картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи

Великородная Александра Владимировна

картотека дидактических игр по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didaktichekih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx206.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические карточки для картотеки диалогов

Цель: способствовать развитию диалогической и связной речи, формировать умение характеризовать героев, развивать память, мышление

Оборудование: карточки с героями диалогов.

  1. Вариант игры: воспитатель показывает карточку – дети называют его и тот кто назвал, рассказывает диалог про этого героя.
  2. Вариант игры: воспитатель называет 3-4 признака героя: пример – белый, имеет шерсть, кричит бее. Дети называют героя и рассказывают диалог
  3. Вариант игры: воспитатель делит детей на команды и показывает картинку с героям кто быстрее назовет героя и расскажет диалог.
  4. Вариант игры: воспитатель показывает карточку – и называет героя – детям необходимо как больше вспомнить диалогов с ним.
  5. Вариант игры: воспитатель показывает героя – детям необходимо как можно больше назвать признаков этого героя, по желанию рассказать диалог
  6. Вариант игры: воспитатель показывает карточку героя – кто назвал героя рассказывает о нем по плану: 1 где живет, 2 чем питается, 3 – описывает внешний вид.

Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление.

Словарная работа:

активизировать в речи детей: слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).

Оборудование:

Круги Луллия по сказкам: «Гуси - лебе»», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».

Возраст: младший дошкольный возраст (3-4 года).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Варианты игры:

1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.

2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.

3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.).

4 вариант: спрашиваем что было сначала, а что потом.

5 вариант: задаём вопросы по сказкам .

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI12.5375\IMG_20210115_143039.jpg

Дидактическая игра: «Сказочная рыбалка»

Цель игры: Развивает память, внимание, речь, дети начинают использовать в речи новые слова, которые им подсказывает воспитатель, закрепление детьми названий русских народных сказок.

Варианты игры:

1 вариант игры: картинки сказки находятся в обруче, это озеро, дети с помощью удочки достают части от сказки и выкладывают их, игру можно организовать в виде соревнований, «Кто быстрее поймает сказку»

2 вариант игры: дети при помощи воспитателя раскладывают картинки в правильной последовательности, опираясь на подсказки (картинки находятся на поле на которое необходимо выложить сказку),  затем начинают составлять целую сказку по картинкам, при этом рассказывая ее.

Воспитатель помогает детям правильно употреблять и согласовать слова в роде, числе и падеже, подсказывает детям новые части речи -глаголы и прилагательные. Постепенно, в ходе регулярных занятий, дети начинают использовать в речи новые части речи, расширяется словарный запас. При использовании иллюстраций к неизвестным для детей сказкам воспитатель помогает детям разложить картинки в правильной последовательности.

Дидактическая игра: «Расскажи-ка»

«Расскажи по картинке».

Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Собери из частей».

Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал: разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки.

Ход игры:

Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.

Дидактическая сказка  «Собери и расскажи сказку».

Дидактическая игра предназначена для использования детьми старшего дошкольного возраста. Эта игра рассчитана для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми дошкольного возраста. Игра может быть использована педагогами, родителями и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.

Цель игры: научить ребёнка подбирать карточки, относящиеся к одной сказке, и рассказывать ее сюжет.

Данная игра направлена на:

умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения.

- развитие творческих и познавательных процессов у детей, связной речи, внимания, памяти, фантазии.

1 вариант игры Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам собрать героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.

Результативность данной игры подтверждается обогащением активного словаря детей.

2 вариант игры:  «Лото-собери сказку» так же можно Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки 

Дидактическая  игра «Помоги щенку Кузе»

Цели:
Развивать фонематическое восприятие;
Различать звуки С, СЬ по твердости, мягкости; Находить место звуков С, СЬ по трем позициям (начало, середина и конец cлова);  Учить подбирать картинки к звуковым схемам; Автоматизировать звуки С, СЬ в словах.
Игровой материал: Демонстрационная картинка щенка; Косточки с нарисованными на них картинками, обозначающими слова со звуками С, СЬ в разных
позициях; Миски со звуковыми схемами;  Пустые шаблоны косточек для выбора картинок по собственному усмотрению педагога.
Словарь: сундук, кокос, лиса, сом, аист, колбаса, глобус, ананас,
маска, санки, сумка, носки, кактус, стол, мост, нос, апельсин, лось,
семь, письма, гусь, осел, автобус.
Вариант игры:
Дети выходят по одному, берут косточку, называют картинку,
нарисованную на ней, определяют наличие звука С или СЬ,
позицию звука в слове, соотносят картинку со звуковой схемой,
кладя в соответствующую миску. После того, как все картинки
будут разложены по мискам, дети еще раз называют все картинки,
четко произнося звуки С, СЬ.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI51.344\IMG_20210115_143821.jpg

Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»

Описание игры: Разделить слова на слоги и маркером соединить с нужной картинкой

Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и  трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух,

память, внимание.

Задание: Ребёнку необходимо назвать картинку, прохлопать слово по частям (слогам),

соединить с нужной схемой.

Дидактическая  игра «Почтальон»

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

Почтальон обрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные.

