Развитие речи
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Агафонова  Ольга Владимировна

Проект по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi-_proekt_agafonova.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение детский сад

« Берёзка »

ПРОЕКТ

« РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

( долгосрочный)

в   подготовительной к школе   группе № 25

                                               

   

Воспитатель:

                                                                            Агафонова Ольга Владимировна

Когалым 2019

Содержание работы

1. Оглавление                                                                                                  

2. Описание работы                                                                                      

          1. Актуальность выбранной темы

          2. Цель проекта

          3. Задачи

          4. Тип проекта

          5. Формы организации

          6. Состав проекта

          7.Предполагаемый результат проекта

3. Календарный план реализации проекта                                              

4. Темы для реализации проекта

          Составление синквейна                      

          НОД  « Моя мама лучше всех»        

          НОД    « Наша армия родная»                                                          

          НОД        «Старый Новый год»                                                                

                                                           

Актуальность выбранной темы: 

   Речь - величайшее богатство данное человеку и её как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Моделирование развивает фантазию у ребёнка.

Цель проекта: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- обеспечить развивающую среду, способствующей становлению развитию связной речи у дошкольников

-осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка

-развивать речь детей как средство общения

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

- повышение культурного уровня дошкольников

Тип проекта: групповой

Форма организации: непосредственно-образовательная деятельность, картотека артикуляционной гимнастики  .

Состав проекта: воспитатели, воспитанники  подготовительной  группы, родители.

Предполагаемый результат проекта:

- оформление альбома « Составление синквейна»

- разработка методических рекомендаций по содержанию и организации речевой деятельности для родителей

-оформление презентации  « Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста »

- буклет « Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста »

План реализации  проекта

Этапы проекта

Сроки  этапов

Задачи этапов проекта

Подготовительный

октябрь

1.Выявить уровень развития связной речи детей.

2. Повысить уровень теоретической подготовленности

3. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

Основной

Ноябрь-январь

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
  3. Пополнить развивающую среду

Заключительный

Март

  1. Выпустить тематический альбом

« Составление синквейна»

  1. Просмотр презентации « Развитие  речи у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект  по развитию речи «Моя мама лучше всех»

Цель: расширять и закреплять знания детей о своей маме.

Программное содержание:

Обучающие: 

  • Вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме.
  • Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.

Развивающие:

  • Развивать диалогическую форму речи.
  • Учить составлять рассказы из личного опыта.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о маме, заучивание стихотворений и пословиц о маме; беседа  о  труде мамы; сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты» и «Дочки - матери».

Материалы и оборудование: игрушечный микрофон, мяч, фотографии детей с портретами мам.

Словарная работа: совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Методы и приёмы: игра с верёвочкой «Волшебные слова о маме», создание игровой ситуации, словесная игра «Ма-моч-ка», физминутка, чтение стихотворения М. Родиной «Мамины руки». Рассматривание выставки «Мамины умелые руки», прослушивание «Песни Мамонтёнка», беседа по содержанию песни, составление рассказа о маме, игра с мячом «Чьи детки?», игра с движениями «Мама спит».

Содержание НОД:

 Дети в группе, встают в круг.

- Ребята, сегодня  я принесла верёвочку, но она необыкновенная, в ней спрятано много добрых, нежных слов о маме. Давайте мы будем передавать начало верёвочки друг другу и произносить эти волшебные слова, посвящённые маме, а верёвочку будем держать в руках.

Дети по кругу передают верёвочку и произносят нежные слова, посвящённые маме (нежная, любимая, ласковая, красивая, заботливая, добрая, любящая, милая, самая лучшая, трудолюбивая, умная, ненаглядная, внимательная, симпатичная и т. д.).

- Как много добрых и ласковых слов вы сказали о маме, какой у нас большой круг добра получился. Даже в группе стало светлее и теплее от таких красивых слов.

- Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу «Моя мама – лучше всех». Хотите быть участниками этой передачи?

-  А кем буду я?

