Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.
материал

Кириллова Ольга Александровна

Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Многие писатели, педагоги, деятели культуры (О.В. Гончарова, А.Н. Малыгина, В.А. Сухомлинский и др.) отмечают, что для эстетического воспитания, наиболее благоприятным является дошкольный возраст. В ФГОС ДО указывается , что: эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). [1] Одно из наиболее эффективных средств развития эстетических представлений – музыкально-театрализованная игровая деятельность. Именно эта деятельность является наиболее интересной для старшего дошкольного возраста и позволяет детям отразить свои эмоции в театральных играх. Жизнь детей дошкольного возраста наполнена разнообразной деятельностью: они занимаются, посильно трудятся, но больше всего играют. В своих работах Л.С. Выготский отмечал, что игра ребенка – это не только простые воспоминания о пережитом им, но и творческая обработка  испытанных впечатлений, их комбинирование и построение новой действительности, которая отвечает увлечениям и запросам самого ребенка, т.е. театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая действительность воображения. Ученый отмечал, что ребенок в игре из компонентов, которые взяты из окружающей его жизни, создает новый творческий образ, который принадлежит ему самому. [6] Театрализованная игра – эта самый распространенный вид детского творчества. В этой игре дети живут, в ней формируется эстетика человеческих отношений – поступков и поведений, проявляются и развиваются творческие способности, в том числе и эстетические. В.А. Сухомлинский пишет: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребѐнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определѐнные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». [23] Театрализованные игры способствуют формированию познавательной активности детей, их творческих способностей, нравственному развитию, развитию познавательного воображения, которое, прежде всего, проявляется в развитии логико-символической функции ребенка; развитию эффективного воображения, которое способствует пониманию ребенком смыслов человеческих взаимоотношений; адекватного эмоционального реагирования; формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как сопереживание, сочувствие, эмпатия. Н.Ф. Губанова выделяет следующие основные направления развития театрализованной игры заключаются в постепенном переходе ребенка:  от игры по одному фольклорному или литературному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;   от игры, где применяются средства выразительности для передачи свойств персонажа, к игре как средству самовыражения через образы героев;  от игры, в которой центром является «артист», к такой игре, в которой представлен комплекс позиций: режиссер, артист, оформитель, костюмер, сценарист;  от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. [9] Музыкально-театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всѐм его многообразии, через образы, краски, звуки. Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребѐнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребѐнка. Выявление эффективности музыкально-театрализованной деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста является основной целью данного исследования. Важнейшая сторона воспитания ребѐнка – это эстетическое воспитание. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова дают следующее определение эстетическому воспитанию: «Эстетическое воспитание» – это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также  испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты». [13] Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Музыкально-театрализованная деятельность требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определѐнному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Музыкально-театрализованная деятельность – это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Музыкально-театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) В.А. Сазонова считает, что театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в  целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой веществленный образец. [22] Музыкально-театрализованная деятельность старших дошкольников должна осуществляться в различных формах детской деятельности: (театрализованные общеразвивающие игры, непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения и др.). Необходимо использовать в работе с детьми такие формы и методы организации музыкально-театрализованной деятельности, которые включают ребенка в активный творческий процесс. Сегодня, в эпоху кризиса духовной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов и суждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе и социально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованности в еѐ гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения. Ю.Н. Хрущева работу по эстетическому воспитанию тесно связывает со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребѐнка. Это сложный и  длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. [24] Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Музыкально-театрализованная деятельность является одним из средств эстетического воспитания. Таким образом, воспитательное значение музыкально-театрализованной деятельности огромно, поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать ее как сильное, но в тоже время не навязчивое педагогическое средство. Следовательно, музыкально-театрализованная деятельность эффективно влияет на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе

Статья на тему:"Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе"...

Методические рекомендации по организации театрализованной игровой деятельности дошкольников

Методические рекомендации по организации театрализованной  игровой деятельности дошкольников...

Теоретические основы технологии организации театрализованной деятельности в ДОО

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...

Презентация "Теоретические основы игровой деятельности дошкольника"

В презентации отражены взгляды отечественный психологов и педагогов на природу детской игры, представлены теоретические положения Д.Б. Эльконана о сюжетно-ролевой игре как ведущем виде деятельности де...

Выступление по теме "Восприятие музыки - основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника"

В конспекте выступления можно найти основной материал, который четко и конкретно раскоет эту тему....

Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников

Теоретические основы развития игровой деятельности дошкольников1.1Общие представления об игровой деятельностиРазвитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечестве...