Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanjatija_po_razvitiju_r.docx980.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

Тема: «Составление рассказа на тему «Домашнее животное».

Задачи: продолжать развитие словаря по теме: «Домашние животные»; развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию; совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных и употребление в речи предлогов за, из-за; образование слов с помощью суффиксов -енок, -онок); учить детей строить простые предложения и давать полные ответы на вопросы воспитателя; активизировать глагольный словарь; формировать умение употреблять в речи формы родительного и дательного падежа существительных; развивать навыки звукопроизношения, интонационной выразительности речи; активизировать чувственное восприятие художественного слова; развивать координацию речи с движением; развивать внимание, мышление, творческое воображение; воспитывать любовь к домашним животным, наблюдательность, умение работать в коллективе.

Материалы: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, продуктов питания; изображения забора и куста; сюжетная картина «Скотный двор»; мяч; мнемотаблица для составления описательного рассказа о домашнем животном; ноутбук; презентация; аудиозаписи; пипетки, тарелки, стаканы, ложки, кисти, вода, молоко, яйцо вареное и сырое, утюг, листы бумаги А4, надутый воздушный шарик; маленькие кусочки бумаги; книга; шерстенная ткань; мыло жидкое, жидкие пищевые красители, ватные палочки по количеству детей.

Ход занятия:

В. Испекла бабка колобок и положила его на окошко. А колобок лежал по сторонам смотрел. Увидел на стене картинки животных каких-то. И захотел с ними познакомиться. Спрыгнул с окошка и покатился по дорожке в лес. А вот и он катиться.

К. Здравствуйте ребята.

Д. Здравствуй Колобок!

К. Представляете, я по лесу катился, столько зверей разных повстречал. Вот угадайте, кого я мог в лесу увидеть?

Д. Медведь, лиса, заяц, волк, ёжик.

К. Да, правильно.

В. А как называются животные, которые живут в лесу?

Д. Дикие животные.

К. Вот-вот, всех их встретил. А тех, с кем познакомиться хотел, не нашёл.

В. А с кем ты хотел познакомиться, Колобок?

К. Да я у бабки на картинках зверей видел. Только я не знаю, как они называются.

В. А ты их нам опиши, а ребята попробуют угадать кто это.

К. Ну хорошо, слушайте.

1. Шёрстка у нее мягкая. Пушистый хвостик. На мордочке усы. Ноги короткие, на пальцах мягкие подушечки, в них прячутся острые когти. Ходит она тихо, неслышно. Она мирно мурлычет, когда сыта или пригреется на коленях хозяина. Кто это? (Это кошка)

2. Она охраняет дом и стада, помогает человеку на охоте. Ноги у нее длинные. Она быстро бегает. Любит грызть косточки. Громко лает. Кто это? (Это собака)

3. Это крупное животное, очень сильное и красивое. Перевозит большие тяжести, и быстро, и долго бегает. У неё длинное туловище на высоких, тонких ногах. На шее грива. Она умеет ржать. Кто это? (Это лошадь)

4. Это животное дает молоко людям. Туловище у неё широкое. Ноги сильные. Хвост длинный, метелкой. На теле жесткая шерсть. У нее на голове острые рога и умеет мычать. Кто это? (Это корова)

5. Шерстка у нее мягкая, шелковистая. Уши торчат вверх, есть рога. У нее под нижней губой есть борода. Шея длинная, хвост короткий. Она хорошо бегает и прыгает по горам. Она умеет блеять. Кто это? (Это коза)

6. У этого животного тело узкое, вытянутое, гибкое, хвост короткий. Ноги сильные и длинные. Это животное хорошо прыгает и быстро бегает. Любит есть травку, грызть морковку, капусту. Кто это? (Это кролик)

7. Шерстка у нее мягкая, кудрявая. Есть большая голова, рога, крепкое туловище, стройные ноги и короткий хвост. Кто это? (Это овца)

8. Толстая, неторопливая, неприхотливая, грязная. Кто это? (Это свинья)

К. Спасибо, ребята. Теперь я запомню, как называются эти животные. Но почему же я их не встретил в лесу?

Д. Это домашние животные, живут рядом с человеком.

В. Правильно. Колобок, хочешь увидеть, кто из домашних животных кем был.

К. Конечно, хочу!

В. Сейчас ребята тебе расскажут и покажут кто кем был.

Д/и «Кто кем был».

На доске вывешены картинки «фото» детенышей домашних животных, воспитательпоказывает картинку взрослого животного, а дети и узнают его «детское фото» вывешенное на доске, и проговаривают: «Корова была  теленком. Овца была ягненком. Лошадь жеребенком. Собака была щенком. Коза козленком. Свинья была поросенком. Кошка была котенком. Крольчиха была крольчонком.

В. Молодцы! А тебе, колобок, нужно обратно к бабке катиться, чтоб животных этих увидеть.

К. Ну тогда я домой побегу…

В. И мы тоже отправимся за Колобком.

