Методическая разработка "Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Клейменова Светлана Павловна

"Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx46.74 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Неделя

Тема

Направление работы

Цель

Литература

Сентябрь

1

«Наш детский сад»

Восприятие

художественной

литературы

«Чтение и заучивание стихов А.Л. Барто»

Развитие навыков восприятия стихотворного произведения. Заучивание наизусть.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. стр. 89.

Развитие речи

(ЗКР)

Формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 95.

2

«Осень. Изменения в природе. Труд

человека осенью»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. стр. 94.

Развитие речи

(ЗКР)

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр. 29.

3

«Осень. Изменения в природе. Труд

человека осенью»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Воспитывать у детей любовь к чтению. Давать краткий пересказ произведения. Развивать поэтический сказки слух.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. стр. 147.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: звуки с и сь.

Объяснить детям артикуляцию звука с. Поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр. 28.

4

«Деревья.

Кустарники»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Я по лесу по зеленому бреду».

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет, стр. 15

Развитие речи

(ЗКР)

 Звуковая культура речи:   укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки  правильного произношения звуков «с», «сь»

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр112

Октябрь

1

«Грибы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами».

Формировать умение внимательно слушать произведение. Отвечать на вопросы. Развивать диалогическую и монологическую речь.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. стр.  16.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: звуки з и зь.

Упражнять детей в произношении изолированного звука з(в словах и слогах); учить произносить звук з и зь твердо и мягко; различать слова со звуком з, зь.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр.32.

2

«Фрукты. Овощи»

Восприятие

художественной

литературы

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Развивать диалогическую речь, учить самостоятельно, отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, радости. Помочь понять содержание сказки, её образный язык.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет, стр.  31.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи:  закреплять произношение пройденных звуков «у» «а» «г» «к»

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 107

3

«Домашние

Животные»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение «Три поросенка». Обработка С. Михалкова. Довести до сознания детей замысел автора. Повышать словарный запас. Научить детей понимать содержание произведения. При повторном чтении, хоровое проговаривание рифмующихся строк.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.стр. 62

Развитие речи

(ЗКР)

Составление описательного рассказа о питомцах. Продолжать знакомить с термином «слово» закрепить произношение звука «с» «сь»

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр.115

4

«Домашние птицы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение  «Зимовье» в обработке(И Соколова-Микитова) . Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр 48

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение изолированного звука «з»

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 118

5

«Дикие животные»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение Н.Сладков «Лиса и заяц».

Познакомить с русскими народными сказками и животных; ввести понятии е «анималистические» сказки; развивать мышление, объяснить смысл пословиц; расширять словарный запас.

Хрестоматия  для средней группы.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: упражнять детей в произношении звука «ц»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр.36

Ноябрь

1

«Дикие птицы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение рассказа Г. Андерсен «Дикие лебеди»

Развивать логику посредством чтения. Прививать любовь к чтению.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.стр. 31

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 122

2

«Мебель. Приборы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение К. Чуковского «Федорино горе».

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие. Активизировать глаголы в речи, учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» стр.103.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово»

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 125

3

«Посуда.

Сервировка»

Восприятие

художественной

литературы

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие. Активизировать глаголы в речи, учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» стр.108.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: учить слышать и правильно произносить  звук «ш» изолированный и в словах.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр.131

4

«Продукты»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение норвежской народной сказки «Пирог».

Познакомить детей с норвежской сказкой. Учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев «Пирог», «Колобок». Формировать умение  замечать выразительные средства.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. стр. 56

1

«Человек. Здоровье. Гигиена».

Восприятие

художественной

литературы

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Формировать умение  осознавать тему, содержание поэтического произведения; вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.56.

Развитие речи

(ЗКР)

Тема: Составление описания внешнего вида.

Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 149.

Декабрь

2

«Транспорт. Труд водителя»

Восприятие

художественной

литературы

«Чтение отрывков из стихотворений Т. Шатского, В. Борисова, О. Высотской».

Формировать умение детей следить за развитием действия, высказывая свои впечатления о прочитанном. Обогащать словарный запас, игровой и личный опыт.

Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» стр.127.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: развивать выразительность речи.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 134

3

«Правила

дорожного

движения»

Восприятие

художественной

литературы

«Чтение стихотворения Михалкова С. В. Дядя Степа - милиционер»

Знакомить детей с профессией милиционера. Формировать представления о ее важности. Способствовать обогащению опыта восприятия информации в образной, чувственной сфере.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.стр. 117.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: обучение  рассказыванию по картине.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр.36

4

«Новый год. Сказки»

Восприятие

художественной

литературы

«Зима» И. Суриков. Заучивание стихотворения.

Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр.44

Развитие речи

(ЗКР)

Пересказ сказки «Курочка Ряба».

Помочь детям вспомнить названия сказок «Рукавичка»,  «Теремок»; учить связно и выразительно пересказывать хорошо знакомую небольшую сказку «Курочка ряба» без подсказов воспитателя.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.73.

Январь

2

«ОБЖ»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение Л. Воронков «Как Алёнка разбила зеркало».

Закрепить знание правил обращения с опасными для жизни и здоровья предметами. Познакомить с литературным произведением, помочь понять его смысл, учить оценивать поступки героев.

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно -  тематических занятий. Средняя группа» стр. 174.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи.

Проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.121.

3

«Зима. Зимние забавы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова - Микитова),помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет, стр. 21.

Развитие речи

(ЗКР)

 Звуковая культура речи. Звук «ж» . Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука «ж»

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.49

4

«Одежда. Обувь.

Головные уборы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение стихотворения «Пахнет варежка лошадкой».

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет, стр. 154

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи.

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 50

5

«Родная страна»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение произведений «О Родине».

