Предлагаю методические разработки по развитию речи, обобщение педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в форме занятия. Интегрированное  занятие по ознакомлению с окружающим миром, с элементами развития речи с использованием ИКТ « Прогулка в лес»

в  средней группе

Образовательная область: Познавательное развитие.

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие.

Воспитатель: Петрова Елена Владимировна

с. Вязова

2020 г.

Цель: уточнить, обобщить знания детей об осени, осенних приметах и подготовке     природы к зиме.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей об осенней поре года и подготовке к зимнему периоду,

-  продолжать формировать у детей обобщенное представление о живой и не живой природе в период перехода от осени к зиме;

- обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей к жизни обитателей леса;

- развивать внимание и память;

- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе;

- воспитывать желание помогать птицам и животным.

Оборудование: 

конверт с письмом и заданиями от Осени, осенние листочки, аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года » презентация «Переход от лета к зиме », Ватман с заготовленными заранее деталями творческой работы.

Предварительная работа: Экскурсия- наблюдение за осенней погодой (ранняя осень, поздняя осень начало зимы), изготовление панно, аппликация зимующие птицы.

Ход занятия.

В. : Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку: 

Смотрит в оба почтальон

Кто куда зачем пошёл

И по лесу всем подряд

Тараторит невпопад

Д. Сорока.

В. : Да, ребята, это письмо нам прислала Сорока.  Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора. Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в наш волшебный лес.

В. : Принимаем приглашение?

Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес  нужно Закрыть глаза , хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя  и сказать волшебные слова : « Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись» (аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года»)

Слайд 1

В. И вот мы в волшебном лесу…

В. Как вы думаете, какое это время года?

Д. Осень.

В. По каким приметам вы догадались?

Д. Листья пожелтели. Птицы улетают в теплые края.

Слайд 2

Осень - это переход от лета к зиме.

В начале осени еще тепло.

На полях собирают пшеницу и рожь, из которых потом пекут хлеб.

Поэтому осень называют порой урожая.

В. Что еще собирают осенью?

Д. На огороде собирают  Овощи.

Д.  В садах собирают  Фрукты

Слайд 3

Посмотрите сколько овощей и фруктов.

Слайд 4

В. : В лесу тоже созревают разные плоды и ягоды: желуди (на дубе), орешки (на лещине), каштаны и рябина. Птицы и звери с удовольствием едят их и запасают на зиму.

В. : Дети, а какая бывает погода осенью :

 Слайд 5

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

(мягкий мяч передают дети друг другу и называют прилагательные о осенней погоде)

Погода  дождливая, погода  ветреная,  погода холодная,  погода пасмурная, погода  сырая, погода ясная,  погода солнечная, погода  теплая, погода  морозная.

По ситуации В. Помогает вопросами:

• Когда идет дождь - дождливая.

• Когда дует ветер - ветреная

• Холодно - холодная

• Пасмурно - пасмурная

• Сыро - сырая

• Хмуро - хмурая

• Ясно - ясная

В. : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

Слайд 6

В. Деревья и кусты тоже готовятся к зиме?

Д. - они сбрасывают листву.

В. Какие деревья остаются зелеными?

Д. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.

Слайд 7

Вначале листья меняют цвет - из зеленых они превращаются в желтые, красные и светло-коричневые.

И вот налетает осенний ветер, и разноцветные листья, кружась, падают на землю.

 Давайте закроем глаза (гимнастика для  глаз) и на минутку превратимся в ветер…

Дыхательная гимнастика ( Подуем как тихий ветер,

подуем как средней силы ветер, как сильный ветер)

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо (машут на себя руками)

Закачалось деревцо ( качаются с поднятыми вверх руками)

Ветер тише, тише , тише( медленно опускают руки вниз)

Деревцо все выше , выше( поднимают руки вверх и тянутся)

А теперь сядем тихо на стульчики, как осенние листочки ложатся на землю.

В. : Слайд 8

Ребята, а теперь посмотрите, на эту картинку. Что вы видите на ней?

