Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе. Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Это занятие в увлекательной форме, с помощью новых методов и приёмов, игр и эксперимента,  поможет детям понять,  запомнить  и пересказать произведение близко к тексту;  формирует умение  сравнивать, анализировать, синтезировать и обобщать. Работать группой и подгруппами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

ОО «Познавательное», «Речевое», «художественно эстетическое»,

«Социально – коммуникативное», «физическое»

Цель:

Познакомить детей с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа, пересказывать произведение близко к тексту. Уметь оценивать поступок галки.

Задачи:

1Развивать речь детей, используя карточки признаков  предмета и помощников «Умной головы».

2. Развивать мелкую моторику рук и зрительную моторную координацию.

4. Учиться называть признаки предметов. Сравнивать, видеть главное.

5.Формировать умственные способности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

6. Учиться работать в коллективе, по подгруппам.

Материал для занятия: Глиняный кувшин. Камешки разной величины. формы, цвета. Две прозрачные банки с уровневой отметкой и цветной водой. Бумажные  контуры  кувшина, цветная бумага, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент : Игра дрозд. 

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (Кувшин) Сейчас мы будем исследователями. А кто такие исследователи? А для этого у нас есть карточки, которые помогут исследовать предмет, помощники умной головы  назовите их (уши, глаза, нос, язык, руки) ( По карточкам дети называют признаки, предмета, воспитатель делает обобщение:

-Это кувшин. Он вместительный, красивый, твердый, гладкий, холодный, блестящий, стеклянный, пустой, хрупкий. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья вокруг стола.

Воспитатель: У меня на столе две банки с водой. Чтобы вам хорошо было видно, я закрасила воду в голубой цвет и отметила, докуда налита вода. Воспитатель задает вопросы. Сколько воды в банках? Где больше? Или одинаково? (Дети. рассматривая делают выводы.( воды в банках одинаковое количество.)

Воспитатель: Дети как вы думаете? Что будет с водой если в воду положить камешки? (слушаю все ответы детей). А давайте посмотрим, что получится если в банку с водой положить камешки.

Камешки будем класть в левую банку (Дети по очереди кладут камешки в банку с водой)

Воспитатель: Что стало с водой (Ответы детей). Почему вода поднялась вверх (Добиваюсь ответа, что камни заняли место воды,  они ее вытеснили. Делаю вывод: В банке камешки вытеснили воду, заняли ее место. Помещаю картинку  эксперимента на мольберт. (Предлагаю детям сесть на ковер)

Воспитатель: Сегодня я,  прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого (специально не называю название рассказа, читаю. После чтения задаю вопросы по содержанию.

Вопросы:

-Зачем галка подлетела к кувшину (хотела пить. чтобы напиться)

-Почему она сразу не смогла напиться (Воды в кувшине было мало.  

 -Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин

 Галка не могла достать воду)

-Что стало с водой в кувшине? (Вода поднялась до краев кувшина)

-Смогла галка напиться? (Да. смогла)

-Как можно назвать галку? (Догадливая, смышленая, умная.)

Воспитатель: Да дети, рассказ так и называется «Умная галка».

Предлагаю детям расположить карточки - иллюстрации рассказа по системе: «Что сначала, что потом».

Повторное чтение и пересказы детей.

Физкульт минутка «Птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. - «зовущие» движения пальцев 4 раза

Приготовлю крошки Хлебушка немножко. - -«режущие» движения одной ладони по другой

Эти крошки – голубям- тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – воробьям. - тереть подушечки пальцев друг о друга

Галки да вороны, Ешьте макароны!- вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Лебеди летят, --- (Плавные движения руками)

Крыльями машут. --- (движения с большой амплитудой.)

Прогнулись над водой, --- (наклоны вперед, качая головой.)

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,--- (Выпрямитьс.)

Очень бесшумно на воду садятся. --- (Приседания)

(Предлагаю детям подойти и сесть за столы. Показываю детям контуры кувшинов  на бумаге).

Воспитатель: Сегодня мы будем работать подгруппами, наполнять кувшин камнями.

Воспитатель : Дети что лежит на столах? ( на столах лежит бумага разного цвета, клей). Вы будете делать камешки путем обрывания этой бумаги. Полученные камешки вы будете наклеивать на  кувшин. (Дети обрывают бумагу и наклеивают камешки в кувшин). Затем предлагаю кому-нибудь из детей нарисовать, как поднялась вода в кувшине.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы. Много узнали. Замечательно пересказали рассказ. Скажите. а что для вас было трудно? А что получалось легко. Что вам особенно понравилось? (дети отвечают, со всеми детьми любуемся выполненной  работой, радуемся совместной деятельностью в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи с элементами изобразительной деятельности в старшей группе Тема: «Летняя сказка о зиме» Воспитатель Сломова Любовь Сергеевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Комплексное занятиепо развитию речи с элементами  изобразительной деятельностив старшей группеТема: «Летняя сказка о зиме»Воспитатель Сломова Любовь СергеевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кр...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.Упражнять в передаче эмоций...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки. Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Занятие предназначено для детей старшей группы детского сада. Подготовительная работа подразумевает чтение и рассказывание Русских народных сказок. Занятие способствует формированию у детей представле...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Цель: Развитие речи детей.Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки....

Конспект открытого занятия по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебница соль"

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами, развивать речь в процессе опытно-экспериментальной деятельности....