Занятие звук - З
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить со звуком З, научить его произносить, находить
слова, в которых есть звук З.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№2 «Чечек» с. Мугур – Аксы муниципального района «Монгун – Тайгинскийкожуун Республики Тыва»
Непосредственно – образовательная деятельность:
«Речевое развитие» – Обучение грамоте.
Назови правильно звук «З»
Воспитатель ДонгакСаянаЭмлисовна
с.Мугур – Аксы 2018г.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Назови правильно звук «З»
«Веселая прогулка»
Цель: Познакомить со звуком З, научить его произносить, находить
слова, в которых есть звук З.
Задачи:
- Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения.
- Познавательное развитие: закрепление знания и представления детей о комаре, способствовать развитию логического мышления, памяти.
- Художественно-эстетическое развитие:Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику рук, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
- Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей.
- Речевое развитие: Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком, развивать речь детей, пополнять словарный запас, формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Словарная работа:карта, комар, зебра, коза, камаз.
Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.
Предварительная работа: Знакомство с насекомым «Комар».
Методические приёмы:использование ТСО, слайд, дидактическая игра«Кто самый быстрый?»
Материалы:Музыкальное сопровождение,презентация «Веселая прогулказвука«З».
Демонстрационный материал: картинки,карточка, фишки,магнитная доска, указка.
Структура НОД:
1. Вводная часть (длительность 3мин).
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
2. Основная часть(длительность 20мин).
Методические приёмы
- Артикуляционная гимнастика.
2. Логопедическая распевка «Лиса»(Звук С).
3. Знакомство со звуком З.
4. Подвижная игра «Комар».
5. Работа по картинкам.
6. Настольная игра: Кто быстрее?
3. Заключительная часть. Подведение итога НОД (длительность 2мин).
Ход занятия
I.Вводная часть
Организационный момент. (Дети под музыку входят в группу).
Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в группе. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети:Здравствуйте!
Психогимнастика.
Воспитатель: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам этот маленький мячик.
Дети встают вместе с воспитателем в круг. Звучит лирическая музыка.
Воспитатель: Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.Дети здороваются друг с другом.
II.Основная часть.
Воспитатель:Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас позвать в прогулку. Дело в том, что мне передаликарту, где спрятансундук. Согласны ли вы найти вместе со мной сундук?
Дети:Да.
Воспитатель:Нас ждут сложные испытания с заданиями и только, справившись с ними, мы добудем сундука.
Воспитатель: Первое задание.
- Артикуляционная гимнастика: «Язычок».
• Улыбка: Удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
•Трубочка: Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка: За верхние зубы, за нижние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Воспитатель:Второе задание.
- Закрепление пройденного материала. Звук С.
Воспитатель:Давайте вспомним чистоговорку «Лиса».
Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки).
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
Воспитатель:Третье задание.
- Знакомство с новым материалом, со звуком З.
Воспитатель:Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит! (Комар)
Воспитатель:Как поёт комар?
Дети:( З-з-з…)
Воспитатель:Если звукЗ песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
- Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
- Протяжно дети произносит звук З – «песенку комара».
Воспитатель: У нас летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з, а маленькие звук зь-зь-зь.
Воспитатель:Четвертое задание.
3.Работа по картинкам.
Воспитатель: Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Картинки:1. Звук З находится в начале слова: зебра.
- Звук З находится в середине слова: коза.
- Звук З находится в конце слова: камаз.
Давайте ещё раз проговорим эти слова?(зебра, коза, камаз)
Работа с карточками и фишками.
Воспитатель: Пятое задание.
Подвижная игра «Комар».
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал. Картинка с изображением комара.
Участники игры: 2 детей комары, остальные дети.
Ход игры:Комары живут в своих домах, которые они сделали сами. Утром проснулись комары и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Комары увидели детей и стали их кусать (дети убегают от комаров). Комары схватили детей, прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
Воспитатель: Комары, сколько детей вы собой взяли?
Ответы комаров.
Воспитатель:Шестое задание.
Настольная игра: Ктобыстрее?
Участники игры: 2 команда.
Ход игры: С фишками составить звук З.
Воспитатель:Вы все заданиями справились, ребята вот карта, найдите, где находится сундук по карте.
III.Подведение итога.
Воспитатель:Ребята, вы с успехом справились со всеми испытаниями. Давайте посмотрим, что спрятано в сундуке. (Дети раскрывают сундук, находят там угощения).
- Ребята, вам понравилась прогулка? (ответы детей)
- Ребята скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (ответы детей).
Воспитатель:Ну, вот и подошло к концу наша прогулка.
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
Использованные литературы.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда – игры для развития речи. Москва, 2005. – 90 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительном к школе группа.Москва, 2014. – 56 с.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
- Алдын-оол А.Х., Назытпай Г.Т. Тыва уруглар ясли-садтарынгачугаасайзырадылгазынынпрограммазы. Кызыл, 2002. – 104 с.
- Донгак А.Б. Уругларгаадаарыбергеуннерниооредири. Кызыл, 2002. – 44 с.
Самоанализ занятия в подготовительной группе.
Тема:Назови правильно звук «З»
«Веселая прогулка»
Цель: Познакомить со звуком З, научить его произносить, находить
слова, в которых есть звук З.
Задачи:
- Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения.
- Познавательное развитие: закрепление знания и представления детей о комаре, способствовать развитию логического мышления, памяти.
- Художественно-эстетическое развитие:Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику рук, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
- Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей.
- Речевое развитие: Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком, развивать речь детей, пополнять словарный запас, формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Словарная работа:карта, ымыраа, зебра, арзылан, камаз.
Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.
Предварительная работа: Знакомства с насекомым «Комар».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, чистоговорки);
2. Наглядно - демонстрационный (картинки в слайде);
3. Практический (работа по карточке с фишками);
4. Игровой (подвижная игра, загадывание загадок, настольная игра);
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всей занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
Анализ занятия открытия нового знания.
В началезанятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено пойти в прогулку, таким образом, дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве. В работе с детьми использовалазагадкуна сообразительность и логическое мышление, игры способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей.
Анализ образовательной деятельности.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практическогоэтапов. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, и изготовлением на память подарка.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.
Считаю, что поставленные в занятиизадачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».
Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...
Занятие по развитию речи для дошкольников. Тема занятия "Звук"
Занятие по развитию речи для дошкольников (5-6) лет. Ознакомление с понятием "звук". Как можно определить звук предмета, если его не видишь? Практическая работа "Определи по звуку, что ...
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»
Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....

Конспект занятия" Звуки и буквы. Согласные звуки"
Тема. Звуки и буквы.Согласные звуки(без употребления терминологии)...