Д. : Птицы улетают на юг.

В. : Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

В. А сейчас вас ждет задание  от  Сороки , которое называется

ИГРА  «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

• Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

• У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

• У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

• Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

• Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

Слайд 9 

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о птицах. Да, зимующим птицам тяжело пережить холода без нашей помощи. Поэтому им нужно помогать зимой, подкармливать их.

А знаете ли вы, как называется «Птичья столовая? » (кормушка) .

Слайд 10

 Но вот наступает конец осени.

Деревья сбросили свои листья и стоят обнаженные.

Часто идет дождь. Дует ветер.

Слайд 11

В конце осени падает снег.

Природа ждет зимы.

В. : Сорока приготовила вам еще одно задание.

 Правила игры : Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет»,топать ногами.

Игра  Приметы наступления зимы.

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Цветут цветы?

Растут грибы?

Часто морозы бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Лед на речке замерзает?

Можно детям загорать?

Ну а что же людям делать – шубки, шапки надевать?

В. Молодцы, справились со всеми заданиями.

Пора возвращаться в детский сад.

Для этого надо произнести волшебные слова:

Раз, два, три , (хлопаем в ладоши) повернись, в детском садике очутись.

В. Вам понравилось наше путешествие?

Ребята , а вы запомнили птичек, которые остаются с нами на всю зиму?

Д. Да. (Синицы, воробьи, снегири и др.)

Давайте сделаем вместе картину о том, как нужно заботиться о птичках зимой. Наступили  холода, птичкам становится все труднее найти корм.

( На ватмане нарисовано дерево, дети клеят заготовленных заранее   «Птичек»)

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Высказывания детей.)

В.: Вам понравилось наше путешествие? Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

D:\фото папка\Тавакина Н.А\image-16-12-14-12-06-1.jpeg

Приложение № 1

Письмо:

Дорогие ребята!

Прошла осенняя пора.

 Наступают холода.

Птицы и животные приглашают вас в лес.

Приложение № 2

Игра  Приметы наступления зимы.

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Цветут цветы?

Растут грибы?

Часто морозы бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Лед на речке замерзает?

Можно детям загорать?

Ну а что же людям делать – шубки, шапки надевать?

Приложение № 3

ИГРА  «Отгадай и назови! »

Но сначала отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем-

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Песни петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц и рассказывают о них.

Синичка- небольшая птичка. У нее желтое брюшко, черная головка, белые щечки. Любит сало.

• У воробья коричневые перышки. Он любит хлебные крошки.

• У снегиря красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Он любит лакомиться ягодками рябины.

Ворона серая с черными крыльями. Она хитрая. Любит все что блестит.

Голуби бывают разного цвета. Белые, сизые, коричневые. Любят зерна пшеницы, хлеб, подсолнечник.

D:\фото папка\Тавакина Н.А\IMG_0029.JPG D:\фото папка\Тавакина Н.А\IMG_0032.JPGD:\фото папка\Тавакина Н.А\IMG_0038.JPG D:\фото папка\Тавакина Н.А\IMG_0040.JPG



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в форме занятия. Интегрированное  занятие по ознакомлению с окружающим миром, с элементами математики « В гости к белочке»

в  средней группе

Образовательная область: Познавательное развитие.

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие.

Воспитатель: Петрова Елена Владимировна

с. Вязовка, 2020

Программное содержание:  систематизировать знания детей о диких животных, об особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.

Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарь детей.

Закрепить умение называть геометрические фигуры, создавать цельный образ из геометрических фигур; продолжать учить соотносить количество предметов с их числом; закрепить умение раскладывать сериационный ряд из прямоугольников, работать по схеме.

Закрепить умение прочитывать слова по картинкам, выкладывать слова из кубиков.

Развивать познавательные процессы.