Дети: Телеведущей.

- Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!

- Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной группы  детского сада «Улыбка» города Когалыма. Они пришли на передачу, чтобы рассказать о своих мамах, самых лучших мамах на свете. Очень скоро мы будем отмечать праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?

    (Выслушиваются ответы детей, положительно оцениваются такие слова, как «мир», «Родина»).

- Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас. Как ласково можно назвать маму?

Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….

- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора! »? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет!

Воспитатель читает стихотворение М. Родиной «Мамины руки».

Говорят, у мамы руки не простые.

Говорят, у мамы руки золотые.

Погляжу внимательно, погляжу по ближе,

Маме руки глажу, золота не вижу.

- Почему в стихотворении говорится, что мамины руки золотые?

- Может быть, они покрыты золотом?

Дети: Нет! Это руки трудовые, умеющие делать всё.

- Ваши мамы каждый день ходят на работу, а вечером дома находят время для рукоделия. Давайте подойдём к нашей выставке «Мамины умелые руки» и рассмотрим её.

Воспитатель с детьми подходят к столу и рассматривают выставку. Дети рассказывают о вещах, сделанные мамиными руками.

- Ваши мамы – рукодельницы, действительно, у ваших мам руки трудовые, руки золотые.

- Теперь давайте отдохнём, проведём физкультминутку.

Физминутка.

Решили маме мы помочь и воду в таз налили,

Насыпали в таз порошка, бельё все замочили.

Стирали долго мы его, о доску даже тёрли.

Не разорвали ничего, а полоскали сколько-

Туда-сюда, туда-сюда – вода в тазу кипела,

Но только, братцы, вот беда – на пол упала пена!

Давай её мы собирать и отжимать в ведёрко.

Чтобы как наши мамы стать, трудиться надо столько.

  Дети садятся на стульчики

- Послушайте песенку, которую хорошо знаете, и подумайте, о чём она.

   (Включается аудиозапись «Песенка мамонтёнка».)

Воспитатель задаёт вопросы:

- Кто поёт эту песню?

- О ком поёт песню мамонтёнок?

- Почему ему грустно без мамы?

- Почему детям плохо без мамы?

Выслушивает ответы детей.

- Оказывается, всем нужна мама: и мамонтёнку, и мышонку, и котёнку, и даже лягушонку. Мама – это самое прекрасное слово на земле. Это прекрасное слово, которое произносит человек. Как вы считаете, чья мама самая лучшая?

-  Может та, которая самая красивая?

- А может та, которая самая трудолюбивая?

- Посмотрите, у нас оформлена фотовыставка наших мам, вот давайте рассмотрим фотографии, поподробнее расскажем о своих мамах: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд?

     (Заслушиваются три - четыре рассказа)

- А сейчас в нашей передаче рекламная пауза. Прошу вас пройти на ковер и поиграть со мной в игру «Чьи детки? » (игра с мячом)

У котенка – кошка.

У козленка - коза.

У цыпленка - курица.

У теленка - корова.

У жеребенка – лошадь.

У ягненка – овца.

У тигренка – тигрица.

У львенка – львица.

У зайчонка – зайчиха.

У медвежонка – медведица.

- Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу. А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем нашу беседу о мамах.

- Все мамы заботятся о детях. Мама, как солнышко. С ней тепло, радостно, весело. Давайте и мы позаботимся о маме, особенно, когда она отдыхает.

                                   Игра с движениями   «Мама спит».

Маме надо отдыхать.                                                                                                                                                                       Маме хочется поспать,                                                                                                                                                                            Я на цыпочках хожу,                                                                                                                                                                   Маму я не разбужу,                                                                                                                                                                            Я на пяточках хожу,                                                                                                                                                                                                                                    Маму я не разбужу.                                                                                                                                                          Моих пяток слышен стук:                                                                                                                                                                                                 Тук-тук-тук, тук-тук-тук                                                                                                                                                                                                                                                 Мои пяточки идут-                                                                                                                                                                                          Меня к мамочке ведут.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          (Движения выполняются согласно тексту).