Чтение стихотворения С.А. Васильевой «Скотный двор»:

Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пес,

Вот заржали кони вдруг:

Конюх им овса принес.

Здесь мычит корова: «Му-у»,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный это двор?

Там сарай, за ним – конюшня,

Место есть для конуры.

И лужок для непослушной,

Очень шумной детворы,

Где ягнята, жеребята,

И козленок, и щенок,

И смешные поросята-

Все резвились, кто как мог.

В. Что это за двор?

Д. Скотный двор.

К. Как же много здесь всяких животных.

Игра «Кто спрятался?»

В. Давайте назовём Колобку, кого из этих животных мы знаем. Посмотрите на картинки, как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

Д. - За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

- Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

- За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.

- Еще за забором спрятался конь, потому что из-за забора торчит конский хвост, а из-под забора торчат тонкие копыта. И т.д.

Д/и «Назови дом животного» (с мячом).

В. Молодцы. А ещё ребята знают, как у каждого животного называется дом.

У коровы…

У лошади…

У курицы…

У свиньи…

У кролика…

У собаки…

У овцы…

Д. … коровник

… конюшня

…курятник

… свинарник

… крольчатник

… будка

… овчарня

К. Да, как много вы ребята знаете. А я хотел бы побольше узнать про некоторых домашних животных.

В. Сейчас дети тебе, Колобок, расскажут про животных. А помогут нам вот эти схемы. Вы должны рассказать, кто это, назвать его размер, описать части тела, чем оно покрыто, какой голос, где живет, назвать его детенышей, чем питается и какую пользу приносит.

Например: это овца. Она среднего размера. У овцы крепкое туловище, большая голова, стройные ноги, коротенький хвостик, на голове – рога. Тело овцы покрыто густой кудрявой шерстью. Она блеет. Овца – домашнее животное. Её дом называется овчарня. Детеныши овцы – ягнята. Человек кормит овцу сеном, травой. Овца дает человеку мясо, шерсть и шкуру.

В. Прежде чем, начнем рассказывать, разомнем язычки и произнесем скороговорку. Старайтесь проговаривать каждый звук, обращайте внимание каждое слово! Итак, сначала зачитываю я, затем повторяете вы. Готовы? Начинаем!

1.Белые бараны били в барабаны.

2.У тридцати трех полосатых поросят,

Тридцать три хвостика висят.

3. Стоит воз овса, Возле воза – овца.

4.Хороши цыплятки у хохлатки.

Рассказы детей по схемам (3-4 ребенка).

Динамическая пауза «Домашние животные» И.П. Макридина.

К. Какие вы умные ребятки. А я вам тоже хочу что-то рассказать. Вы слушайте и повторяйте за мной.

Рядом с человеком кошечки живут (мягкие движения кистей рук).

И собачки верно дом свой стерегут (руки за спиной, двигаются вокруг себя).

Нам дают коровки – мясо, молоко (показывают на голове рога),

Козочки, овечки прыгают легко (руки на поясе, прыжки на месте).

Поросятам толстым тяжело ходить (руки согнуты в локтях, переступают с ноги на ногу),

Лучше уж лошадкой резвою побыть (руки вытянуты вперед, пальцы сжаты в кулаки).

К. Молодцы. Много всего вы мне рассказали про животных. Но я не понял, зачем же они нужны людям?

Д. Они приносят людям пользу.

Д/и «Кто какую пользу приносит» (мячом).

В. Правильно ребята. Сейчас мы поиграем с ребятками и ты, Колобок, всё поймёшь, для чего людям нужны домашние животные.

– Ребята я назову домашнее животное, а вы должны ответить, какую пользу оно приносит человеку.

Курица несёт яйца.

Корова даёт молоко.

Собака сторожит дом.

Кошка ловит мышей.

Лошадь возит груз.

От свиньи получаем мясо.

Игра «Кого чем угостим?»

В. Людям нужны домашние животные. Но и домашние животные без помощи людей не смогут выжить. Человек за ними ухаживает, кормит. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных.

На ковре предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей – изображения этих домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.

Например: У меня коза. Я дам козе свежую траву.

У меня кот. Я напою кота молоком и накормлю рыбой.

У меня корова. Я накормлю корову сеном и клевером.

У меня лошадь. Я угощу лошадь сеном и овсом. И т. п.

К. Теперь-то я уж всё понял. Без домашних животных человеку не прожить. Но им без человека им тоже не выжить. Ребята, а я вам приготовил задание. На скотном дворе я нашел книгу «Волшебные превращения продуктов, получаемых от домашних животных». Меня она так заинтересовала. Проведите опыты из этой книги!

В. Выполним задание Колобка? (Да). Тогда проходим в нашу научную лабораторию, присаживаемся за столы. Для начала вспомним правила поведения в лаборатории. (Дети вспоминают правила). Приступаем к работе.

Опыт № 1 «Молоко имеет цвет».

В. Скажите дети, когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем. какого оно цвета?

