Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)
методическая разработка по теме

Малышева Елена Борисовна

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_seminar.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический семинар

для воспитателей «ИГРАЛОЧКА

( Виды игровой деятельности дошкольника)

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра, своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:

  1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
  2. ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:

  • Игры на бытовые темы
  • Игры с производственной тематикой
  • Строительные игры
  • Игры с природным материалом
  • Игры с общественно-политической тематикой
  • Театрализованные игры
  • Игры-забавы и развлечения

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

  • Дидактические
  • Игры с предметными игрушками
  • Словесные дидактические игры
  • Настольно-печатные
  • Музыкально-дидактические игры
  • Подвижные
  • Сюжетные
  • Бессюжетные
  • С элементами спортивных игр

Следует подчеркнуть, что творческие игры и игры с правилами имеют общие признаки, объективные логические связи и отношения:

  • Условная игровая цель
  • Воображаемая ситуация
  • Разыгрывание роли
  • Игровые действия
  • Игровые правила

Они предусматривают возможность перехода игры одного типа в игру другого.

Но в то же время детская творческая игра существенно отличается от игр с правилами. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему и отличается содержание этих игр.

Содержание дидактических игр определяется программными задачами и связанно с содержанием занятий и наблюдений в повседневной жизни. В дидактических играх закрепляются знания, полученные на занятиях, уточняются представления об окружающем. Дидактические и подвижные игры построены на определенных правилах, и эти правила

даются детям в готовом виде. Дидактические игры используют при обучении детей родному языку, формировании элементарных математических представлений, формированию представлений о предметах и свойствах, о растениях, животных и т.д. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить впечатления, в какой-то мере не реализуют интересы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети, эти игры построены на замысле, а замысел - это не плод отвлеченной мечтательности ребенка. Он является результатом наблюдения окружающего. В этих играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В сюжетно - ролевых играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками, как символами явлений окружающей жизни, придумывают разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга обычной повседневности и ощущает себя активным участником взрослых. В таких играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создает желанное будущее.

В дидактических играх успешно развивается память и внимание, а в сюжетно-ролевых воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивает чувство коллективизма, ответственности за свои действия, настойчивость, изобретательность, инициатива, коллективистские навыки. Т.е. у детей формируется игровой коллектив - дети умеющие договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты, использовать игрушки, необходимые для развития сюжета. Воспитателю необходимо сделать так, чтобы организация игр в детском саду обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, безусловно, употребляла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них навыки общественного поведения, качества личности. Для этого необходимо:        41

Во-первых - должны быть определены те специфические задачи воспитания, на основе которых будет организована в играх детская жизнь и деятельность.

Во-вторых - игра должна быть организована и закреплена во времени, в распорядке дня детского сада.

В-третьих - должно быть определено, как педагог будет играть с детьми, в чем и как будет проявляться его участие и руководство.

                                                                                                                                Литература:

                                                                              А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей».

                                                                                                                                М.А.Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»

                                                                                                                                Е.И.Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Семинар для педагогов ДОУ: "Виды игровой деятельности дошкольников"

Цель семинара:Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации   игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду"

Включение игры в процесс обучения детей - повышает его успешность....

Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.

Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности...

Презентация "Теоретические основы игровой деятельности дошкольника"

В презентации отражены взгляды отечественный психологов и педагогов на природу детской игры, представлены теоретические положения Д.Б. Эльконана о сюжетно-ролевой игре как ведущем виде деятельности де...

Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников

Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников1.1Общие представления об игровой деятельностиРазвитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечестве...