Дидактические игры по русским народным сказкам
материал по развитию речи (средняя группа)

Малинина Елена Григорьевна

дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_russkim_narodnym_skazkam.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по русским народным сказкам

Дидактические игры по русским народным сказкам

Четвертый лишний.

Цель: развитие логики и долговременной памяти.

Материалы и оборудование: картинки или фигурки сказочных персонажей,

магнитная доска, магниты.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям фигурки четырех сказочных персонажей или крепит на магнитную доску их изображение и просит детей назвать каждого из героев (имя, название сказки).

После того как герои названы, воспитатель предлагает назвать "лишнего" в этой четверке и объяснить, почему.

Принципы отбора героя: принадлежность к иной сказке, чем все остальные;

наличие в герое, в отличие от других, ярко выраженного отрицательного характера; герои-животные и сказочный персонаж в человеческом образе.

Примечание: воспитателем приветствуются все иные принципы отбора, названные детьми, если они логичны и опираются на текст сказки.

Найди пару.

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Материалы и оборудование: картинки с героями различных сказочных персонажей.

Ход игры.

Воспитатель выкладывает перед детьми картинки со сказочными персонажами.

Дети должны каждому персонажу подобрать соответствующую пару.

Основание: объединенность общим сказочным сюжетом.

Например: дед и баба, лиса и волк, Маша и медведь, лиса и журавль, Ванечка и гуси-лебеди, Аленушка и козленочек и другие.

 

Сделай, как в сказке было.

Цель: развитие наблюдательности и внимательности.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки, содержащие ключевые эпизоды разных сказок.

Ход игры.

Первый вариант.

Воспитатель выкладывает перед детьми в хаотичном порядке сюжетные картинки, относящиеся к одной сказке.

Дети должны выложить их в точном соответствии с тем, как происходят события в сказке.

Второй вариант.

Воспитатель выкладывает перед детьми сюжетный ряд картинок к какой-либо сказке и сознательно допускает одну или две ошибки.

Дети должны найти ошибку и исправить ее, выложив карточки в правильной последовательности.

Третий вариант.

Воспитатель предлагает вниманию детей уже выложенный сюжетный ряд картинок, но с отсутствием одного эпизода.

Дети должны вспомнить, какого эпизода не хватает и передать его содержание.

Четвертый вариант.

Воспитатель в правильной последовательности выкладывает сюжетные картинки к сказке, но сознательно вносит туда эпизод из другой сказки.

Дети определяют "чужую" картинку и исключают ее из событийного ряда.

Примечание: для данного варианта игры необходимы карточки в едином стиле.

Пятый вариант.

Воспитатель раздает сюжетные карточки детям в руки, и они выстраиваются с ними в правильной последовательности.

Игры-угадайки.

  1. Загадки по сказкам.

Цель: развитие воображения и образного мышления.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям загадки о сказочных героях, предметах, сказках.

Дети, найдя отгадку, должны быстро поднять руку и дать полный ответ.

  1. Угадай по описанию.

Цель: формирование долговременной памяти и связной речи.

Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки со сказочными героями.

Ход игры.

Из группы детей воспитатель вызывает одного ребенка и показывает ему картинку легко узнаваемого сказочного героя, прикрепленного к магнитной доске так, чтобы другие дети не могли его видеть.

Вызванный ребенок должен дать словесный портрет героя, не называя его по имени. Остальные угадывают, о каком сказочном персонаже речь.

Угадавший быстро поднимает руку.

Примечание: первым пример словесного портрета дает воспитатель.

  1. Угадай по песенке.

Цель: развитие слуховой памяти.

Ход игры.

Воспитатель проговаривает начало известного сказочного выражения или песенки.

Дети вспоминают концовку и имя героя, которому принадлежат слова.

Игры на основе геометрического моделирования.

Расколдуй сказку.

Цель: развитие ассоциативного воображения и умения логически мыслить.