Продолжать учить создавать образ диких животных, используя природный материал, развивать творческие способности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, отгадывание загадок по теме «Животные наших лесов, чтение познавательной литературы по теме «Дикие животные», разучивание стихотворения «Звериная зарядка», чтение складовых картинок с названием животных, выкладывание из кубиков названий диких животных(по методике Н.Зайцева).

 

Оборудование и материалы:  презентация «Дикие животные»(слайд-шоу); картинки, с изображением диких животных; раздаточный материал: грибы, яблоки, листочки, груши; индивидуальные  карточки с цифрами; подносы; корзинка; наборы геометрических фигур(по кол-ву детей);демонстрационный материал – геометрические фигуры, схема – модель; цветок(напольный), кубики Н. Зайцева, природный материал: шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов, веточки, листочки; макет леса; музыка «Звуки леса».

     

ВОСПИТАТЕЛЬ: Петрова Е.В.

Ход занятия:

Вос-ль:  Улыбнусь я себе,

                Улыбнусь я тебе,

                Улыбаюсь целый день,

                Улыбаться мне не лень.

Подарим улыбку всем, пусть хорошее настроение будет у всех нас целый день.

 

Вос-ль:   Ребята, к нам сегодня пришло письмо, но оно необычное – это видеописьмо. Чтобы оно открылось, нам надо прочитать, кто же его прислал.

И так, внимание на экран!

1 СЛАЙД – дети читают слово «БЕЛКА»

2 СЛАЙД – видеописьмо Белки: «Здравствуйте, дети. Я – Белочка. Приглашаю вас к себе в гости. Я живу далеко.  Дорогу, вам помогут найти мои друзья – дикие животные. До встречи!»

Вос-ль: Ну что, ребята, отправимся в гости?

-Для начала вспомним, кто такие дикие животные? (животные, которые живут в лесу)

- Почему  их называют дикими (человек о них не заботится, они сами добывают себе пищу, ухаживают за собой)

-А чтобы вспомнить, какие животные живут в лесу, поиграем в игру.

Д/игра «Кто это?»(в кругу лежат картинки с изображением диких животных. Дети идут по кругу и говорят слова:

             Дикие животные с человеком не живут.

             Постоянной помощи от него не ждут.

            Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

            Строят прочные жилища, место сбора сами ищут…

Останавливаются, поднимают картинку и говорят: « У меня …(заяц…), а у тебя кто? (по кругу)

В-ль:  Вот мы  вспомнили всех диких животных. А теперь можно отправляться в путь. Я знаю волшебные слова, которые помогут  нам отправиться в путешествие:

                      Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

                      Вокруг себя повернёмся,  

                      Дружно за руки возьмёмся.

                      Глаза закроем. Скажем «Ах!»

                      И окажемся в гостях».

(Дети делают движения)

В-ль: Открываем глаза…Посмотрите, где же мы оказались?

СЛАЙД – Изображение леса.

В-ль:  Как здесь красиво! Что вы слышите?(голоса птиц, журчание ручья, ветер шумит в деревьях, скрипит старое дерево…)

               Волшебный лес,

               Полон сказок и чудес…

               Кто же нам подскажет,

               Путь к Белочке укажет?

Ребята, если мы правильно прочитаем название животного, то он нам поможет.

СЛАЙД – слово «ЕЖИК»

Дети читают слово (по Н.А.Зайцеву)

В-ль:  Давайте мы расскажем о ёжике, что знаем(рассказы детей)

 В-ль дополняет рассказы детей интересными сведениями о ёжике.

СЛАЙД – фото ёжика

В-ль:  А вот и он.

           Ёжик, может, ты нам подскажешь

           И путь к Белочке укажешь?

СЛАЙД – Ёжик говорит:

             Путь, конечно, знаю я

             Помогу я вам, друзья.

             Но и вы не откажите –

             Собрать запасы помогите.

Д/игра «Собери запасы»

Цель: учить соотносить количество предметов с цифрой.

(У каждого ребёнка индивидуальная карточка с именем. Ребёнок находит свою карточку и выполняет задание. Например, найти 2 грибочка и 5 яблок).

