Театральное занятие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Корнева Олеся Сергеевна

"Кукла десятиручка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla_desyatiruchka_zanyatie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в мини музей «русская народная игрушка»

Сказка о куколке «Десятиручки»

Цель:

Познакомить детей с историей создания (появления) различных видов кукол.

Программные задачи

Обучающие:

- приобщать к культуре русского народа;

- формировать представление о кукле, её функции и назначении;

- дать представление о различных куклах, созданных из разных материалов;

Развивающие:

- развивать внимание, память, творческое воображение;

- развивать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом.

- развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы;

 Воспитывающие:

- воспитывать чувство доброжелательности к окружающим;

- воспитывать у детей интерес к кукле;

- воспитывать интерес к рукотворному миру и бережное, заботливое отношение к вещам.

- воспитывать уважение к истории народа.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Словарная работа: экскурсовод, экспонат, кукла - оберег, кукла «десятиручка»

Предварительная работа: создание и оформление мини - музея русской народной игрушки с привлечением родителей

Материалы и оборудование: различные виды кукол, кукла «Пеленашка», кукла «Мотанка», кукла «десятиручка» куклы «Зерновушка», куклы «Матрешка», кукла «Травница»кукла из полена,домик,бусы,ленточка,кольцо,стол,шкатулка с лоскутками,атрибуты русской избы,рушники

Форма проведения: совместная деятельность

Ход организованной образовательной деятельности: Дети, давайте друг друга поприветствуем.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у меня для вас новость. Мы с вами пойдем в музей

- Чтобы узнать, что собрано в нашем музее, я предлагаю отгадать загадку.

 Что всё это значит? Дочка, а не плачет,

 Спать уложишь – Будет спать День, и два, и даже пять. (кукла)

- О ком говорится в загадке? (ответы детей). Правильно!- Наш музей называется «музей- русской народной игрушки», в нём собраны разные куклы.

- Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

- Ребята посмотрите, как много кукол, какие все они разные. Что такое кукла? (ответыдетей)

- Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же длинную историю, как и историю самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам, чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.

Первая кукла на Руси была изготовлена из полена, то есть это был деревянный столбик, который символизировал образ человека. (показ детям).

- Позже появилась матрёшка (показ детям).

Это настоящая красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?

Воспитатель(читает стихотворение) 

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку.

 

- Ребята, а что можно сказать о матрёшках? (ответы детей) 

Матрёшки куклы весёлые. Они вас приглашают отдохнуть, представьте, что мы все сейчас матрёшки.

 Физкультминутка "Нарядные Матрешки".

 Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

Молодцы!

- Прошло ещё несколько лет, люди научились делать куклу из ниток (показать куклу - мотанку) и тряпичную (показ). Ребята, а почему их так называли? (ответы детей).

Это кукла-пеленашка. А кто подскажет, почему она получила такое название? (ответы детей) Кукла-пеленашка – младенчик в платочке, запеленатый в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали в колыбельку, чтобы малыш крепко спал.

-Это барыня-травница, а ее, почему так называли? (ответы детей) Мешочек-юбочку наполняли душистыми и лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял болезни.

-Это кукла-утешительница. Ее, почему так назвали (ответы детей) Такую куклу родители давали детям, чтобы отвлечь от слёз и боли.

-Это кукла_зерновушка.Ее почему так называли? У нее внутри зено чтобы в доме всегда был хлеб на столе и все были сыты.

-Это кукла –десятиручка,она помогала молодой супруге справляться с домашними делами.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку про одну из таких кукол.про куколку десятиручку.5 детей садяться на стульчики а 5 детей выполняют роли стоят за домиком

 Куколка - Десятиручка

Воспитатель читает

Давным-давно, на краю одного хутора, жила была баба по имени Пелагея. И была у Пелагеи дочка Агашка – красавица, всем на загляденье, да на удивленье. Одна беда: ленивая была та Агашка, ничего делать не хотела. Уж баба Пелагея ее и учила, и уговаривала, и хворостиной стегала. Да только все без толку.

Собралась однажды баба Пелагея в дальнюю дорогу. Шла она полем, лесом. Очутилась баба на лесной полянке. Стоит на той полянке хатка ветхая Постучала Пелагея  Вышла к ней старуха:

1ребенок- Чего тебе от меня надобно?

2 ребенок- Эх, Ведунья-Ведуньюшка, – запричитала баба Пелагея, – одна у меня доченька, одна у меня Агашенька. Всем хороша, да ленива больно. Женихи приходят свататься, а я и не знаю, как такую ленивую замуж отдавать. Это ж опосля, стыда не оберешься.

Послушала ее Ведунья, послушала и говорит:

1 ребенок- Заходи в мои хоромы, ложись на лавку, да спи крепким сном. Утром придумаем, что с твоей бедою делать.

