Николай Васильевич Гоголь
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Анна Николаевна Куликова
Начали знакомиться с детками с великими авторами. Одним из первы нас заинтересовал Н.В. Гоголь.Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.
Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v.gogol_.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.В.Гоголь (1809-1852) Куликова Анна Николаевна

Слайд 2

Детство Н.В.Гоголя Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи. Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Слайд 3

Учёба Н.В.Гоголя В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы. Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль». Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи », сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Слайд 4

Раннее творчество Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации. У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских " существователей ", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме " Ганц Кюхельгартен". Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург. 1)Первым гоголевским произведением стала поэма " Ганц Кюхельгартен" (1827‑1829). Поэму Гоголь издал под псевдонимом А. Алов. После провала поэмы Гоголь скупил весь ее тираж и уничтожил его. 2) «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», « Утопленица », «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место». 3) «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слайд 5

Тарас Бульба Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз. Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три. Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, появились новые подробности из жизни на Сечи. История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи. Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

Слайд 6

Последние годы жизни Н.В.Гоголя После паломничества в Святую землю, в апреле 1848 года Николай Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах, в Украине, продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ». В 1849-1850 годах Гоголь жил в Москве, где читал отдельные главы 2-го тома «Мертвых душ» своим друзьям, всеобщий восторг и одобрение которых воодушевили писателя, и он взялся за работу с удвоенной энергией. Состояния Гоголя ухудшается, но в октябре 1850 года Николай Гоголь уехал в Одессу, где состояние его улучшается – в тот период он был деятельным, бодрым, веселым, охотно давал уроки чтения комедийных произведений актерам одесской трупы, общался с местными литераторами. В марте 1851 года Николай Гоголь покинул Одессу, весну и раннее лето провел в родных местах, в конце июня возвратился в Москву. Последовал новый круг чтений второго тома поэмы «Мертвые души», всего было прочитано 7 глав. 1 января 1852 года Гоголь сообщил Льву Ивановичу Арнольди , что второй том окончен. Однако писателем все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 году начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. Гоголя начало терзать предчувствие смерти, 7 февраля Николай Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег беловую рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». 1 февраля утром Николай Васильевич Гоголь умер в Москве, ему было 43 года. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году останки Н.Гоголя были перезахоронены на Новодевичьим кладбище. Жизненный и творческий путь Николая Васильевича Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют загадку, которую пытается разгадать уже не одно поколение исследователей его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сила влияния нравственного выше всяких сил." Николай Гоголь

Нравственное воспитание детей должно быть отрицательное, т. е. состоять в удалении от них всяких дурных примеров и в развитии в них, чувства любви, справедливости и человечности, не правилами морали, ...

Нестеров Михаил Васильевич

Нестеров Михаил Васильевич. Презентация состоит из 10 слайдов. Первый слайд  - заголовок презентации. На втором слайде мы увидим автопортрет художника и краткий рассказ о его творческой жизни. На...

Новогоднее музыкально-театрализованное представление по мотивам повести Н.В.Гоголя « Ночь перед Рождеством"

Действующие лица:Взрослые:ВедущийДед МорозСолохаЧертОксанаСнегурочка...

Познавательный час «Николай Васильевич: Личность. Творчество. Время»

В рамках празднования 100 –летия со дня рождения народного художника РСФСР Н.В. Овчинникова старшие дошкольники МБДОУ «Детский сад № 127» г. Чебоксары посетили крупнейший культурный ...

Сценарий развлечения «Вечера на хуторе близ Диканьки» по произведению Н.В.Гоголя для детей старшего дошкольного возраста

Вечера на хуторе близ Диканьки… Вы, наверное, думаете-гадаете, что же это за Диканька и чем она так интересна, что мы о ней собираемся Вам рассказать? А это очень примечательный посёлок, в окру...

Познавательный час "Николай Васильевич Личность. Творчество. Время"

Конспект мероприятиядля подготовительных к школе группОзнакомление детей с профессией художник и его творческой деятельностью, на примере народного художника Н.В. Овчинникова....

Технологическая карта: «Куобах кутуруга». Николай Гаврилович Золотарев - Николай Якутскай остуоруйатыттан

laquo;Куобах кутуруга».Николай Гаврилович Золотарев - Николай Якутскай остуоруйатыттан...