СЛАЙД – Ёжик – Спасибо вам, друзья,

                               Вот вам шишка от меня.

                               Белочке отдайте,

                               Привет от меня передайте.

В-ль и дети берут шишку, кладут в корзинку.

В-ль:  Кто же нам ещё поможет?

       -Внимание на экран – если правильно прочтём, зверь и покажется.

СЛАЙД – слово «МЕДВЕДЬ» (дети читают)

В-ль: Давайте расскажем о медведе (рассказы детей)

В-ль дополняет интересными сведениями об этом животном.

СЛАЙД – фото медведя

В-ль: Здравствуй, Мишка косолапый,

           До тебя дошли ребята.

         Покажи нам Белкин дом,

         В гости к ней мы идём.

СЛАЙД – Медведь говорит:

                 Ой, ребята, не могу,

                 Скучно мне на берегу.

                 Я замаялся уже –

                 Рыбки нет нигде…

В-ль: Давайте Мишке поможем, угостим его рыбкой.

Д/игра «Сложи рыбку»

(Дети из геометрических фигур выкладывают силуэты рыб)

СЛАЙД – Медведь говорит:

                  Спасибо вам, друзья!

                  Вот орех от меня.

                  Белочке отдайте,

                  Привет передайте.

(Дети кладут орех в корзинку)

В-ль: А теперь немножко отдохнём,

          Наши ножки разомнём.

          Проведём звериную зарядку,

          Становитесь, детки, по порядку.

ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся, любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут, и легонечко подпрыгнут.

Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинаем всё сначала…

В-ль:  Отдохнули, а домик Белочки так и не нашли.

          Давайте посмотрим на экран.

СЛАЙД – слово «ЗАЯЦ» (дети читают)

В-ль:  Что мы знаем о зайчике? (рассказы детей)

В-ль  говорит дополнительные сведения о жизни зайцев.

СЛАЙД – фото Зайца

Заяц:   «Ну, привет вам, ребятня!

               Вы добрались до меня.

               Мне помочь вам так охота,

               Но мешает мне работа.

              Через реку строю мостик я,

              Выручайте, мои друзья.

              Помогите мне немножко,

              Тогда к Белке покажу дорожку!»

Д/игра  «Построй мостик»

(2 подгруппы: 1 - от самой длинной детали до самой короткой.

                             2 – по схеме – цвет + форма)

СЛАЙД -  Заяц: Спасибо вам, друзья.

                             Вот вам жёлуди от меня.

                          Белочке отдайте,

                          Привет передайте.

(Кладут жёлуди в корзину)

В-ль: Угощение для Белочки собрали. А где же она сама?

          Посмотрите, какой цветок на полянке?!

          Давайте с ним поиграем, может он нам и поможет.

Д/игра «Цветок» ( по Н.А.Зайцеву)

             - На полянку мы пришли

               И цветочек там нашли.

               Лепесточки непростые,

               И склады на них такие…

              Ну-ка,…(имя ребёнка), выходи,

              Склад – БЕ-  скорей найди.

                            - ЛО –

                           - Ч –

                          - КА –

В-ль: Молодцы, имя написали. Где же она?

СЛАЙД – Белка: «Видеть вас, ребята, рада.

                  Но грустят мои бельчата-

                  Нет совсем у них  друзей,

                  Помогите, поскорей!

 

В-ль: Поможем? Из чего мы можем сделать друзей?(в корзинке природный материал). Как вы думаете, кто друзья у Белочки?

РУЧНОЙ ТРУД – «Лесные жители»

Дети из природного материала делают диких животных.

В-ль выставляет макет леса.

 - Посмотрите, какой лес у нас. Несите своих животных, поселим их в нашем лесу. Анализ детских работ.

Звучит музыка.

В-ль:          Лес – это добрый, огромный гигант,

                    Дарящий много прекрасных чудес.

                   Так проявите же ум и талант,

                   Чтоб защитить этот сказочный лес!