Проснулась утром баба Пелагея, а старуха перед ней стоит да протягивает ей куколку. Пелагея на куклу глянула, да так и ахнула. Всем куколка хороша: белолица да румяна, коса русая под цветастым платком, сарафан жемчужинками розовыми расшит. Только рук у куколки не две, а целых десять.

1 ребенок- Бери куклу, - говорит старуха. – Неси домой. В дочкино приданое ее положи, между простынками да рушниками. И можешь смело свою Агашку замуж выдавать.

Послушалась Пелагея, сделала все, как старуха велела. Тут и жених для Агашки сыскался. Агашка и так всех краше была, а уж в свадебном наряде, совсем красавица,

Переехала Агашка в хату к мужу. Утром рано встает муж, коня запрягает, Агашке говорит:

3 ребенок- Поехал я на работу, к вечеру дома буду.

Агашка мужа проводила, на крылечке поцеловала, а как только его конь вороной за околицей скрылся, пошла в хату да легла спать. Только уснула Агашка, слышит, кто-то ее в бок легонечко толкает:

4 ребенок- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

Смотрит Агашка, стоит перед ней куколка Десятиручка, та самая, которую маменька ей в приданое положила, среди простынок да рушников вышитых. Осерчала Агашка:

5 ребенок- Ишь ты – подишь ты! Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

Укрылась Агашка с головой одеялом и снова заснула. Спит Агашка, а куколка по дому бегает. Одной ручкой пол метет, другой рубаху шьет, третьей щи варит, четвертой хлеб печет, пятой из печи золу выгребает, шестой сковородку чистит, седьмой крупу перебирает, восьмой кашу мешает, девятой пряжу прядет, а десятой кошку гладит. Управилась Десятиручка в хате, вышла во двор. И тут работы видимо - не видимо: двор подмети, в амбаре прибери, скотину накорми, корову подои, а тут еще и собачка Жучка хвостиком виляет: поиграй со мной, хозяюшка.

 Во дворе работы много, а в огороде еще больше: и полить надо, и сорняки вырвать надо, и подрыхлить, и подвязать, и проредить. Со всем справилась Десятиручка. Смотрит, а уже вечереет. Побежала она скорее к Агашкиному приданому, среди простынок да рушников спряталась.

К тому времени Агашка с постели встала, в сарафан красный нарядилась, щеки нарумянила, сидит у окна длину косу заплетает. А муж молодой тут как тут:

3 ребенок- Ну, женушка дорогая, расскажи, как твой день прошел?

5 ребенок- Как-как, - отвечает Агашка. - В делах да заботах.

Муж глядит вокруг, не нарадуется. В хате чистота, во дворе чистота, вся скотина накормлена да напоена.

3 ребенок- Ай, молодец моя женушка. Вот тебе в подарок бусики.

На следующий день снова муж запрягает коня, с Агашкой до вечера прощается. Лишь скрылся конь из виду, Агашка шмыг в теплую постельку, под пуховое одеяло. Только сон пошел, слышит, кто-то в бок толкает:

4 ребенок- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

5 ребенок- Ишь ты - подишь ты! – снова сердится Агашка. - Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

4 ребенок- Мне одной тяжело со всем управиться, – не унимается куколка. – Вставай, помоги мне. Вчера у меня силы много было, а сегодня поменьше. Одна ручка болит, не сгибается.

Отшвырнула Агашка куколку, с головой одеялом укрылась и спит себе дальше.

А куколка больную ручку тряпочкой белой перевязала и за работу принялась. В хате все дела переделала, во дворе все дела переделала, в огороде грядки прополола. Смотрит, уже и вечереет.

Побежала куколка, спряталась среди приданого, а Агашка тем временем встала, щеки нарумянила, в сарафан нарядилась, сидит мужа поджидает.

А муж тут как тут:

3 ребенок- Ай да женушка, ай да умницы. Когда ты только все успеваешь? Вот тебе в подарок атласная ленточка.

На третий день все точь-в-точь повторяется. Уехал муж, Агашка спать легла, а куколка тут как тут:

4 ребенок- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться. Мне одной со всей работой не справится. Вчера одна ручка болела, а нынче две ручки болят.

5 ребенок- Отстань! – кричит на куколку Агашка. – Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Делать нечего. Куколка вторую ручку белой тряпочкой перевязала и за работу принялась.

Много ли мало ли времени проходит, снова куколка будит Агашку:

4 ребенок- Вставай! Вставай, хозяюшка. У меня одна только ручка осталась. Все остальные болят не сгибаются. Помоги мне, хозяюшка. Сил нету, одной мне с работой не справится.

5 ребенок- Пошла вон! – сердится опять Агашка. - Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Одной рученькой куколка всю работу переделала. Устала и меж рушников да простынок спряталась.

