Занятие звук - З
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Донгак Саяна Эмлисовна

Познакомить со звуком З, научить его произносить, находить

слова, в которых есть звук З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_-_z_.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№2 «Чечек» с. Мугур – Аксы                                                                                              муниципального района «Монгун – Тайгинскийкожуун Республики Тыва»

 Непосредственно – образовательная деятельность:

 «Речевое развитие» – Обучение грамоте.
Назови правильно звук
«З»

Воспитатель ДонгакСаянаЭмлисовна

с.Мугур – Аксы 2018г.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Назови правильно звук «З»

«Веселая прогулка»

Цель: Познакомить со звуком З, научить его произносить, находить

слова, в которых есть звук З.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения.
  2. Познавательное развитие: закрепление  знания и представления детей о  комаре, способствовать развитию логического мышления, памяти.
  3. Художественно-эстетическое развитие:Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику рук, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
  4. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей.
  5. Речевое развитие: Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком, развивать речь детей, пополнять словарный запас, формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Словарная работа:карта,  комар, зебра,  коза, камаз.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа: Знакомство с насекомым «Комар».

Методические приёмы:использование  ТСО, слайд,  дидактическая игра«Кто самый быстрый?»

Материалы:Музыкальное сопровождение,презентация «Веселая прогулказвука«З».

Демонстрационный материал: картинки,карточка, фишки,магнитная доска, указка.

Структура НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин).

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

2. Основная часть(длительность 20мин).

Методические приёмы

  1. Артикуляционная гимнастика.

2. Логопедическая распевка «Лиса»(Звук С).

3.  Знакомство со звуком З.

4. Подвижная игра «Комар».

5.  Работа по картинкам.

6.  Настольная игра: Кто быстрее?

3. Заключительная часть. Подведение итога НОД (длительность 2мин).

Ход занятия

I.Вводная часть

Организационный момент. (Дети под музыку входят в группу).

Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в группе. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети:Здравствуйте!

Психогимнастика.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам этот маленький мячик.

Дети встают вместе с воспитателем в круг. Звучит лирическая музыка.

Воспитатель: Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.Дети здороваются друг с другом.

II.Основная часть.

Воспитатель:Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас  позвать  в прогулку. Дело в том, что мне передаликарту, где спрятансундук. Согласны ли вы найти вместе со мной сундук?

Дети:Да.                                                                                                          

Воспитатель:Нас ждут сложные испытания с заданиями и только, справившись с ними, мы добудем сундука.

Воспитатель: Первое задание.

  1. Артикуляционная гимнастика: «Язычок».

• Улыбка: Удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
•Трубочка: Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка: За верхние зубы, за нижние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.

Воспитатель:Второе задание.

  1. Закрепление пройденного материала. Звук С.

Воспитатель:Давайте вспомним чистоговорку «Лиса».

Логопедическая распевка  «Лиса» (проговаривание чистоговорки).

Са-са-са

Эта хитрая лиса,                                                                                                                                                

Су-су-су

И живёт она в лесу,

Сы-сы-сы

Много дела у лисы,

Со-со-со

Она крутит колесо.

Воспитатель:Третье задание.

  1. Знакомство с новым материалом, со звуком З.

Воспитатель:Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь:

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.

Разрешенья не спросит,

Подлетит- и укусит! (Комар)

Воспитатель:Как поёт комар?

Дети:( З-з-з…)

Воспитатель:Если звукЗ песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно дети произносит звук З – «песенку комара».

Воспитатель: У нас  летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з, а маленькие звук зь-зь-зь.

Воспитатель:Четвертое задание.

3.Работа по картинкам.

Воспитатель: Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Картинки:1.   Звук З находится в начале слова: зебра.

  1. Звук З находится в середине слова: коза.
  2. Звук З находится в конце слова: камаз.

Давайте ещё раз проговорим эти слова?(зебра,  коза, камаз)

Работа с карточками и фишками.

Воспитатель: Пятое задание.

Подвижная игра «Комар».

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением комара.

Участники игры: 2 детей комары, остальные дети.

Ход игры:Комары живут в своих домах, которые они сделали сами. Утром проснулись  комары и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки).  Комары увидели детей и стали их кусать (дети убегают от комаров).  Комары схватили детей, прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

Воспитатель: Комары, сколько детей вы собой взяли?

 Ответы комаров.

Воспитатель:Шестое задание.

Настольная игра: Ктобыстрее?

Участники игры: 2 команда.

Ход игры: С фишками составить звук З.

Воспитатель:Вы все заданиями справились, ребята вот карта,  найдите, где находится сундук по карте.

III.Подведение итога.

Воспитатель:Ребята, вы с успехом справились со всеми испытаниями.  Давайте посмотрим, что спрятано в сундуке.  (Дети раскрывают сундук, находят там угощения).

        - Ребята, вам понравилась прогулка? (ответы детей)

- Ребята скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (ответы детей).

Воспитатель:Ну, вот и подошло к концу наша прогулка.

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Использованные  литературы.

  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда – игры для развития речи. Москва, 2005. – 90 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительном к школе группа.Москва, 2014. – 56 с.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
  4. Алдын-оол А.Х., Назытпай Г.Т. Тыва уруглар ясли-садтарынгачугаасайзырадылгазынынпрограммазы. Кызыл, 2002. – 104 с.
  5. Донгак А.Б. Уругларгаадаарыбергеуннерниооредири. Кызыл, 2002. – 44 с.

Самоанализ занятия в подготовительной группе.

Тема:Назови правильно звук «З»

«Веселая прогулка»

Цель: Познакомить со звуком З, научить его произносить, находить

                слова, в которых есть звук З.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения.
  2. Познавательное развитие: закрепление  знания и представления детей о  комаре, способствовать развитию логического мышления, памяти.
  3. Художественно-эстетическое развитие:Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику рук, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
  4. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей.
  5. Речевое развитие: Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком, развивать речь детей, пополнять словарный запас, формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Словарная работа:карта, ымыраа, зебра, арзылан, камаз.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа:  Знакомства с насекомым «Комар».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, чистоговорки);

2. Наглядно - демонстрационный (картинки в слайде);

3. Практический (работа по карточке с фишками);

4. Игровой (подвижная игра, загадывание загадок, настольная игра);

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всей занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

Анализ занятия открытия нового знания.

В началезанятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено пойти в прогулку, таким образом, дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен  демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве. В работе с детьми использовалазагадкуна сообразительность и логическое мышление, игры способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»,  «художественно-эстетическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практическогоэтапов. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей.  

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, и изготовлением на память подарка.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленные в занятиизадачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...

Занятие «Звук. Свойства звука»

Занятие для старшего дошкольного возраста...

Занятие по развитию речи для дошкольников. Тема занятия "Звук"

Занятие по развитию речи для дошкольников (5-6) лет. Ознакомление с понятием "звук". Как можно определить звук предмета, если его не видишь? Практическая работа "Определи по звуку, что ...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....

Конспект занятия" Звуки и буквы. Согласные звуки"

Тема. Звуки и буквы.Согласные звуки(без употребления терминологии)...