                   Зайчика и ёжика – всех жителей лесных –

                   Лучше вы не трогайте! Охраняйте их!

                   Давайте-ка, ребята, природу охранять!

                   О ней ни на минуту не будем забывать!

- А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте скажем наши волшебные слова и окажемся в детском саду(дети говорят волшебные слова).

В-ль: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествовать?

 Что понравилось больше всего? Встрече с каким животным вы были     наиболее рады? Что было для вас трудным?

Спасибо за путешествие! Я думаю, у всех вас остались приятные впечатления от нашего путешествия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»

Выступление

на РМО педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Татищевского муниципального района Саратовской области:

Обобщение педагогического опыта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Подготовил:

воспитатель

Петрова Елена Владимировна

с. Вязовка, 2020 г.

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Коммуникативные способности включают как правильную отправку сигналов, так и их правильное принятие. От того насколько развиты коммуникативные способности человека зависит его успешность и в личной и профессиональной сфере.

Формирование и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста зависит от компетентного подхода педагогов ДОУ к процессу речевого развития дошкольников.

В свою очередь речевое развитие в дошкольном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…».

Речевое развитие дошкольников осуществляется не только посредством организованной образовательной деятельности, но и через другие различные виды деятельности в режимных моментах, в том числе и через игру.

Дети дошкольного возраста с нормой развития, при грамотно организованном педагогическом воздействии без особых усилий овладевают речью, могут с легкостью устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Для детей дошкольного возраста игра всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и речевого развития.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра - это основа творческой активности ребёнка. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Играя ребёнок принимает на себя роль взрослых, образы которых сохранились в его воображении. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Все игры можно подразделить на:

• Дидактические

• Подвижные игры

• Речевые

• Хороводные

• Сюжетно ролевые

Что касается развития речи ребенка особые возможности имеет сюжетно-ролевая игра, так как она требует от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры

Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, своё отношение к тому событию, которое разыгрывается.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе её обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитателя в свободных играх детей это ни только организация обстановки и подбор игрового материала. Ей нужно проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, педагог  должен  содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в речи, своих положительных, лучших сторон.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь детей в игровой деятельности развивается достаточно хорошо. Так как игра - ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, и большую часть своего времени ребенок должен проводить за разнообразными играми, в которых он учится правильно общаться, узнаёт новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и педагогов, которые могут правильно организовать игры детей и подсказать.

Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми.  Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи в вербальном общении.

Во время занятий с применением средств сюжетно – ролевой игры ребенку предлагается выполнить задание и игровая ситуация способствует этому, ребенок не чувствует напряжения и дискомфорта, потому что играет. В каждой игре присутствует структура: игровая задача (замысел, содержание, игровые действия, правила, результат игры.

В. И. Селиверстов указывает, что в работе над развитием связной речи использование сюжетно – ролевой игры имеет большое значение. Одну игру можно использовать для решения разных задач. К примеру, игра «Чудесный  мешочек» может использоваться как сюжет сюжетно-ролевой игры, например для обогащения словаря. Элементы сюжетно-ролевых игр также можно использовать при проведении физкультминуток, логоритмики. Занятия по развитию связной речи у детей  следует  включать сказочных персонажей. Например, в игре «Исправь ошибки Великану» ребенок исполняет роль учителя и исправляет ошибки Великану. В игре «Накорми Дракона» дети могут упражняться в образовании существительных множественного числа. Для этого один из детей играет роль Дракона, а другой ребенок – кота. В игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать костюм из шелка»; получив «готовый» костюм (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани, ребенок говорит: «У меня шелковый костюм».

На занятиях по развитию связной речи  включение элементов сюжетно – ролевой игры способствуют реализации коррекционных задач. Например, в игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве гаража из кирпичиков, выбирая столько кирпичиков, сколько слогов в слове - названии предложенной предметной картинки. По окончании «строительства» гаража педагог предлагает детям поиграть в свободное время. В игре «Автобус» дети - «контролеры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые (символы звуков-для младшего дошкольного возраста, схемы слов-для старшего дошкольного возраста), изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. Такие игры способствуют развитию связной речи и вербальному общению дошкольников. При планировании таких  занятий необходимо предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «Магазин», можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого педагог  играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только продукты, но и предметы (которыми можно рисовать, играть и т. п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем педагог  может предложить детям по очереди становиться продавцами.