Материалы и оборудование: магнитная доска, листы с геометрическими фигурами различной формы.

Ход игры.

Воспитатель предлагает вниманию детей листы с геометрическими фигурами, в которых зашифровано содержание известной им сказки.

Например. Три коричневых круга разной величины и красный треугольник - геометрическая модель сказки "Три медведя".

Дети должны догадаться, какая сказка представлена в тех или иных геометрических фигурах.

 

Спрячь сказку.

Цель: развитие ассоциативного мышления и долговременной памяти.

Материалы и оборудование: картинки к сказкам, геометрические фигуры различной формы для каждого ребенка.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям картинки к сказкам и набор геометрических фигур. Дошкольники должны определить по картинке название сказки и затем выложить ее, используя набор геометрических фигур. Далее каждый ребенок объясняет свою геометрическую модельсказки, поясняя основание для замещения.

Кто вспомнит сказку?

Цель: развитие внимания и памяти.

Материалы и оборудование: набор геометрических фигур, магнитная доска.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям сказку, зашифрованную с помощью геометрических символов, поясняет название сказки и просит передать ее содержание, опираясь на символы-подсказки.

 

Игры на развитие речи.

  1. Скажи по-другому.

Цель: знакомство с устойчивыми оборотами и развитие образной речи.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня жаловался и просил помощи у детей известный всем герой Незнайка. Он не может читать сказки, потому что многие сказочные выражения, которые переходят из одной сказки в другую, ему непонятны. Давайте поможем ему?

Воспитатель предлагает детям устойчивые сказочные обороты, просит объяснить их значения и сказать по-другому.

Например. "Ни в сказке сказать, ни пером описать" - "очень красивая".

"Словно в воду канул" - "пропал без следов".

"Ниже плеч голову повесил" - "очень печальный".

"клич кликать" -" звать на помощь".

"Откуда ни возьмись" - "внезапно".

  1. Сказки на новый лад.

Цель: развитие фантазии, воображения и связной речи.

Материалы и оборудованиерассказ Н. Носова "Фантазеры".

Ход игры.

Воспитатель читает детям отрывок из рассказа Н. Носова "Фантазеры".

Вопрос: как вы думаете, кто такие фантазеры? Это те, кто выдумывают разные интересные истории, которых не бывает в жизни. Как в сказке.

Воспитатель предлагает детям превратиться в фантазеров и переделать известную сказку.

Например. "Покатился колобок по дорожке и она привела его в детский сад. ". Что было дальше?

"Зашла Маша в дом, а в том доме жил медведь. Увидел Машу и говорит, мол, у меня будешь жить, кашу мне варить, а не знал медведь, что Маша - дочка известного дрессировщика медведей. " Что произошло дальше?

"Пришла весна, избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Попросилась лиса к зайцу жить, а он и говорит: боюсь, я тебе верить, уж очень ты хитрая. Сделай доброе дело, тогда приходи. И заплакала лиса, не знает, что ей теперь делать. " Что случилось дальше"?

Воспитатель предлагает детям придумать концовки к сказкам на новый лад.

Примечание: в данной игре детям необходима помощь воспитателя и продумывании поворотов сюжета, и в формулировке предложений.

 

Сказка по подсказкам.

Цель: развитие памяти, внимания и умения связно и последовательно передавать содержание произведения.

Материалы и оборудование: мнемотаблицы по сказкам, магнитная доска.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает детям, что злой колдун однажды решил похитить сказки, носказок оказалось так много, что он не смог удержать их, часть их разлетелась и оставила следы на бумаге. Давайте восстановим сказки по этим следам.

Дети передают содержание сказки, опираясь на подсказки мнемотаблицы.

Клубок сказок.

Цель: развитие внимательности и формирования умения грамотно строить предложения.

Материалы и оборудование: книга со сказками, клубок ниток.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям клубок, рассказывает о его волшебных свойствах: превращать в сказочников тех, кто его держит в руках.