Итог и анализ НОД.

- Время нашей передачи закончилось. О ком мы сегодня с вами разговаривали?

- Что вам понравилось на нашем занятии?

- В какие игры играли?

- Что новое узнали?

- Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Моя мама – лучше всех! ». До новых встреч!

Конспект по развитию речи  « Наша армия родная»

Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы.

Программное содержание:

Обучающие:

  • Уточнять и расширять знания детей о понятии «защитники Отечества».
  • Углублять знания о Российской армии.

Развивающие:

  • Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять,  преодолевать препятствия.
  • Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества.
  • Развивать диалогическую форму  речи детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Предварительная работа:беседа с детьми о родах войск, рассматривание иллюстраций с различными родами войск, чтение произведений о войне: Л. Кассиля «Вперед танкисты», «Никто не знает, но помнят все» 
Словарная работа: вести в словарь детей слова - моряк, танкист, летчик пограничник, бескозырка, шлем танкиста, пилотка, фуражки военного летчика, пограничника.

Методы и приёмы: беседа о празднике 23 Февраля, рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск и техники с проведением беседы по картинам, физминутка (динамическое упражнение «Сигнальщики»), отгадывание загадок о военных специальностях, д/игра «Что кому нужно?», игра «Доскажи словечко».

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением различных родов войск, фотографии, показывающие будни армии: тренировки солдат в спортивной зале, на полосе препятствий, на полигоне.

Содержание НОД:

Народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? 

    Предположения детей.
 - Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. 
-  Посмотрите на эти картинки. 

Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.

- Кого вы здесь видите?
Дети: Танкистов, моряков, артиллеристов, летчиков, пограничников.
- Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск? 

    Предположения детей.
 - Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
 - Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем, же нужная армия в мирное время? 

    Предположения детей.
 - Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в мирное время?

    Предположения детей.
- Солдаты тренируются. Давайте посмотрим на эти картинки. Что вы здесь видите? 

По одной выставляются фотографии, показывающие будни армии; каждая рассматривается с детьми.
 - Что делают солдаты на этой картинке? 
Дети: Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике.
 - Зачем это нужно?
Дети:  Чтобы быть сильными.
- А что делают солдаты здесь? 
Дети:  Учатся стрелять.
 - Зачем это нужно? 
Дети:   Чтобы быть меткими во время боя.
- А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты? 
Дети:   Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь.
 - А как вы думаете, зачем они тренируются на полосе препятствий?
Дети:   Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия.
 - Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище. Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?
Дети:  Они должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими.
- А чтобы такими стать, что нужно делать? 
Дети:  Тренироваться.
 - Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас. 

Вы хотите быть похожими на солдат и уже сейчас начать готовиться к службе в армии?

Физминутка (динамическое упражнение «Сигнальщики»).

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу воспитателя.

Мы стоим, как на земле,

Исходное положение — ноги слегка расставлены, руки отведены назад

Ну а плывем на корабле.

Руки броском выносятся вперед и отводятся назад

И сигналим каждый раз, когда дан такой приказ

Оберуки отводятся за спину на последний слог

Направо — поворот,

Праваярука отводится вправо на уровне плеча, голова поворачивается вправо. На слово «поворот» рука убирается за спину

Налево — поворот,

То же самое выполняется левой рукой. Голова поворачивается влево

А ну-ка, не зевай,

На первое слово рука отводится вправо, на второе слово убирается за спину

Сигналы подавай!

Те же движения выполняются левой рукой

- У каждого рода войск есть своя военная форма. Обратите  внимание, дети, на головные уборы военных, лежащие на столе. Определите, чьи они.

Д/игра «Что кому нужно?»

- Шлем для... (танкиста).

- Бескозырка для... (моряка).

- Пилотка для... (солдата).

- Зеленая фуражка для... (пограничника).

- Синяя фуражка для... (летчика).

- Ребята, а вы знаете, какая техника помогает нашим солдатам на службе?