Исследования педагогов – дошкольников , показало, что применение сюжетно – ролевых игр включающих разноплановые жизненные ситуации развивают чувство эмпатии, расширяют спектр вербальных средств, таких как эмоциональная лексика. Эмоциональная лексика выражает характеристику своих и чужих чувств, эмоциональное состояние и оценку события в целом. Постепенно речь детей становится выразительной, присутствует последовательность изложения мыслей, в своих высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику.

Таким образом, исследования ряда ученых Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова, основу для переноса словесного значения и является мощным фактором речевого развития ребенка - дошкольника. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе сюжетно – ролевой развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Игровые упражнения можно включать в свободную деятельность детей, проводить на прогулках, можно объединять в отдельное занятие.

Комплекс развивающих упражнений



«Недоверчивая кукла».
Цель игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.
Оборудование: игрушка - кукла.
Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".

«Что дальше».
Цель игры: развитие способности к сюжетосложению
Оборудование: игрушка - мишка.
Ход игры. Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке, который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка, произносит, следующее предложение.
Вариант. По мере овладения игрой можно проводить её по принципу "снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают несовершенными.

«Что на что похоже?»
Цель игры: формирование способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.
Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)

«Мостик».
Цель игры: развитие способности к коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.
Ход игры. Взрослый проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".

Взрослый обращает внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Взрослый берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.

«Догонялки».
Цель игры: формирование способности к координации действий; развитие партнёрских отношений в 
игровой деятельности; формирование уважительного отношения к правилам игры; развитие чувства ритма и моторики.
Ход игры. Дети дошкольного возраста любят эту игру.

"Ребята, сейчас мы поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты Настя?. Хорошо… Настя садись на стульчик. …Все остальные ребята отходят в другую часть игровой комнаты… Дети хором произносят стихи:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)

После слова "пять" взрослый произносит: "Разбегайтесь все скорее, а, ты, Настя, догоняй!". Ребенок, которого поймали, становится водящим.

Игровое упражнение «Угадай, кто это?»

Первоначально педагог выполняет ведущую роль, он сам рассказывает про детей: какой он, что умеет делать, что любит делать, с кем дружит. Выслушав рассказ, дети должны угадать, о ком он. В случае затруднения педагог дополняет свой рассказ описаниями внешнего вида ребенка. Он рассказывает, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет и т.д. Если возможности детей позволяют, то педагог выбирает рассказчиком кого-то из них. Ребенок рассказывает о ком-нибудь из присутствующих детей.

Игровое упражнение «Это я, узнай меня!»

Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди ласково поглаживают по его спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий ребенок должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Один из детей отворачивается, во внешнем виде остальных что-то меняется. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Количество изменений разное, учитываются особенности детей.

Игровое упражнение «Самый, самый».

Взрослый предлагает детям внимательно послушать вопрос и верно на него ответить.

Возможные вопросы:

Кто из вас самый высокий?

У кого самые темные волосы?

У кого на голове заколка?

У кого карие глаза?

За кем из вас приходит дедушка?

У кого недавно был День рождения?

Кто умеет хорошо рисовать?

Кто умеет рассказывать стихи?

Кто умеет строить из кубиков башню?

Кто умеет быстро бегать?

Кто умеет играть в снежки? и т.д.

Выполнение этого упражнения требует от педагога определенной тактичности. Содержание вопросов в обязательном порядке должно подчеркивать возможности каждого из участников игры. Это позволяет ребенку почувствовать признание взрослым его собственных достижений, почувствовать свою значимость, что очень важно для формирования «позиции Я». Игровое упражнение «Кто тебя позвал, узнай!»

