«Сказка – как один из видов игровой деятельности дошкольника»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Наследова Наталья Александровна

Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может, называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие. Для детей игра имеет особое значение. Ее принято называть спутником жизни. У дошкольников она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности, тесно переплетаясь с трудом и учением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказка – как один из видов игровой деятельности дошкольника»

В детском саду, я работаю воспитателем более 20 лет. В приоритете всегда стояла задача, найти формы работы с детьми такие, которые вызывали бы у них интерес к занятиям, к игре, заставляли мыслить, чувствовать и переживать. А что для детей самое главное? Конечно же – это игра!

«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К.Крупская

ИГРА – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может, называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Для детей игра имеет особое значение. Ее принято называть спутником жизни. У дошкольников она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности, тесно переплетаясь с трудом и учением. Какие мы знаем виды игр?

Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, строительные, словесные, игры-драматизации и др. Но я хочу остановиться на играх связанных со сказкой. А кто сказал, что сказка это не игра? На мой взгляд  сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со счастьем  и горем, добром и злом. Она открывает и объясняет ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление, обогащает  эмоции ребенка.

          Удивительное сочетание правды и вымысла в сказке, особенно нравится детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм, вызывают у детей ответные чувства. На плечи воспитатель ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

           Мне вспоминается  одна старая восточная притча.

          Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

            О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках?

            Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл.

           Сказка придумана не просто так, она помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, делает его душевную жизнь богаче.

Но до семи-восьмилетнего возраста  сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный хлеб. И никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, что бы он  полнее и богаче пережил период психологического развития.

          Многие дети любят театр и любят инсценировать (драматизировать) сказки. Драматизация хороша сама по себе, с заложенной в ней победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных развивающих приемов.

Когда ребенок слушает сказку, он проигрывает ее в своем воображении. Таким образом, ему видится целый спектакль. Сказка позволяет ребенку пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел видеть себя? И  здесь важно дать ребенку роль по его желанию.  

 Играя в сказку у ребенка вырабатываются  такие важные качества как смелость, решительность, храбрость.  Ребенка надо научить  преодолевать трудности: оберегая его от не идеальной реальности, мы только создадим ему лишние проблемы.  Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, будет робким, не решительным. И чтобы этого избежать я вместе с детьми анализирую сказочные произведения, акцентирую внимание на деталях, объясняю смысл той или иной сказки,  чтобы она (сказка) послужила хорошей опорой  в жизни.

Когда дети играют, я ненавязчиво наблюдаю за ними. И плавно включаюсь в игру, где могу поправить ребенка, если он делает что-то неправильно.

И тогда может, стоит перечитать сказку, переосмыслить и переиграть? И даже это мои ребята делают с удовольствием. Мы одну и туже сказку можем переиграть несколько раз, внося какие-либо изменения.

         Драматизация должна быть эмоционально окрашенной, и для этого я работаю над выразительностью чтения каждого ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, активизируется словарь ребенка, её грамматический строй, улучшается диалогическая речь. И именно игры-драматизации помогают решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.  

           Несколько слов о предметно-развивающей среде, которая должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любую игровую деятельность ребенка.  В группе у нас оборудован театральный уголок, где  размещены разные виды кукольного театра – би-ба-бо, пальчиковый, шапочки, маски, реквизит, декорации, костюмы.

Работа с родителями.

Задача детского сада - помочь родителям понять всю значимость сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса.

Мы информируем родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Мы проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать сказку для развития связной речи и др.).

Очень нравятся детям, когда мы совместно с родителями проводим досуги для детей на литературные темы (по произведениям А.С. Пушкина, К.И.Чуковского, Х-К Андерсена и др).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: воспитание ребенка возможно через все виды игровой деятельности, в том числе и через сказки, ибо она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Меня радует, что дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Ведь сказка не только будит наше воображение, но и обогащает жизнь положительными эмоциями.

Библиография

1.        Артемова Л.В Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение, 1991г

2.        Синицин Е.Б. Умные сказки. М. Аист, 1998г.

3.        Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М. Аркти. 2002г.

4.        Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. М. Просвещение, 1996г.

5.        Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.ТЦ- Сфера, 2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)...

Строительно-конструктивные игры дошкольников-один из видов творческой деятельности детей.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию творчества, мышления, пространственного воображения....

Семинар для педагогов ДОУ: "Виды игровой деятельности дошкольников"

Цель семинара:Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации   игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....

Статья "Проектная деятельность, как один из видов исследовательской деятельности в ДОУ".

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок – дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает что &ndash...

Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в группе комбинированной направленности.

Презентация по теме "Применение различных видов игровой деятельности дошкольников в  группе комбинированной направленности" Из личного опыта работы в  группе комбинированной н...