Дети: Самолеты, корабли, танки, вездеходы, пушки, ракеты.

-Это все — военная техника.

   Показ иллюстраций военной техники.

- А сейчас для вас игра «Доскажи словечко», вы внимательно слушайте и отвечайте.
   Подрасту, и вслед за братом
   Тоже буду я солдатом,
   Буду помогать ему
   Охранять свою ...(страну).
  Брат сказал: "Не торопись!
   Лучше в школе ты учись!
   Будешь ты отличником -
   Станешь ...(пограничником).
 Моряком ты можешь стать, 
   Чтоб границу охранять
   И служить не на земле, 
   А на военном ...(корабле).
  Самолет парит, как птица,
   Там - воздушная граница.
   На посту и днем, и ночью
   Наш солдат - военный ...(летчик).
  Снова в бой машина мчится,
   Режут землю гусеницы,
   Та машина в поле чистом
   Управляется ...(танкистом).
  Можешь ты солдатом стать
   Плавать, ездить и летать,
   А в строю ходить охота -
   Ждет тебя, солдат, ...(пехота).
  Любой профессии военной
   Учиться надо непременно,
   Чтоб быть опорой для страны,
   Чтоб в мире не было ...(войны).

Итог НОД:

-Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? 
Дети:  23 февраля. День защитников Отечества.
-  Кому посвящен этот праздник?
Дети: Военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам,
- Что нужно делать, чтобы стать похожими на них. 
Дети:   Много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, 
бесстрашными.
– Молодцы ребята. Вы хорошо занимались.

Конспект по развитию речи « Старый Новый год»

Цель:  познакомить с историей празднования старого Нового года.

Программные задачи:

Обучающие:

  • Приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Развивающие:

  • Развивать диалогическую форму речи.
  • Вовлекать детей в разговор во время просмотра презентации.
  • Развивать интересы детей

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любознательность и познавательную мотивацию.

Предварительная работа: заучивание стихотворений  о ёлке, беседа о Новом годе, разучивание новогодних песен.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: песня « В лесу родилась ёлочка», картина « Встреча старого Нового года». Игрушки Деда Мороза и Снегурочки.

Словарная работа: активизировать в  словаре детей слова - Дед Мороз, Снегурочка. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Методы и приёмы:

Игровой: организационный момент, игра детей со снежками.

Словесный: беседа по презентации, отгадывание  загадок о зиме.

Наглядный: просмотр презентации «Старый Новый год».

Практический: прослушивание и подпевание песни«Маленькой ёлочке»..

Содержание НОД:

I часть.

Организационный момент:

Встаньте, дети,

Встаньте в круг»

Я- твой друг,

И ты- мой друг!

Дружно за руки возьмитесь

И друг  другу улыбнитесь!

- Кто это спрятался за ёлочкой?

- Почему к нам сегодня пришли Дед Мороз и Снегурочка?

II часть.

- Давайте посмотрим презентацию « Встреча Старого Нового года» и узнаем,  что дарили  в старину и вешали на новогоднюю ёлку в далёком прошлом.

      Просмотр презентации «Старый Новый год».

- А сейчас немного поиграем в снежки. Девочки- у нас белочки, мальчики - зайчики. По сигналу бросаем снежки, когда заканчивается музыка, то посмотрим на чьей стороне больше снежков.

      Игра детей со снежками.

- А сейчас давайте вспомним песню «Маленькой ёлочке».

    Прослушивание песни.

 - Ребята, давайте отгадаем  загадки о зиме. Слушайте внимательно!

  1. Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем.

А к нам придёт

Под Новый год-

Ребята будут рады.

Хлопот весёлых полон рот

Горят её наряды.

  1. Чтобы осень не промокла,

Не раскисла вода.

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежные  сады.

III часть.

- Молодцы! Дед Мороз и Снегурочка остались вами довольны

- Чем мы занимались сегодня?

- Что Вам понравилось?

- Что новое узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...