На другой день уехал муж на работу, а Агашка весь день в постели на пуховых подушках провалялась. Вернулся муж к вечеру, а в хате не метено, кушать не сварено, скотина кричит не кормлена и не поена, корова орет не доена, в огороде все полегло не политое. Рассердился муж, давай ругаться на Агашку, а бусы, что в подарок привез, швырнул со всей силы. Ударились бусы об стену, рассыпались, раскатились бусины по углам да по щелям, захочешь собрать – не соберешь. Агашка сразу расплакалась. А муж и утешать не стал. Легли спать голодными, а утром рано уехал муж, с Агашкою не попрощавшись, не поцеловав, как принято.

Агашка, тем временем, спать не легла, а полезла в свое приданое. Перерыла все сундуки и шкафчики, раскидала по хате простынки, скатерти, рубахи, да вышитые рушники, нашла таки куколку. Лежит куколка, все ручки белой тряпочкой перевязаны.

5 ребенок- Чего лежишь? – топнула ногой Агашка. – Из-за тебя муж на меня вчера осерчал, бусы новые порвал.

4 ребенок- У меня все ручки болят, - плачет куколка. – Ты ж мне не помогала, все на пуховых перинках и подушках бока отлеживала. Нет теперь у меня силушки, ослабли мои рученьки.

Расплакалась тут Агашка:

5 ребенок- Что же мне делать, куколка? Муж опять осерчает, подарочком не одарит, а вдруг вообще из дома погонит.

4 ребенок- Не погонит, – говорит куколка. – Заправь сначала свою кровать, застели покрывалом с прошвою, да посади меня среди белых подушечек.

Агашка так и сделала. Сидит куколка среди подушечек и говорит:

4 ребенок- А теперь Агашечка, ставь на печь котелок, неси воды, доставай крупу.

Агашка куколку слушает, а та, знай себе приговаривает:

4 ребенок- Бери метелку, да пауков по углам погоняй, теперь пол подмети, теперь скатерть чистую на стол застели.

Управилась Агашка в хате, а куколка ей говорит:

4 ребенок- Возьми меня на ручки, снеси во двор, посади на завалинку.

Снесла Агашка куколку, посадила на завалинку, а куколка давай снова приговаривать:

4 ребенок- Ой, коровушка не доена. Ой, цыплята зернышек просят да свежей травушки. Ой, двор не метен, ой хата давно не белена.

Бегает Агашка туда-сюда, то с метлой, то с лейкой. Все у нее получается. Притихла куколка, а Агашка спрашивает:

5 ребенок- Что еще куколка?

4 ребенок- А ничего, отдыхай сегодня. В сарафан наряжайся, щеки румянь да мужа жди.

Вернулся с работы молодой муж:

3 ребенок- Ай да Агаша, ай да умница! Узнаю свою женушку. Вот тебе в подарочек колечко с камешком.

На следующее утро, Агашка только мужа проводила, сразу к приданому кинулась:

5 ребенок- Поможешь мне куколка?

4 ребенок- Отчего ж не помочь? Я поработать всегда не прочь!

5 ребенок- А белых тряпочек на ручках у тебя нет, это что ж не болят ручки?

4 ребенок- Уже не болят, – отвечает куколка. – Только не вздумай, Агашка, опять в постели весь белый день валяться, не вздумай опять на меня одну полагаться.

Агашка смеется:

5 ребенок- Не вздумаю, куколка, не вздумаю. Садись-ка среди пуховых подушечек, да наказывай, а я делать буду.

Все дела переделали Агашка с куколкой. Сели за стол, достала Агашка лукошко с лоскутами да тряпочками.

4 ребенок- Это зачем? – спрашивает куколка.

5 ребенок- Сарафан тебе новый сошью, - отвечает Агашка.

Так они и зажили с тех пор. Агашка совсем лениться перестала. А люди на том хуторе поговаривали, что хозяйки лучше, чем Агашка, нигде не видали. Стали бабы к ней ходить, да поглядывать, что и как она делает. Глядели, глядели да куколку и углядели. Стали себе таких куколок делатьприговаривать:

Ах, ты куколка моя, помогай.

Ты с хозяюшкой везде успевай.

Всю работу переделаем подряд,

Чтобы были в нашем доме мир да лад.

Понравилась вам сказка , ребята?   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет

Сорокина, Н. Ф. С65 Кукольный театр для самых маленьких : (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. — М. : Линка-Пресс, 2009. — 224 с. - ISBN 978-5-8252...

Театральные занятия

Театральные занятия старшая группа...

Театральное занятие с игрушками «Курочка ряба»

«Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»...

План – конспект театрального занятия «Что может быть лучше дружбы!

Уточнить и закрепить представления детей о дружбе, вызывать желание дружить с детьми разных национальностей, показать сходство людей разных национальностей. Воспитывать в детях умение по  настоящ...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Театральное занятие в средней группе «Путешествие в сказку «Репка»

·         Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку «Репка» (социализация)·         Обучать выражению эмоций с ...

конспект музыкально-театрального занятия "Под грибком"

сценка по сказке Сутеева "Под грибком"...