Дети встают полукругом. Один из них стоит спиной ко всем. Взрослый дотрагивается до ребенка, который должен произнести имя отвернувшегося. Отвернувшийся ребенок угадывает, кто его позвал.

Игровое упражнение «Здравствуй!»

Дети встают парами. Взрослый предлагает им поздороваться, но очень необычным способом: поздороваться носиками, щеками, плечом, спиной и т.д. Участники игры сами могут предложить необычный способ поздороваться.

Игровое упражнение: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Взрослый делит детей на пары, сажает их друг против друга, сообщает: «Сейчас мы будем играть с руками. Наши ручки будут здороваться». Он сопровождает действия детей словами: «Давайте поздороваемсяТеперь наши ручки ссорятся Опустили руки. Наши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Наши руки мирятсяОни просят прощения. Подружились ручки».

В ходе упражнений такого рода дети учатся соотнесению человека и его тактильного образа, развитию умения выражать чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Подключение тактильно-двигательного анализатора при узнавании внешности другого человека способствует расширению и углублению представлений детей о сверстнике.

Для развития согласованных действий детей, чувствительности к действиям, речи партнера специально следует проводить следующие упражнения.

Игровое упражнение «Волшебное зеркало».

Взрослый говорит о том, что все дети превращаются в маленькие волшебные зеркала, а кто-то один показывает позу или движение. Все остальные, изображая зеркало, повторяют.

Этюд «Паровозик».

Дети держатся друг за друга и паровозиком ходят по группе. Взрослый впереди, все движения повторяются за взрослым. Этюд выполняется под музыку. Взрослый: «Давайте представим, что я паровозик, а вы вагончики. Зацепимся друг за друга. Какой веселый поезд у нас получился. Тух, тух, тух! Поезд отправляется! Наш поезд едет по ровной дорожке. А теперь на дороге появились кочки. Поезд объезжает кочкиА теперь паровозик едет под мостиком. Мостик низкий, что бы под ним проехать, надо нагнуться. Все! Проехали мостик. А теперь мы едем по лесу. Здесь много пеньков, камней и коряг. Давайте перешагнем через них. А теперь поезд едет по узенькому мостику. Тихо, тихо наступаем, не толкаемся. Опять по ровной дорожке едем» и т.д.

Отбор игр должен осуществляться с учетом особенностей детей; исключаются игры, содержащие элементы соревнования, и игры, связанные с выполнением сложных движений. Предпочтение отдается играм с участием образных игрушек и связанным с кратковременным развитием ролевого поведения. Примерный перечень игр: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лови-лови», «Куклы пляшут», «Подарки», «Кто к нам пришел», «Спектакль игрушек», «Зайка», «Бабушка Маланья», «Что нам привез Мишутка?», «Прятки с игрушками», «Отзовись, не зевай», «Проказы мишки-шалунишки», «День рождения Аленушки» и т.д.

Пример игры с правилами:

«Кто разбудил Мишутку?» Педагогический замысел:

-учить соблюдению правил;

-развивать произвольность поведения;

-продолжать формировать особое отношение к игрушечному мишке
как к заместителю живого существа; учить говорить ласковые слова.

Материалы: мягкая образная игрушка - мишка.

Вместе с воспитателем дети садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Педагог приносит мишку и сообщает, что он хочет поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть в игру, объясняет: «Кто-то будет укладывать мишку спать, а кто-то разбудит его словами: «Мишутка, Мишутка хватит спать, пора вставать!» Давайте все вместе скажем эти слова». Дети хором повторяют эти слова. Взрослый, убедившись в том, что ребята запомнили слова, предупреждает, что Мишутку будет будить только тот, кого он назовет.

Педагог подзывает к себе одного ребенка, передает ему Мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что убаюкивать мишутку будет этот ребенок, а будить другой. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя», - продолжает он.