Знакомить детей с понятием Родина через художественные произведения. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Хрестоматия для средней группы.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи.

Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж». изолированный, в словах.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр.137

Февраль

1

«Мой город моя улица»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение Т. В. Букашкина «Есть город на земле». Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

Хрестоматия для средней группы

Развитие речи

(ЗКР)

Составление детьми описательных рассказов.

Формировать у детей умение составлять описательные рассказы  про куклы, и её одежду по образцу рассказа воспитателя. Активизировать использование в речи детей предлог на.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.66.

2

«Труд взрослых. Профессии»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение ст. С. Михалков «А что у вас?»

Учить внимательно, слушать стихи, формировать представления о важности различных профессий; закреплять понимание предлогов: в, на, под, между. Учить произносить фразы с различной силой голоса.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.с. 106

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: звук ч

Объяснить детям как правильно произносится звук «ч», упражнять в произнесении звука.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр53

3

«День защитников Отечества. Военные профессии»

Восприятие

художественной

литературы

«Пограничники». Заучивание стихотворения С. Я.  Маршак.

Познакомить детей с новым стихотворение – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи:  Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр.52

4

«Искусство»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение С. Георгиев «Бабушкин садик» Формировать умение детей следить за развитием действия, высказывая свои впечатления о прочитанном. Обогащать словарный запас, игровой и личный опыт.

Хрестоматия для средней группы.

Развитие речи

(ЗКР)

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Учить правильно пользоваться интонацией.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 142

Март

1

«Моя семья. Мамин праздник»

Восприятие

художественной

литературы

Заучивание стихотворения «Наши мамы» Е. Благиненой.

Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию.

Хрестоматия для средней группы

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: звуки щ-ч. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа», стр. 60

2

«Моя семья»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение рассказа Л. Толстого «Отец и сыновья».

Формировать умение четко и правильно произносить звук ч изолированный, в словах и фразах. Учить понимать и оценивать поступки героев.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.с. 201

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи. Продолжать учить выделять звуки в слове подбирать слова на заданный звук.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 144

3

«Народное

творчество.

Промыслы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение русской народной сказки «Соломенный бычок - смоляной бычок».

Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, учить отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.с. 59

Развитие речи

(ЗКР)

Составление рассказов по картине «На полянке».

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 55.

4

«Народная

игрушка»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».

Формировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные  средства;  формировать  умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи:  закрепить произношение звука «щ».

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 155

1

«Весна. Изменения в природе. Труд

человека»

Восприятие

художественной

литературы

«Весенний день» Фет А. А. Заучивание стихотворения.

Учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.с. 151.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: шипящие звуки.

Закрепить произношение шипящих звуков, потренировать в различении звуков в рифмовках; упражнять детей в отыскивании на рабочих листах изображений предметов, в названиях которых есть заданный звук.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.

2

«Насекомые»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение К. Чуковского «Тараканище»

Формировать умение детей понимать содержание.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.с. 246

Развитие речи

(ЗКР)

Составление рассказов по картине.

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр.62.

Апрель

3

«Рыбы»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение С. Я.  Маршак. «Вот какой рассеянный».

Закреплять умение подбирать слова, сходные по звучанию. Упражнять в использовании несклоняемого существительного «пальто». Познакомить с литературным произведением, помочь понять его юмор.

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно -  тематических занятий. Средняя группа» стр. 203.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: звук р. и л.

Напомнить детям артикуляцию звуков р и л, поупражнять в правильном произношении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Формировать умение детей находить звук в слове.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского», стр.63

4

«Земноводные»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение «Лягушка - путешественница.

Формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.

Развитие речи

(ЗКР)

Составление описания  животных по картине.

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр.156

5

«Цветы луга и сада»

Восприятие

художественной

литературы

«Стихи Е. Серовой о цветах».

Закреплять представление о цветочных растениях. Закрепить знание названий цветов. Способствовать эмоциональному восприятию цветов.

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно -  тематических занятий. Средняя группа» стр. 218.

Развитие речи

(ЗКР)

Совершенствование грамматического строя речи. Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Формировать умение детей в речи правильные формы глагола хотеть (хотите – хотим); отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, выразительно передавать их речь.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского»,  стр.

Май

1

«Комнатные растения»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение К. Чуковского «Федорино горе».

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие. Активизировать глаголы в речи, учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Развитие речи

(ЗКР)

Звуковая культура речи: звуки «р», «рь». Упражнять детей в чтком и правильном произнесении звука р.

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского»,  стр.

2

«Ягоды»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение русских народных сказок. Продолжать формировать умение детей понимать содержание сказки.

Хрестоматия для средней группы

Развитие речи

(ЗКР)

Закрепить представление о звуковом составе слова

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр.163

3

«День рождения города»

Восприятие

художественной

литературы

Чтение «Аленушкины сказки» Д. Мамин - Сибиряк

Продолжать формировать умение детей понимать содержание сказки.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет, стр. 213

Развитие речи

(ЗКР)

«Рассказывание из опыта «Где мы были, что мы видели».

Закрепить представления о родном городе и его достопримечательностях.

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно -  тематических занятий. Средняя группа» стр. 208.

4

«Скоро лето»

Развитие речи

(ЗКР)

Составление рассказов по картине «На полянке».

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа»,стр.55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Развитие наглядно – образного мышления у детей дошкольного возраста посредством сказок»

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе по теме: «Путешествие в космос»

- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским космонавтом; -познакомились и закрепили знания о космосе, планетах.- ...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме: : «Берегите лес от пожаров»

расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

 Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...

Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме: «Дорога в старшую группу»

- Закрепить знания детей о временах года, признаках времен года, насекомых.-Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат,треугольник, прямоугольник независимо от их размера-Закрепит...