Варианты игры:

  1. Отнести только в те домики, где буквы согласные.
  2. Отнести только в те домики, где буквы гласные.
  3. Можно использовать два конверта: 1 – для обозначения главных, второй для обозначения согласных.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI45.813\IMG_20210115_144000.jpg

Дидактическая игра: Составь описательный рассказ

(Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию речи или в индивидуальной деятельности).

Цель:

Учить детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

Материал: Карточки с изображением различных картинок.

Правило игры:

В игре участвует от 2-х до 4-х детей. Игра напоминает карточную игру. Взрослый перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Игра может начинаться с трёх карточек, если дети справляются с заданием, то карточки прибавляются до четырёх, пяти, шести штук. Со временем дети могут сами выбирать ведущего.

Условие игры: Составить по карточкам предложение или маленький рассказ, в зависимости от количества карточек.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.2047\IMG_20210115_143404.jpg

Дидактическая игра: «Мой, моя, моё, мои»

Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и будет для Вашего ребенка увлекательным, интересным и познавательным.

Цель:

Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

 Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.  Совершенствовать грамматический строй речи.  Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь. Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

Вариант игры: Взрослый предлагает детям взять по одной карте. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» - «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда ребёнок положит все маленькие карточки на карту.

В  процессе игры дети должны будут разложить карточки по игровым полям, определив соответствие существительного и местоимения.

Дидактическая игра: «Кто, где находиться»

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.7172\IMG_20210115_143319.jpg

Дидактическая  игра: «Добрые, злые эмоции»

Дидактическая игра «Предлоги-помощники»

Цель: Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.

Задачи: Упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги. Закреплять умение выкладывать схемы предложений. Оптимизировать процесс развития грамматического строя речи детей за счёт включения в работу двигательного, зрительного, слухового анализаторов. Повышать работоспособность детей, познавательный интерес, активность.

Комплектация игры:

• Пять панно с подвижными картинками на группы предлогов:

- в, из;

- на, с, со;

- под, из-под;

- за, из-за;

- к, от.

• Набор зелёных полосок (обозначение слов, символов предлогов для выкладывания схем предложений.

Описание игры:

Детям предлагается составить предложение по картинкам на панно, выложить его схему, используя зелёные полоски и схемы предлогов. Затем передвинуть предметные картинки на панно, чтобы использовать противоположный предлог и также выложить схему предложения.

Усложнение:

• Предложить ребёнку распространить предложение.

• Составить сложносочинённое предложение, используя противоположные предлоги.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI53.750\IMG_20210115_143737.jpg

Дидактическая игра «РАССКАЖИ-КА» для детей дошкольного возраста

Составление рассказов-описаний с помощью схем-мнемотаблиц

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. 

Всегда приятно общаться с человеком, который умеет связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Большинство детей не могут согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Как правило, у таких детей плохая память, рассеянное внимание, многие страдают несовершенством логического мышления.

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». 

Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.

 C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI64.609\IMG_20210115_143638.jpg

Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"
Цель игры:

- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв;

- развивать речь;

- фонематический слух;

- память;

- мышление;

- пополнять словарный запас ребенка.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI72.891\IMG_20210115_143551.jpg

Игра Кто я? – Узнать своё второе «я»

В начале партии следует хорошо перетасовать колоду карт, затем все участники надевают на головы специальные обручи, в которые вставляют случайные карточки со словами. Каждый игрок видит, что написано на карточках его соперников, но не знает, что «написано» у него на лбу.

Участники ходят по очереди, в свой ход активный игрок задает вопросы своим друзьям, пытаясь выяснить, кто же он. Вопросы нужно строить таким образом, чтоб ответить на них можно было только «да» или «нет». На всё – про всё у игрока есть одна минута, в течение которой можно задавать неограниченное число вопросов – вот сколько успеете. Время удобно отмерять с помощью песочных часов, которые идут в наборе с игрой Кто я? (большая). Если игрок успевает за 1 минуту угадать, какое слово написано на его карточке – он получает победную фишку, сыгранную карточку отправляет в сброс, а на её место ставит новую из колоды. Если же игрок не справляется с заданием – право хода переходит к следующему участнику и своей очереди придётся ждать, пока не походят все игроки.

Если в процессе игры участник не может сориентироваться и придумать подходящий вопрос, он может воспользоваться вспомогательной карточкой с вопросами. Каждый игрок может обратиться за помощью всего раз за партию. Игра Кто я? (большая) подойдёт к концу, когда кто-нибудь из участников соберёт 10 победных фишек, он и станет победителем.

Кем я только не был!

В вашем распоряжении окажется 162 карточки, а, значит, вы сможете сыграть огромное количество партий. И даже если спустя какое-то время все карточки уже будут сыграны, можно нарисовать свои, которые также будет удобно вставить в обручи.

Купить игру Кто я? (большая) будет хорошим решением, если вы ждёте в гости друзей и не знаете, чем их развлечь. Также в этом случае пригодятся игры Экивоки и Кодовые имена (Codenames). Компания близких друзей, парочка веселых развлечений, и вам захочется повторить этот вечер снова и снова! Вот только кем вам выпадет быть в следующий раз?

        C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI13.4125\IMG_20210115_143014.jpg

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI15.6766\IMG_20210115_142923.jpg

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI12.7953\IMG_20210115_143206.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...