09.03.2021 г Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Клепикова Юлия Владимировна

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дидактическая игра «Путешествие в страну звуков»

1 вариант

Цель: развивать фонематический слух.

Ход: Воспитатель отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

2 вариант

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

Ход: Воспитатель вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Затем раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

3 вариант

Цель: продолжать учить детей делить слова на слоги.

Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

4 вариант

Цель: развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.

Ход: Воспитатель вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу воспитателя.

Дидактическая игра «Автобус»

Цель: развивать фонематический слух детей.

Ход: Дети сидят на стульях, воспитатель раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

Дидактическая игра «Ворота»

Цель: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).

Дидактическая игра «Подними нужную карточку»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

Дидактическая игра «Слова – друзья»

Цель: учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).

Дидактическая игра «Звуковые часы»

Цель: учить детей измерять длину слов.

Ход: Воспитатель, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Найди общий звук»

Цель: развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

Дидактическая игра «Назови звук»

Цель: развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Дидактическая игра «Цветочки – лепесточки»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).

Дидактическая игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

Цель: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Воспитатель откладывает счетный материал. Выигрывает группа детей, у которой будет больше фишек.

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Воспитатель выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова, начинающиеся с одного и того же звука.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука).

Дидактическая игра «Братья – акробаты»

Цель: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.

Дидактическая игра «Назови слова»

Цель: продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Дидактическая игра «Назови последний звук слова»

Цель: развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце).

Дидактическая игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Цель: развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из-под (крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили).

Как у нашей дочки

Розовые (щечки).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за (животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа).

Дидактическая игра «Найди домик»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет

Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи....

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...