Затем детям предлагается сесть в круг. Воспитатель говорит первые два-три предложения хорошо знакомой детям сказки. Затем катит клубок ребенку и задает вопрос: что было дальше? Дошкольник должен продолжить сказку с того места, где остановился воспитатель и вернуть ему клубок. Воспитатель повторяет слова, сказанные ребенком и катит клубок следующему с вопросом: что было дальше? Игра продолжается до тех пор, пока не закончится сказка.

Воспитатель хвалит детей, называя их настоящими сказочниками.

Заколдованная поляна.

Цель: развитие произвольного внимания.

Материалы и оборудование: лист ватмана, на котором сделан коллаж из различныхсказочных картинок, где "притаились" герои из разных сказок.

Ход игры.

Воспитатель предлагает вниманию детей "заколдованную поляну", где спрятаны различныесказочные герои, и просит найти их, объяснив, из какой они сказки.

Волшебный сундучок.

Цель: развитие зрительной памяти.

Материалы и оборудование: сундук со сказочными предметами: стрела, яйцо, перо, скалка, три ложки, кувшин.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям волшебный сундучок, который скрывает много интересных сказочных предметов.

Дети по очереди достают предметы из сундука, называют их "сказочный адрес" и рассказывают, какую роль сыграли в сказке эти предметы.

Собери целое.

Цель: развитие логики и зрительной памяти.

Материалы и оборудование: картинки-пазлы к сказкам.

Ход игры.

Дети получают разрезные картинки к сказкам. Воспитатель предлагает сложить картинки и назвать сказку.

Примечание. Можно играть на скорость, кто первый соберет. Игра может быть реализована в усложненном варианте: дети получают разрезные картинки к двум сказкам, перепутанным между собой.

 

Музыка из сказки.

Цель: развитие воображения и образного мышления.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки к сказкам, магнитная доска, магнитофон, флешка с записью сказочной музыки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки представленные на доске, беседует по сюжету каждой картинки.

Затем дети слушают музыкальные вариации на сказочные темы и соотносят каждую из них с определенной картинкой, обязательно объясняя свой выбор.

Примечание: помощь воспитателя состоит в умении донести до детей характер музыки простыми словами, чтобы они не ошиблись в выборе картинки.

Шуточные игры.

Что не так?

Цель: развитие слуховой памяти.

Материалы и оборудование: -

Ход игры.

Воспитатель предлагает вниманию детей названия разных сказок и просит внимательно слушать, все ли правильно и если нет, поднять руку.

Например. "Царевна-индюшка", "Лиса и Маша", "Три оленя", "Иван-царевич и белый волк" и другие.

Дети должны исправить ошибку и назвать правильный вариант.

Чье объявление?

Цель: развитие долговременной памяти.

Материалы и оборудование: -

Ход игры.

Воспитатель рассказывает детям, что однажды сказочные герои решили дать объявления в газету, но они перепутались, и теперь герои не могут разобраться, где чье объявление. Давайте поможем им?

Воспитатель зачитывает объявления, дети угадывают героя и сказку.

Например. "Несу золотые яйца, дорого. "

"Отключили свет. " Отправляюсь на поиски огня".

"Пропал маленький братик. Зовут Ванечка".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по русским народным сказкам.

Дидактические игры по русским народным сказкам....

Дидактические игры по русским народным сказкам

Цель: развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкамДидактические игры составлены с учетом возраста детей...

«Дидактические игры по русским народным сказкам»

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.Дидактические игры составлены с учётом возраста детей...

Электронная дидактическая игра "Сюжет русской народной сказки "Гуси-Лебеди"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию электронную дидактическую игру для старших дошкольников  по развитию речи "Сюжет русской народной сказки "Гуси-Лебеди"Задание: Сюжет ...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использование дидактической игры. Чтение русско-народной сказки "Заяц-хваста"

Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение русско-народной сказки"Заяц-хваста" с использованием  дидактической иг...