Взрослый начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать и споем песенку». А ребенок, сидящий к ним спиной, убаюкивает Мишутку. Воспитатель продолжает: «Спит Мишутка, крепко спит и снится ему что-то вкусное-вкусное… Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит, да спит. Надо его разбудить». Он указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!» Педагог просит детей соблюдать тишину, не подсказывать Мишутке. Чтобы облегчить детям задание, можно предложить им прикрыть рот.

«Проснулся Мишутка? - спрашивают воспитатель и дети. - А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Иди к нам и найди его».

Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и сажает ему мишку на колени. Можно «попросить» мишку сделать что-нибудь забавное. Например, топнуть ножкой или покружиться, попрыгать, а ребенок, получивший мишку, помогает ему.

Выбирается другой ребенок, который будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается снова. Правила игры:

Укладывает и будит мишку только тот, на кого укажет воспитатель.

Когда мишка спит и когда его будят, соблюдать полную тишину.

Не подсказывать Мишутке, кто будил.

На активные роли выбираются только те, кто выполняет все правила игры и соблюдает тишину.

Особым видом педагогической работы по развитию речи  является комментированное рисование. Смысл этих оригинальных занятий заключается в организации общения детей между собой и с педагогом по поводу содержания несложных изображений, создаваемых на глазах у воспитанников мелом на доске или фломастерами на листе бумаги. В рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляют события из их личного опыта - совместные игры, беседы, прогулки, совместный труд. Взрослый учит детей узнавать себя и других детей в рисунке, обращаться друг к другу с вопросами и сообщениями, то есть активно использовать коммуникативные типы высказываний.

Фрагмент занятия.  Тема: Обитатели зимнего леса.

Педагогический замысел:

  • закреплять представления детей о признаках зимы, о лесных животных;
  • учить перевоплощению;
  • учить выделять сверстника в качестве объекта взаимодействия;
  • учить сосредоточивать внимание на собеседнике, поддерживать зрительный контакт;
  • развивать чувствительность к сверстнику-партнеру;
  • способствовать опредмечиванию в рисунке собственных впечатлений;
  • учить составлять несложный рассказ по рисунку с опорой на свой
    собственный опыт;
  • учить задавать вопросы, делать сообщения и побуждения.

Материалдоска, цветные мелки, елка, «волшебная палочка», маски животных, перчатки.

Этап занятия: комментированное рисование.

Педагог спрашивает детей, куда их приглашала добрая фея. Дети рассказывают, что они были в сказочном зимнем лесу, что фея взмахнула волшебной палочкой, и они превратились в сказочных лесных обитателей. Педагог берет цветной мел и предлагает: «Хотите, чтобы я нарисовала на доске об этом? Подойдите ко мне, будете вспоминать и мне рассказывать, что происходило с вами в зимнем лесу». Взрослый, обращаясь к Тане, предлагает: «Спроси у Миши, в кого его превратила фея?Ваня, поинтересуйся у Миши, какого цвета шубка у зайчика? Диана, узнай у Миши, что любит есть зайка? Витя, задай вопрос Мише, кого боится зайка?». В процессе общения педагог рисует схематичное изображение каждого из детей, которое дополняет выразительной деталью, подчеркивающей его игровой образ.

После того, как на доске появляются схематичные фигуры детей, можно переходить к следующему этапу - составлению рассказа по созданной картине: «А теперь давайте разберемся, кто здесь нарисован и чем занимается. Иди, Максим, начинай. Сначала найди себя и расскажи о том, кем ты был в сказочном лесу, а потом про всех своих друзей».

Благодаря тому, что в рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляет их непосредственный личный опыт, происходит активная интериоризация накопленных представлений. Этот вид деятельности очень важен для осознания детьми собственного опыта, который они воссоздают в игре.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра «Магазин». На первый взгляд, ничего, кроме того, что "магазин" - примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа "магазин" чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.

Цели сюжетно-ролевой игры «Магазин»:

  • 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
  • 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
  • 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
  • 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
  • 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
  • 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
  • 7. Упражнять в счете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...