Д. молоко белого цвета (подтверждается поднесением белого листа бумаги к стакану).

А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву зимой и желтое сено летом. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко.

Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем – белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет. Если посмотреть на молоко в микроскоп можно увидеть крохотные шарики это мицеллы. Казеин очень полезен на человека из за содержащихся в нем витаминов аминокислот. Существуют продукты, от содержания которых молоко окрашивается, если корова есть морковку – молоко желтеет из за каротина, а если много молочая или лютиков то молоко коровы становиться розовым.

Опыт №2 «Молоко не прозрачное».

Определяется с помощью ложки опущенной в стакан.

Опыт №3 «Молоко жидкое».

Подтверждается переливанием из одного стакана в другой.

Опыт №4 «Молоко принимает форму сосуда, в котором находиться».

Подтверждается переливанием из одного сосуда в другой.

Опыт №5«Тайное послание, написанное молоком».

Молоко можно не только пить. Им, например, можно писать секретные послания.

«Молоком писать» – способ тайного письма молоком между строчек: при подогреве такого листка строчки, написанные молоком «проявляются». Отсюда и пошло образное выражение «Читать между строчек», что означает, проникать в самую суть текста, в его глубинный смысл, уметь постигать его тайны.

Возьмите тонкую кисточку и напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет она станет практически не видна, пока тайное послание высохнет на листе.

Давайте порисуем, ведь молоко такое же белое как лист бумаги.

Опыт №6«Узоры в молоке».

В тарелку надо налить молоко и дождаться, пока оно успокоится. На него осторожно капнем несколько капель пищевых красителей.

А как можно отмерить каплю, какой предмет помощник использовать? Конечно пипетку, после каждой краски пипетку ополаскиваем в стакане с водой.

А потом осторожно дотронемся до центра тарелки ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды. Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.

Опыт №7«Сырое или готовое?»

Есть два одинаковых яйца, одно сырое, а другое – варёное в крутую. Надо попробовать отгадать, где какое яйцо, не разбивая их!

Положи оба яйца на бок на стол и одновременно раскрути их с одинаковой силой. Укажи на то яйцо, которое будет крутиться быстрее и более ровно, и объяви, что это и есть варёное яйцо.

В доказательство своей правоты разбей другое яйцо в мисочку.

Крутое яйцо будет крутится быстрее и более ровно. Сырое яйцо, крутясь, будет колыхаться из стороны в сторону.

Этот трюк возможен потому, что центр масс сырого яйца расположен иначе, чем у варёного. Куриное яйцо состоит из желтка, белка и скорлупы. Большая часть его массы приходится на желток, поэтому центр масс яйца тоже находится в желтке или около него. Если раскрутить сырое яйцо, желток движется по кругу, и положения центра масс всё время меняется; из-за этого вращение замедляется и яйцо колеблется. Содержимое твёрдого яйца становится твёрдым, и положение центра масс при вращении не меняется, поэтому яйцо может с большей скоростью вращаться вокруг этой точки.

Опыт №8«Шарик-магнит».

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о шерсть. Поднесите к кусочкам бумаги – они прилипнут на шарик! (Когда мы трем шарик о шерсть, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана). Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества.

Опыт №5 (продолжение).

В. Наши письма молоком высохли. Прочитаем послание которое мы написали на бумаге молоком? Посмотрите листы совершенно белые. Как же прочитать послание написанное молоком? Может гости знают?

Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги, прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны. Это произошло из-за того, что белок, содержащийся в молоке, пригорает при температуре гораздо меньшей, чем бумага. Поэтому при нагревании бумага остается белой, а молоко уже темнеет.

В. Видишь, Колобок, как хорошо ребята справились с твоим заданием.

К. Да, ребятки постарались, молодцы. А вы ко мне ещё в гости приходите, ещё чему-нибудь меня научите. А сейчас я побегу, бабке с дедом расскажу, что я нового узнал. До свидания, ребята.

Д. До свидания, Колобок.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)

Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Узнали в молоке есть жир, почему молоко белое. Как определить сырое и вареное яйцо. Даже как писать тайные послания, и еще увидели как шерсть превращает шарик в магнит. Теперь нужно убрать свои рабочие столы и все материалы на место.

C:\Users\amd\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20171116_104528.jpg

C:\Users\amd\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20171116_104207.jpg

C:\Users\amd\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20171116_103919.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Экскурсия в зоопарк»....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.

Расширяет  представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Откуда хлеб пошел»

Занятие является интегрированным.  Затрагиваются образовательные  области:социальнщ-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая и область физическоо развития....

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе. Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

Это занятие в увлекательной форме, с помощью новых методов и приёмов, игр и эксперимента,  поможет детям понять,  запомнить  и пересказать произведение близко к тексту;  формирует ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Путешествие в страну Фантазия»

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие в сказочную страну»

Цель: создание благоприятных условий для развития речи и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект открытого занятия по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебница соль"

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами, развивать речь в процессе опытно-экспериментальной деятельности....